По дисциплине «Психология развития»

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи психологии развития. (карабанова, сапогова, истрия возникновения предмета)

2. Закономерности психического развития человека. (понятие психическое развитие, особенности процесса 8, закономерности, сапогова)

3. Общая характеристика методов возрастной психологии. (требования, +-)

4. Общее понятие о возрасте: хронологический (физический), биологический, социальный и психологический возраст. (выготский, псих возраст отличие от хрон био и соц, примеры не совпадение )

5. Условия и движущие силы психического развития личности. (одна особенность псих развития о движ силе)

6. Общее понятие о психологических новообразованиях и закономерность их возникновения в разных возрастах.(лекции)

7. Возрастные кризисы в психическом развитии человека.(признаки, картина любого кризиса)

8. Неравномерность психического развития и её конкретное проявление. (примеры применения акселерация и задержка псих развития, неравномерность в темпе и колво образований)

9. Общее понятие о социальной ситуации развития и ее изменение при переходе от одного возраста к другому. (роль, выготский, пример ССР между двумя возрастами)

10. Общее понятие о ведущей деятельности. Закономерности смены ведущих деятельностей при переходе от одного возраста к другому. (периодизация, названия,пример одна деятельность)

11. Понятие о сензитивных периодах развития человека.

12. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина и принципы её построения.

13. Общее представление о движущих силах психического развития ребёнка с точки зрения основных зарубежных психологических теорий (психо­анализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология).(любая теория, карабанова)

14. Психоанализ о развитии ребенка.

15. Психическое развитие с точки зрения бихевиоризма.

16. Когнитивная психология о психическом развитии ребенка.

17. Проблема развития с позиций гуманистической психологии.

18. Периодизация психического развития Л.С. Выготского и принципы её построения.

19. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выго­тского.

20. Особенности психического развития ребенка в младенческом возрасте.

21. Непосредственно эмоциональное общение — ведущая деятельность младенца.

22. Комплекс оживления и его роль в психическом развитии.

23. Общая характеристика развития ребенка в раннем возрасте.

24. Предметно-манипулятивная деятельность — ведущий вид деятельности в раннем детстве.(протекает, новообразования)

25. Кризис 3-х лет, формы его протекания.

26. Общая характеристика дошкольного возраста.

27. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. (прогрессивность, какие игры свойтсвенны возрасту, влияние на новообразование)

28. Готовность ребенка к обучению в школе и её психодиагностика.

29. Общая характеристика младшего школьного возраста.

30. Учебная деятельность — ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.

31. Особенности развития познавательной сферы личности младшего шко­льника

32. Общая характеристика подросткового возраста.

33. «Чувство взрослости» — основное новообразование подросткового возраста. (ведущая деятедльность, реакции, причины)

34. Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми. Возникновение интимного круга общения.(анатомо=физиологические особенности, уклон в личностную сферу)

35. Особенности интеллектуального развития подростка. (новообразования в когнитивной сфере)

36. Кризис подросткового возраста.(физиологические и психологические основания кризиса)

37. Общая характеристика юношеского возраста. (ранняя юность, 15-18 лет)

38. Формирование профессионального самосознания юношества.(выбор. Факторы, сложность выбора)

39. Особенности взаимоотношений в юношеском возрасте: половое созревание и юношеская сексуальность, ухаживание и любовь, подготовка к браку, половое просвещение.

40. Основные проблемы молодости как начального этапа зрелого возраста: поиск себя, выработка индивидуальности, окончательное осознание себя как взрослого человека, складывание более конкретного представления о будущей жизни, вступление в брак.

41. Проблема профессионального самоопределения в молодости.

42. Переход к расцвету - период нормативного кризиса как расхождение между областью наличного и областью возможного, желаемого. Смена основ образа жизни. Распад ранних браков, смена профессии как иллюзорные пути выхода из кризиса.

43. Зрелость - как вершина жизненного пути личности. Коллективное творчество как ведущая деятельность данного периода. Стремление к общению как характерная черта данного периода. Изменение социальной ситуации развития, возрастная перестройка организма.

44. Кризис взрослого возраста. Осознание утраты молодости. Начало снижения уровня физических возможностей. Смена иерархии мотивов. Сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода.

45. Психология людей пожилого и старческого возраста. Угасание физических сил в пожилом возрасте. Творческая деятельность личности.

46. Кризис старости.

47. Проблема взаимоотношений в пожилом и старческом возрасте.

Наши рекомендации