Деятельность психодиагноста

Главная цель современной психодиагностики — постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач: помощь в психическом и личностном развитии человека, создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработка рекомендаций, проведение психотерапевтических мероприятий. На реализацию этой цели направлено и конструирование психодиагностических методик.

Применяя старую психологическую схему анализа, выделим в профессиональной деятельности психодиагностакогнитивные, аффективно-коммуникативные и практические компоненты.

Когнитивный компонент предполагает знание психологических теорий, так как любая психодиагностическая методика (тест) основывается на определенной «диагностической концепции» — теоретически постулируемой системе психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности. Соответственно любая методика предполагает наличие у пользователя знания об общих и частных психических свойствах. Известно, что более обобщенные диагностические свойства обладают более широким полем прогноза, но при увеличении «ширины» поля прогноза точность прогноза, как правило, снижается. И в одном случае необходим, например, тест на общий интеллект, а в другом — на логическое мышление. Грамотная интерпретация результатов теста на интеллект требует знаний о природе интеллекта и соответствующих теоретических представлений.

Аффективно-коммуникативный компонент психодиагностической деятельности включает грамотное взаимодействие психодиагноста с клиентом. Критерии объективности научных психодиагностических методик заложены в принципах и методах их разработки. Но там, где взаимодействуют субъекты, объективность обеспечить не просто. Объективна методика будет только в руках профессионально подготовленного исполнителя, а дилетант даже в тестах достижений может создать такую обстановку, что это будет тест на стрессоустойчивость. Кроме того, отличительной особенностью психодиагностики является высокая социальная значимость её результатов: людям небезразлично, что получилось в итоге тестирования, и как, кем это будет использоваться. Психолог, работающий в области психодиагностики должен сознавать свою ответственность за социальные последствия использования результатов тестирования, за психологическую безопасность испытуемого. Этим обусловлена необходимость соблюдения этических норм[2]в практике психодиагностики.

Практический компонент деятельности психодиагноста содержит весь репертуар конкретных методик, а также - прикладные модели и технологии их применения. Универсальные методики пригодны для решения широкого круга диагностических задач в разнообразных сферах психологической практики, например, в психолого-педагогической, медико-социальной работе или в отборе персонала и комплектовании штата фирмы. Однако технология диагностики — от инструкции до алгоритма перевода в стандартные шкалы — может существенно различаться в зависимости от специфики деятельности и особенностей клиента. (Так, детская версия личностного опросника не «сработает» в обычном для взрослых бланковом или компьютерном варианте — для получения достоверной информации лучше проводить опрос в виде стандартизированного интервью). Технология применения психодиагностических методик предполагает также строгое выполнение психометрических требований[3]. Квалифицированный психолог должен уметь самостоятельно провести простейший психометрический анализ теста и пересчитать тестовые нормы, индексы надежности и валидности на своей выборке (региональной, локальной и др.). Без этой проверки никто не может гарантировать, что тест будет «работать» в данных условиях[4]. Кроме статистических норм, характеризующих в общем «среднестатистического» индивида, в современных тестах используются так называемые критериальные нормы или социокультурные нормативы, задаваемые системой требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию людей. Соответственно приоритетным становится качественный анализ результатов тестирования[5].

Выделенные компоненты деятельности психодиагноста являются звеньями единого процесса психодиагностического обследования и постановки психологического диагноза. Любой крен в сторону одного из компонентов приводит к неизбежному снижению эффективности функционирования всего аппарата психодиагностики как целого, что отражается на качестве психологического диагноза. Формализация диагностических результатов не должна вести к утрате связи с психологией, а математико-статистическими методами нельзя заменить психологическое мышление и знание психологических явлений и проблем. Великие мастера психодиагностики Л.С.Выготский и В.Н.Мясищев неоднократно отмечали, что психологический диагноз — есть результат деятельности психолога, а не инструмента психологического исследования, и в этой деятельности, как и в любой другой, успех обусловлен опытом в овладении инструментом и профессионализмом. Ответственность за результаты психодиагностики лежит на специалисте — только он может осознать границы своей компетентности, оценить характер стоящей перед ним диагностической задачи и отказаться от нее, если не подготовлен к её решению. Время дилетантизма в психодиагностике с бездумным применением пиратских копий нестандартизированных у нас тестов закончилось. Дилетанты должны уступить место профессионалам и многим методикам необходимо долго обучаться.

Основная сложность психодиагностики состоит в том, что она имеет дело с внешними симптомами предмета исследования. Между диагностическими признаками(или параметрами, которые можно наблюдать и регистрировать) и диагностическими категориями (или скрытыми сущностными характеристиками, которые интересуют исследователя) нет строгих однозначных взаимосвязей. Например, при изучении индивидуальных особенностей памяти согласно теоретическим представлениям о её процессах и механизмах в качестве диагностических признаков могут быть выбраны скорость запоминания, легкость воспроизведения, длительность хранения. Однако эти же диагностические признаки могут быть не столько показателями памяти, сколько — следствием концентрации внимания при запоминании или интереса к предъявляемому материалу. Выбор диагностических методов обычно основывается на операциональном описании изучаемых признаков. Так, скорость запоминания проявляется, например, в количестве повторений, необходимых для заучивания определенного материала, и можно выбрать или сконструировать методику регистрации этого частного диагностического признака. Однако знание тем более является научным, чем глубже переход от явления к сущности. Наметим основные этапы или схему такого перехода в психодиагностике.

Теоретико-методологическая основа психологической диагностики представлена в фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных психологов, таких как Б.Г.Ананьев, В. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Ф.Лазурский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, С. Л. Рубинштейн, А. Анастази.

Наши рекомендации