Предмет детской психологии. Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает дальнейшее совершенствование системы дошкольного воспитания, «Необходимо улучшить организацию воспитания и образования детей дошкольно­го возраста. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллекти­визм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способ­ности, самостоятельность, организованность и дисципли­ну»[1]1. Решение этих задач во многом зависит от работников дошкольных учреждений. Интенсивное развитие общест­венного дошкольного воспитания в СССР, особая зна­чимость первых лет жизни ребенка в формировании лично­сти способствуют стремительному возрастанию потребно­сти нашего общества в деятельности профессиональных педагогов дошкольных учреждений, умеющих грамотно осуществлять воспитание подрастающего поколения.

Важным звеном в системе подготовки специалистов дошкольного воспитания является формирование у них психологических знаний о предмете их профессиональной деятельности. Эти знания помогут им лучше узнать своих воспитанников, верно разобраться в их возрастных и индивидуальных особенностях, эффективно воздейство­вать на психику каждого отдельного ребенка и группы в целом.

В настоящее время в связи с интенсивным ростом сети дошкольных учреждений, учебных заведений, го­товящих для них специалистов, возросла потребность в учебных пособиях по возрастной и педагогической пси­хологии.

В основу данного пособия положена программа для студентов пединститутов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». Особое внимание уделяется таким проблемам, которые либо не получили отражения в существующих учебниках по детской пси­хологии (темперамент, способности дошкольника), либо не нашли в них достаточно полного освещения (развитие личности, художественная деятельность, психологическая готовность к школе и др.). Включен в пособие и материал о психологии деятельности воспитателя. Авторы стремились придать своей работе педагоги­ческую направленность — предлагая студентам научную информацию, вместе с тем воспитывать у них стремление связывать полученные знания с жизнью, с педагогической практикой.

В пособии использованы фундаментальные труды по детской психологии советских и зарубежных авторов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже и др.), а также исследования последних лет, опубликованные в научной периодике.

Пособие создано коллективом сотрудников кафедры общей и детской психологии Минского педагогического института им. А. М. Горького. Отдельные главы его написаны следующими авторами: глава I, II — доктором психологических наук, профессором Я. Л. Коломинским; главы III, VI, XXII — доктором психологических наук, профессором Я. Л. Коломинским и кандидатом психоло­гических наук, доцентом Е. А. Панько; главы VII, X, XV, XVI, XVII, XX, XXIII — кандидатом психологических наук, доцентом Е. А. Панько; главы VIII, XII, XXI — кан­дидатом психологических наук, доцентом А. Н. Белоус; глава XIII — кандидатом психологических наук, доцентом Ю. Н. Карандашевым; глава XI — кандидатом психологи­ческих наук, доцентом Г. Г. Романовичем; глава IX — кан­дидатом психологических наук, и. о. доцента Т. В. Сенько; глава XIV — кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником Н. С. Старжинской; главы IV, V — старшим преподавателем Л. А. Холевой; главы XVIII и XlX — кандидатом психологических наук, доцентом Н. А. Цыркун.

Раздел I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет детской психологии

Историю развития психики человека можно рассматри­вать в двух основных аспектах: 1) от начального этапа проявления сознания у первобытных людей до его совре­менного уровня (филогенез психики) и 2) от рождения ребенка до зрелости (онтогенез психики). Младенец по своим физическим, физиологическим и психологическим признакам резко отличается от дошкольника, дошкольник от подростка, подросток от юноши, юноша от зрелого че­ловека и старика. Возрастную динамику развития лич­ности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. В соответствии с основ­ными эпохами жизни человека она делится на детскую психологию, психологию младшего школьника, психоло­гию подростка, психологию юности, психологию взрос­лости и геронтопсихологию (психология старческого возраста).

Детская психология изучает закономерности психи­ческого развития ребенка от рождения до поступления в школу.

Стремительно проносятся первые шесть — семь лет жизни, годы детства, но за этот короткий срок происходят поистине грандиозные прогрессивные изменения в психике человека. Из самого беспомощного среди всех живых существ ребенок превращается в сознательную личность, которая постигает законы развития природы, общества и собственной психики, становится активной преобразу­ющей силой окружающей действительности.

Теоретическое и практическое значение детской психо­логии очень велико. Жизненный путь личности можно сравнить с полетом космического корабля по орбите, которую задает человеку его время, интересы народа, высокие идеалы коммунизма. Раннее и дошкольное дет­ство — это начальный пусковой период орбиты. Доста­точно здесь, на старте развития личности, допустить хотя бы небольшую ошибку, и космический корабль (а в нашем случае — психическое развитие личности) откло­нится от заданного курса на тысячи километров. Как для управления космическим кораблем необходимы хоро­шо подготовленные инженеры и техники, так и для успеш­ного воспитания и обучения ребенка родителям и воспи­тателям дошкольных учреждений необходимо знать зако­ны психического развития, знать детскую психологию.

Наши рекомендации