Методы постановки диагноза
Для постановки диагноза могут использоваться следующие методы: беседа, наблюдение, психологическое тестирование, моделирование ситуаций в естественных или лабораторных условиях. В каждом конкретном случае тот или иной метод может использоваться как основной или вспомогательный.
Беседанаправлена:
§ на анализ жалоб, когда психолог обязан выслушать жалобы клиенты и сравнить эти жалобы с известными ему симптомами проблем или психических нарушений;
§ на сбор анамнеза, связанного с припоминанием клиентом тех жизненных событий, которые позволяют установить причину возникновения проблем или развития психического расстройства.
По результатам беседы в анамнез могут быть включены следующие данные: социально-демографические и биографические, о трудовой и общественной деятельности, о бытовой стороне жизни (отношения в семье, особенности сексуальной сферы), об интересах и ценностях человека, о том, обращался ли человек ранее за помощью к психологу/психиатру (если да, то какой был получен эффект).
Преимущества:
- сбор разноплановой информации;
- сбор информации, которая не может быть получена другими способами;
- сбор информации, позволяющей выдвигать предварительные диагностические гипотезы;
- индивидуальный подход к клиенту;
- проведение беседы оказывает на человека, обратившегося к психологу за помощью, определенное психологическое воздействие; припомнив свою биографию и рассмотрев свою жизнь как бы со стороны, человек может осознать причины своих проблем и в какой-то мере избавиться от них.
Ограничения:
- обязательна высокая квалификация специалиста;
- высокая вероятность проявления субъективности в постановке диагноза.
Наблюдениеиспользуется для постановки диагноза на основе фиксации и анализа вербальных и невербальных проявлений внешней активности диагностируемого. Например, оценка внешнего вида, особенностей речи и поведения (использование вычурных оборотов речи, возбуждённое поведение и др.). Наблюдение часто используется в сочетании с другими способами постановки диагноза. Наблюдение может проводиться: а) в процессе беседы; б) в обычных естественных условиях жизнедеятельности объекта наблюдения; в) в сложных естественных или искусственных условиях.
Преимущества наблюдения в процессе беседы (консультативной работы):
- получение данных за короткий период, позволяющих выдвигать предварительные диагностические гипотезы.
Ограничения наблюдения в процессе беседы:
- отсутствие однозначной связи между внешними проявлениями и внутренними характеристиками;
- высокая вероятность проявления субъективности в постановке диагноза.
Преимущества наблюдения в сложных естественных условиях:
- в сложных условиях более вероятно, чем в обычных, проявятся интересующие характеристики индивида или группы;
- в сложных условиях можно наблюдать те характеристики, которые не могут быть оценены с высокой достоверностью посредством тестов (например, склонность к обману).
Ограничения наблюдения в сложных естественных условиях:
- редко можно воспользоваться сложными естественными условиями.
Психологическое тестированиепредполагает использование стандартизированных, надежных и валидных психодиагностических методик (ПДМ).
Преимущества:
- возможность количественно выразить диагностируемые параметры;
- возможность отследить динамику диагностируемых параметров;
- возможность за короткий временной период поставить диагноз;
- применение ПДМ придает начинающему психологу больше уверенности в себе;
- использование ПДМ рассматривается некоторыми людьми как необходимый атрибут работы психолога, а значит, вызывает у них больше доверия к психологу.
Ограничения:
- отсутствие необходимой ПДМ;
- низкая надежность и валидность ПДМ;
- негативное отношение испытуемых к ПДМ.
Моделирование ситуаций в естественных или лабораторных условияхможет использоваться для оценки, например,типа реагирования и поведения индивида в напряженных/экстремальных условиях, психологической готовности индивида к обману (деятельностому и/или информационному) в организации. Моделирование в естественных условиях может быть открытым или скрытым. В последнем случае испытуемый не информирован о том, что является объектом диагностики. Одним из главных направления моделирования ситуаций в психодиагностике являются тесты действия или ситуационные тесты.
Преимущества моделирования ситуаций в естественных условиях:
- обеспечение высокой достоверности и экологической валидности получаемых результатов;
Ограничения моделирования ситуаций в естественных условиях:
- если используется скрытая диагностика, то нарушается этический принцип не нанесения ущерба (один из пунктов этого принципа гласит: работа с Испытуемым/Клиентом допускается только после получения его согласия в ней участвовать);
- трудности организационного порядка (в частности, в некоторых случаях ситуация не может быть смоделирована вообще или в соответствии с устанавливаемыми требованиями);
- высокие требования к моделированию ситуаций;
- специалист должен обладать высокой квалификацией.