Сравнительный анализ методов восстановления устной речи при моторных формах афазии
В основе этих моторных нарушений лежат разные механизмы, соответственно должны различаться и методы восстановления.
Афферентная моторная | Эфферентная моторная |
Восстановление нарушенной речевой артикуляции | Преодоление патологической инертности |
Задняя речевая зона Страдает парадигматика | Передняя речевая зона Нарушена синтагматика |
Нарушение тонких артикуляторных движений, проявляющееся в невозможности найти нужные положения губ и языка при произнесении слов. Клиника: дефекты схемы артикулемы – моторной единицы речи, что приводит к дефектам произнесения отдельных звуков, слов и предложений. Литеральные парафазии. Автоматизированные формы речи остаются более сохранными. Нарушается понимание и импрессивная речь. | Клиника: Персеверации. Произнесение отдельных звуков сохранно, сложности в серийном произнесении звуков. Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами, продуктивность речи сильно снижена. Речевые эмболы, эхолалии. Больше нарушается произвольная, нежели непроизвольная речь. Вторично нарушается коммуникативная функция речи и эмотивная. Нарушения чтения, письма, нарушение предметных действий (апраксия). |
Направление работы: смысл текста ® отдельные звуки | Направление работы: отдельные звуки ® текст |
Стадия 1: растормаживание речи Приемы: - интонации - эмоциональные методы - метод чтения - классификация предметов - рисование - четвертый лишний - игры - проговаривание рядовой и автоматизированной речи - стихи, диалог, песни - беседа - цифровой метод | Стадия 1: растормаживание речи, снятие грубых персевераций и эхолалий. Приемы: - повторение - ритмико-мелодический - заканчивание фразы - прием игр - стихи/песни |
Стадия 2: восстановление умения произносить отдельные слова Приемы: - смысло-слуховой метод (слово®предметный образ®артикуляторный образ®произнесение) - классификация - рисование - игра в предметное лото и пр. | Стадия 2: восстановление активного произнесения отдельных слов. Приемы: - последовательной активизации речевой деятельности (чтение стихов с разной громкостью) - прием семантических связей слов: по семантической общности (категории), по оппозиции (антонимы), по морфологическому признаку (однокоренные) |
Стадия 3: восстановление активного словаря Приемы: - смысло-слуховой метод - беседа - разные контексты - рисование | Стадия 3: восстановление предикативной структуры фразы. Приемы: - заканчивание фразы - вербализация собственных действий - введение слова в различные связи - классификации флексий |
Стадия 4: восстановление звуко-артикуляторного анализа слов, работа над аграмматизмами Приемы: - ритмическое выделение элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры с напевным проговариванием - метод повторения фраз - метод составления фраз по заданным словам - метод диалога | Стадия 4: восстановление связной фразовой речи. Приемы: - составление рассказов по сюжетной картинке - предложения по серии картинок - разбор предложений по частям речи - ролевые игры (проговаривание по ролям) |
Стадия 5: восстановление умения артикулировать звуки Приемы: - работа с зеркалом выделение отдельных звуков из упроченных уже слов | письмо и чтение как средство восстановления речи |
Сравнительный анализ динамической и эфферентной моторной афазии
Различия
Динамическая | Эфферентная моторная | |
Механизм | Дефекты внутренней речи, ее предикативности, нарушение речевой активности | Патологическая инертность раз возникших стереотипов |
Дефект | Нарушение активной продуктивной речи, нарушение монологической и развернутой диалогической речи | Нарушение переключения с одной серии артикуляторных движений на другую |
Клиника | Персеверации, намечается снижение речевой активности (трудности включения в речь), нарушаются произвольные формы речи, требующие активности, планирования и создания схемы фразы, ее реализации и т.д. Сохранная репродуктивная (повторение) функция речи. Нарушение предикативности речи (из-за сложности перевода внутренней речи во внешнюю- нарушение глагола). Относительная сохранность письменной речи. 1. мотив высказывания 2. объективация мотива в замысле 3. реализация замысла во внутренней речи 4. реализация программы во внешней речи При динамической афазии нарушается третье звено. | Персеверации. Произнесение отдельных звуков сохранно, сложности в серийном произнесении звуков. Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами, продуктивность речи сильно снижена. Речевые эмболы, эхолалии. Нарушение кинетического фактора ведет к дефектам реализации моторной программы высказывания, вследствие чего нарушаются все формы и виды устной речи. Больше нарушается произвольная, нежели непроизвольная речь. Вторично нарушается коммуникативная функция речи и эмотивная. Нарушения чтения, письма, нарушение предметных действий (апраксия). |
Задачи восста-новления | Преодоление дефектов внутренней речи Восстановление способности актуализировать слова –глаголы Восстановления способности программирования и структурирования высказывания. | Общее растормаживание речи Преодоление персеверации, эхолалий Восстановление общей психической активности больного и его вербальной активности |
Сходства
Обе афазии возникают при поражениях передней речевой зоны. При поражениях передней речевой зоны в большей степени страдает синтагматика (понимание структуры). Синтагматические структуры играют важную роль в передаче и понимании смысла высказывания. Страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, в то время как использование парадигматических кодов языка остается сохранным. Дефект реализации моторной программы, нарушение активности и динамики протекания речи, ее предикативности.
Соответственно методы восстановления речи при этих афазиях будут сходны, но неодинаковы, поскольку механизм возникновения и центральный дефект отличаются.
Методы:
Динамическая | Эфферентная моторная |
Растормаживание речи | Растормаживание речи: борьба с персеверациями, эхолалиями, инертностью; восстановление произвольности. |
восстановление предикативности речи, актуализация глаголов e. Метод многозначности слова f. Метод дополнения фразы g. Метод «фишек» h. Метод ритмической структуры фразы | восстановление предикативности речи с помощью работы над актуализацией глаголов. a. заканчивание фразы b. вербализация собственных действий c. метод многозначности слова |
борьба с аграмматизмами | борьба с аграмматизмами |
Восстановление самостоятельной речи 1. метод дополнения фразы до целого (опора на усвоенные в прошлом опыте речевые контексты, используются картинки, затем картинки убираются и больному предлагают заканчивать предложения, которые имеют однозначный контекст) 2. метод вынесения схемы фразы вовне (метод вынесения линейной схемы предложения, метод фишек) – важно: интериоризация! 3. метод серии сюжетных картинок с пропущенным звеном | Восстановление связной фразовой речи 1. Рассказ по сюжетным картинкам (закрепление прошлых умений) 2. Составление предложений по серии сюжетных картинок 3. Разбор предложений по частям речи 4. Прием письма и чтения 5. Прием диалога 6. Прием ролевых игр |