Раздел 7. БАЗОВЫЕ СЕНСОМОТОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
_______________________________ 5—10 лет
Занятие 1
«Партизан». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть на нее утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой) и таким образом «включить» ее в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени! (Это упражнение диагностическое и позволяет выявить возможности ребенка.)
Занятие 2
«Да спине безрук-1». Ребенок ложится на спину, кладет сцепленные в замочек руки на живот и приподнимает голову, а ноги сгибает в коленях. Он должен доползти до цели, отталкиваясь одновременно двумя ногами.
Занятие 3
«На спине без рук-2». Упражнение выполняется так же, как на занятии 2, но отталкиваться надо поочередно — то левой ногой, то правой.
Занятия 4—5
«Ползание по-пластунски». Ребенок ложится на живот, головой в сторону цели, сгибает правые руку и ногу. Голова чуть оторвана от пола. Разгибая одновременно руку и ногу, неотрывно смотря на цель, ребенок толкается. После этого сгибает левую руку и ногу и опять толкается. Задача — доползти до цели.
Занятия 6—7
«Ползание на шестереньках». Ребенок встает на колени, локти и кисти рук. Поднимая правую ногу и правую руку, делает шаг. Затем меняет руку и ногу. Задача — не сбиваясь и не падая дойти до цели. В этом и всех последующих упражнениях важно, чтобы рука и нога ребенка касались пола одновременно.
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 367
Сначала лучше каждый шаг этого упражнения делать по команде, например «Ква» или «Бу», — это даст вам возможность контролировать темп выполнения упражнения. Можно также ввести ложные команды, которые ребенок должен игнорировать. Заодно потренируете внимание и слух (например, вместо команды «Ква» сказать «Кво» или «Кма»).
Примечание. Упражнение будет очень важно в дальнейшем, поэтому уделите ему максимум внимания. После усвоения упражнения можно ввести счет, например, 1 — отрываем ногу и руку, 2-3-4 — переносим их вперед, 5 — ставим руку и ногу. Этим вы замедлите выполнение упражнения, сделаете движения более точными и рассчитанными. Хотя после трех-четырех повторов рекомендуем вернуться к обычному выполнению упражнения и сосредоточиться больше на скорости.
Занятие 8
«Ползание на четвереньках-1». Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и правую руку, делает шаг. Язык медленно «переезжает» за «шагающей» рукой. Затем рука и нога меняются, а язык во время шага переползает в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.
Примечание. Упражнение несложное. Главное, чтобы ребенок при «приземлении» не прикусил язык от усердия. Важно, чтобы он не задумывался о том, куда должен перемещаться язык, а делал это автоматически.
Занятие 9
«Ползание на четвереньках-2». Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и левую руку, делает шаг. Язык медленно «переезжает» в противоположную от «шагающей» руки сторону. Затем рука и нога меняются, а язык во время шага переползает в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.
Занятие 10
«Ползание на четвереньках-3». Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и левую руку, делает шаг. Язык медленно «переезжает» в противоположную от «шагающей» руки сторону, а глаза смотрят в сторону «шагающей» руки. Затем ребенок делает шаг другой рукой и ногой и т.д. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.
368 Часть III. Дидактические материала!
Занятие 11
«Ползание на четвереньках-4». Ребенок встает на четвереньки, причем руки ставит друг за другом. Делает шаг правой ногой и одновременно руку, которая находится сзади, переставляет вперед. При этом если шагает правая рука, то язык и глаза смотрят влево, если левая — то вправо. Затем рука и нога меняются, а язык и глаза во время шага переползают в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.
Затем ребенок должен таким же образом проползти эту диста^
цию обратным ходом. *
!
Занятие 12 г
«Ползание на четвереньках-5». Ребенок встает на четвереньки, причем руки перекрещены. Ребенок делает шаг правой ногой и одновременно руку, которая находится сзади (за одной из рук), переставляет вперед. Язык медленно «переезжает» в противоположную от шагающей руки сторону, а глаза смотрят в сторону «шагающей» руки. Затем рука и нога меняются, а язык и глаза во время шага переползают в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.
Занятие 13
«Ползание боком». Ребенок встает на четвереньки. Ноги раздвинуты на ширину плеч, руки вместе. Делая шаг вбок, он ставит ноги вместе, а руки раздвигает на ширину плеч. Еще шаг — и опять руки вместе, а ноги на ширине плеч.
Примечание. Сначала можно помочь ребенку, проговаривая результат каждого шага: «Сейчас ноги вместе, руки — раздельно».
Вариант упражнения. Ребенок встает на четвереньки. Ноги вмес
те, руки перекрещены. Правая рука и правая нога одновременно ша
гают вбок (руки и ноги ставятся параллельно друг другу на ширине
плеч). Следующий шаг левой рукой и левой ногой — и опять руки nej
рекрещены, а ноги вместе. !
Занятие 14
«Хождение на коленях-1». Руки вытянуты в стороны. Пальцы рук прижаты друг к другу. Ладонь правой руки «смотрит в сторону», пальцы руки «смотрят вверх». Ладонь левой руки «смотрит в пол», а пальцы «смотрят в сторону». Стоя на коленях головой по направлению к цели, ребенок делает правой ногой шаг и одновременно с этим меняет положение ладоней — ладонь правой руки направляется в пол, а левая рука обращается вверх.
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 369
После того как ребенок усвоит это упражнение, можно добавить еще одно действие: язык следует за ладонью, смотрящей вверх.
Занятие 15
«Хождение на коленях-2». Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но при этом язык следует за ладонью, смотрящей вверх, а глаза — в противоположную сторону от языка.
Затем, наоборот, глаза следуют за ладонью, смотрящей вверх, а язык в противоположную от глаз сторону.
Занятие 16
«Хождение у стены-1». Ребенок встает лицом к стене, ноги на ширине плеч. Руки согнуты, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены на несколько метров вправо, а затем влево следующими способами:
а) руки и ноги параллельны друг другу (приставным шагом);
б) руки перекрещены, ноги параллельны;
в) ноги перекрещены, руки параллельны;
г) руки и ноги перекрещены.
Занятие 17
«Хождение у стены-2». Упражнение выполняется так же, как на занятии 16. При этом глаза смотрят в стену, а язык двигается в сторону шагающей руки. Затем, наоборот, язык неподвижен, а глаза смотрят в сторону шагающей руки.
Занятие 18
«Хождение у стены-3». Упражнение выполняется так же, как на занятии 16. При этом глаза смотрят в сторону шагающей руки, а язык двигается в противоположную от глаз сторону. Затем, наоборот, язык двигается в сторону шагающей руки, а глаза смотрят в противоположную сторону от языка.
Занятие 19
«Хождение у стены-4». Упражнение выполняется так же, как на занятии 16, но с закрытыми глазами.
Занятие 20
«Цыганочка». И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены. Ребенок дотрагивается правой рукой до поднятого левого колена. Вернуться в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (со-
370 Часть III Дидактические материалы
гнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п. Затем выполнить упражнение соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.