По дисциплине «Психология развития»
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и задачи психологии развития. (карабанова, сапогова, истрия возникновения предмета)
2. Закономерности психического развития человека. (понятие психическое развитие, особенности процесса 8, закономерности, сапогова)
3. Общая характеристика методов возрастной психологии. (требования, +-)
4. Общее понятие о возрасте: хронологический (физический), биологический, социальный и психологический возраст. (выготский, псих возраст отличие от хрон био и соц, примеры не совпадение )
5. Условия и движущие силы психического развития личности. (одна особенность псих развития о движ силе)
6. Общее понятие о психологических новообразованиях и закономерность их возникновения в разных возрастах.(лекции)
7. Возрастные кризисы в психическом развитии человека.(признаки, картина любого кризиса)
8. Неравномерность психического развития и её конкретное проявление. (примеры применения акселерация и задержка псих развития, неравномерность в темпе и колво образований)
9. Общее понятие о социальной ситуации развития и ее изменение при переходе от одного возраста к другому. (роль, выготский, пример ССР между двумя возрастами)
10. Общее понятие о ведущей деятельности. Закономерности смены ведущих деятельностей при переходе от одного возраста к другому. (периодизация, названия,пример одна деятельность)
11. Понятие о сензитивных периодах развития человека.
12. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина и принципы её построения.
13. Общее представление о движущих силах психического развития ребёнка с точки зрения основных зарубежных психологических теорий (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология).(любая теория, карабанова)
14. Психоанализ о развитии ребенка.
15. Психическое развитие с точки зрения бихевиоризма.
16. Когнитивная психология о психическом развитии ребенка.
17. Проблема развития с позиций гуманистической психологии.
18. Периодизация психического развития Л.С. Выготского и принципы её построения.
19. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского.
20. Особенности психического развития ребенка в младенческом возрасте.
21. Непосредственно эмоциональное общение — ведущая деятельность младенца.
22. Комплекс оживления и его роль в психическом развитии.
23. Общая характеристика развития ребенка в раннем возрасте.
24. Предметно-манипулятивная деятельность — ведущий вид деятельности в раннем детстве.(протекает, новообразования)
25. Кризис 3-х лет, формы его протекания.
26. Общая характеристика дошкольного возраста.
27. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. (прогрессивность, какие игры свойтсвенны возрасту, влияние на новообразование)
28. Готовность ребенка к обучению в школе и её психодиагностика.
29. Общая характеристика младшего школьного возраста.
30. Учебная деятельность — ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.
31. Особенности развития познавательной сферы личности младшего школьника
32. Общая характеристика подросткового возраста.
33. «Чувство взрослости» — основное новообразование подросткового возраста. (ведущая деятедльность, реакции, причины)
34. Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми. Возникновение интимного круга общения.(анатомо=физиологические особенности, уклон в личностную сферу)
35. Особенности интеллектуального развития подростка. (новообразования в когнитивной сфере)
36. Кризис подросткового возраста.(физиологические и психологические основания кризиса)
37. Общая характеристика юношеского возраста. (ранняя юность, 15-18 лет)
38. Формирование профессионального самосознания юношества.(выбор. Факторы, сложность выбора)
39. Особенности взаимоотношений в юношеском возрасте: половое созревание и юношеская сексуальность, ухаживание и любовь, подготовка к браку, половое просвещение.
40. Основные проблемы молодости как начального этапа зрелого возраста: поиск себя, выработка индивидуальности, окончательное осознание себя как взрослого человека, складывание более конкретного представления о будущей жизни, вступление в брак.
41. Проблема профессионального самоопределения в молодости.
42. Переход к расцвету - период нормативного кризиса как расхождение между областью наличного и областью возможного, желаемого. Смена основ образа жизни. Распад ранних браков, смена профессии как иллюзорные пути выхода из кризиса.
43. Зрелость - как вершина жизненного пути личности. Коллективное творчество как ведущая деятельность данного периода. Стремление к общению как характерная черта данного периода. Изменение социальной ситуации развития, возрастная перестройка организма.
44. Кризис взрослого возраста. Осознание утраты молодости. Начало снижения уровня физических возможностей. Смена иерархии мотивов. Сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода.
45. Психология людей пожилого и старческого возраста. Угасание физических сил в пожилом возрасте. Творческая деятельность личности.
46. Кризис старости.
47. Проблема взаимоотношений в пожилом и старческом возрасте.