Тесты для контроля остаточных знаний. 1. Конструктивные конфликты:
1. Конструктивные конфликты:
а) способствуют развитию организации; способствуют развитию сотрудничества у всех субъектов социального взаимодействия; характеризуются причинами, которые кроются в проблемах отдельных личностей: характере, профессиональной компетентности и т.п.;
б) приводят к инновационным проблемам; приводят к снижению качества управленческих решений; способствуют становлению групповой солидарности.;
в) способствуют оптимизации организационной структуры организации; способствуют развитию сотрудничества у всех субъектов социального взаимодействия; способствуют становлению групповой солидарности;
г) приводят к инновационным проблемам, способствуют становлению групповой солидарности; позволяют выявить неудовлетворительный стиль управления.
2. Деструктивные конфликты:
а) способствуют групповой солидарности; приводят к повышению эмоциональной и психологической напряженности в коллективе; приводят к потере рабочего времени;
б) снижают качества управленческих решений; приводят к саботажу; повышают эмоциональную и психологическую напряженность в коллективе;
в) приводят к инновационным проблемам; способствуют становлению групповой солидарности; позволяют выявить неудовлетворительный стиль управления;
г) способствуют оптимизации организационной структуры организации; способствуют становлению групповой солидарности; позволяют выявить неудовлетворительный стиль управления.
3. Конфликт – это:
а) борьба мнений;
б) спор, дискуссия по острой проблеме;
в) противоборство на основе противоположно направленных мотивов или суждений;
г) соперничество, направленное на достижение победы в споре.
4. Противоборство – это:
а) соперничество по поводу какого-либо предмета;
б) борьба мнений;
в) нанесения взаимного ущерба;
г) столкновения интересов.
Практическое занятие 4.
Вид практического занятия:устный опрос по пройденному на лекциях материалу, а также по материалу, изученному студентами самостоятельно, решение тестовых вопросов, доклады, рефераты и презентации работ.
Тема. Источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций
Содержание занятия:
1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.
2. Объективные факторы возникновения конфликтов.
3. Личностные факторы возникновения конфликтов.
Цель занятия:познание теоретических основ источников конфликта и причины возникновения конфликтных ситуаций
Практические навыки:приобретение базовых навыков в выявлении причин конфликта
Продолжительность занятия:2 час.
Вопросы для обсуждения
1. Объясните, в чем суть причины конфликта?
2.Сравните причину конфликта и повод.
3. В чем заключается глубинная причина любого конфликта?
4. Назовите основные виды противоречий, влияющих на возникновение конфликта.
5. Сравните объективные противоречия и субъективные противоречия.
6. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия современного российского общества.
7. Каковы главные объективные факторы возникновения конфликтов?
8. Каким образом взаимозависимость заданий может повлиять на возникновения конфликта? Приведите пример.
9.Каковы главные личностные факторы возникновения конфликтов?
10.Каким образом расхождение основных психологических доминант поведения личности может повлиять на возникновение конфликта?
11 .Каким образом влияют на возникновение конфликта неадекватные оценки и восприятия?
Задание 1.Проанализируйте причины конфликта.
• Чем больше неимущие группы сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они должны будут разжечь конфликт.
• Чем меньше каналов, по которым группы могут излить свое недовольство по поводу распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятно, что они должны усомниться в законности.
• Чем меньше в неимущих группах имеется организаций, между которыми распределяется эмоциональная энергия членов этих групп, тем более вероятно, что неимущие группы, не имеющие других поводов для жалоб, должны усомниться в законности.
• Чем больше члены неимущих групп, пытаются перейти в привилегированные группы, чем меньше допускаемая при этом мобильность, тем вероятнее, что они не станут придерживаться законности.
• Чем в меньшей степени социализация, испытываемая членами неимущих групп, порождает у них внутреннюю личную принужденность, тем более вероятно, что они должны испытывать относительное обнищание.
• Чем меньше внешних принуждений испытывают члены неимущих групп, тем больше вероятность того, что они испытывают относительное обнищание.
Задание 2.Среди личностных причин конфликта важное место принадлежит акцентуациям характера. Какие акцентуации, на ваш взгляд, наиболее часто выступают в качестве причин конфликта?
Блок 2. Типы конфликтов в организации