Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов
Во взглядах Зигмунда Фрейда. Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.
Сверх-Я – это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.
Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера.
Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.
Адлер не только объясняет механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых – это развитие «социального чувства», социального интереса. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими.
Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга.
К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия.
Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма.
В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона.
Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.
Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. Виды переговоров.
Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующих сторон, с возможным привлечением посредников.
Основные принципы регламентирующие переговорные процессы:
-стороны должны проявить волю в достижении согласия
-каждая стороны должна иметь собственный интерес к переговорам
-стороны должны иметь подготовку навыков проведения переговоров
-стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренности и совместимых решений
Типы переговоров:
-односторонний и многосторонний
-прямые и непрямые (нет посредников)
Цели:
-переговоры о продлении действующих соглашений
-осознание новый условий
Функции переговоров:
-поиск совместного решения проблемы
-информационная
-коммуникативная
-регулятивная
-пропагандистская
-маскировочная
Стратегии ведения переговоров:
-позиционный торг
-констуктивные переговоры
-переговоры на основе интересов
Динамика переговоров:
-подготовка переговоров. Где, время, повестки
-ведение переговоров. Обоснование вглядов, соглосование позиций.
-анализ результатов. Важно выполнение обязанностей всеми сторонами. Обсудить что поспособствовало успеху, какие возникли трудности, какое было поведение апонентов, какой опыт надо перенять.