Описание и обоснование выбора методик
Опишем более подробно выбранные нами методики
Описание методики САН
Тест САН - разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г [34] .
Бланк опросника дан в приложении А.
САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: "самочувствие", "уровень напряженности", "эмоциональный фон", "мотивация". САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).
Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.
Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением [34].
Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»
Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции.
Процедура исследования:
Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа. Бланк опросника дан в приложении Б.
Анализ результатов
В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.
Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.
Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.
Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.
Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции [8].
Описание опросника РАП
Данный опросник предназначен для исследования распределения по степени риска аддиктивного поведения в фиксированных подростковых группах от 13 до 16 лет (восьмые - одиннадцатые классы) в условиях школы. Бланк опросника дан в приложении В.
В результате проведенных исследований были выделены следующие факторы, позволяющие дифференцировать степень риска формирования аддиктивного поведения:
- «субъективные представления подростков о возможности осуществить пробы в рамках асоциального и просоциального пространства»;
- «интерес к объекту аддикции»;
- «модальность социальных установок».
Сочетание названных факторов позволяет выделить следующие степени риска:
- «нулевая» - отсутствие риска формирования аддиктивного поведения;
- «первая степень» - наличие потенциальных факторов риска;
- «вторая степень» - наличие единичных аддиктивных проб;
- «третья степень риска» - формирование непосредственно аддиктивного поведения.
Риск увеличивается соответственно от нулевой к третьей степени.
Фактор «субъективные представления подростков о возможности осуществить пробы в рамках асоциального и просоциального пространства» представлен двумя составляющими: риском потенциальным (избегание участия в просоциальной деятельности) и риском актуальным (участие в асоциальной деятельности). Сочетанием этих показателей с показателями по остальным двум факторам задаются возможные «переходы» от одной степени риска к другой.
Выделяются следующие уровни (переходы), далее представлено их описание:
· «Нулевая» – не рискующие подростки– подростки участвуют в общественной жизни класса, школы; имеют интересы, дела и обязанности, кроме уроков в школе, как правило, это социальнозначимая деятельность и/или образовательные мероприятия, занятия; их пробы носят просоциальный характер; из опыта и сферы интересов исключены пробы асоциального характера; осведомленность и интерес к сфере наркотиков не превышает среднего уровня, референтной является просоциальная группа.
· «Первая» степень риска - подростки, потенциально готовые к пробе:
o «потенциально рискующие» 1(0) - подростки, исключающие из своего опыта как ситуации просоциальных проб (просоциального риска) так и ситуации асоциальных проб (асоциального риска), практически не участвуют в общественной жизни класса, школы, не включены в образовательные мероприятия или систему дополнительного образования, возможно, не имеют постоянных обязанностей и дел, кроме уроков в школе; потенциально рискуют осуществить наркотическую пробу в силу отсутствия (субъективно или объективно) возрастно-адекватного социально направленного пространства проб (переходная к нулевой степени риска);
o «актуально рискующие» 1(2) - подростки, интересующиеся пробами, ориентирующиеся на пробы асоциального характера (асоциального риска); риск аддиктивного поведения увеличивается, в случае, если пробы такого рода единственные, социальные установки носят асоциальный характер и референтной является асоциальная группа. Такие подростки рискуют в силу реализации возрастного стремления рисковать в асоциальном пространстве, что само по себе значительно увеличивает вероятность пробы наркотика (переходная ко второй степени риска).
· «Вторая» степень риска - подростки, осуществившие наркотическую пробу:
o «вторая, переходная к первой» 2(1) – осуществлена наркотическая проба и, как следствие, осведомленность о наркотиках, установки по отношению к употребляющим наркотики и самим наркотикам отличаются от осведомленности и установок не осуществивших пробу наркотика подростков; в опыте подростков могут присутствовать ситуации и асоциальной направленности, но при этом подростки могут быть довольно активно включены в просоциальную деятельность; референтной является просоциальная группа (возможен возврат к первой степени риска);
o «вторая, переходная к третьей» 2(3) – осуществлена наркотическая проба; из опыта подростков практически исключены ситуации просоциального риска, преобладают пробы в асоциальных ситуациях; установки смещаются в сторону асоциальных (переходная к третьей степени риска).
· «Третья» степень риска - подростки, реализующие аддиктивное поведение:
o «третья, переходная ко второй» 3(2) – в опыте могут присутствовать пробы как асоциального, так и просоциального характера; изменение установок в сторону принятия асоциальных, референтной является асоциальная группа; осуществляются эпизодические наркотические пробы (возможен возврат ко второй степени риска);
o «третья, переходная ко наркозависимости» 3(4) - в опыте практически исключены ситуации просоциальной деятельности; референтной является асоциальная группа; осуществляются систематические наркотические пробы (наркотизм, стадия переходная к зависимым формам поведения) [54].