Психолого-педагогическая характеристика детей-дошкольников с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 10 до 15% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития чаще всего относится к «пограничной» форме дизонтоге-неза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.
Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная дефи-цитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях - произвольность в организации деятельности, в третьих -мотивация к различным видам познавательной деятельности и т.д.
Задержка психического развития у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
Структурно-функциональный анализ показывает,что при ЗПР могут быть первично нарушены как отдельные структуры в коре головного мозга, так и их основные функции в различных сочетаниях. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть совершенно различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающееся у детей с ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригруппо-вую дисперсию в рамках данной категории.
При задержке психического развития у детей отмечаются разнообразные этиопатогенетические варианты, где ведущим причино-образующим фактором может быть:
• низкий темп психической активности (корковая незрелость),
• дефицит внимания сгиперактивностью (незрелость подкорковых структур),
• вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленно-сти (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой
дошкольного возраста,мы учитывали положение о превращении рисуночной деятельности к этому возрастному периоду в одну из ведущих. Недаром специалисты, называя старший дошкольный возраст «золотой порой детского рисования», считают рисунки именно в этом возрасте наиболее показательными в плане интеллектуального развития. «Рисунок является тем менее надежным указателем умственного развития, чем старше ребенок» [307, с.218]. Графическая диагностика, по мнению большинства специалистов, весьма продуктивна в том возрасте, когда ребенок еще не в состоянии в вербальном плане в достаточной мере выразить свои ощущения и понимание окружающего мира. Его осознание происходит у ребенка быстрее, чем развитие вербальной способности, и рисование представляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает. Вот почему «большинство тестов, созданных для детей моложе 6 лет, это либо тесты действия, либо ... задания, включающие действия с карандашом и эумагой» [9, с. 236]. Дальнейшее развитие и взросление ребенка ;мещает акценты в проективной функции изображения и рисунок юсле 7 лет перестает отражать уровень развития когнитивных процессов и далее, с возрастом, в большей степени отражает личност-1ые и эмоциональные переживания.
В исследовании, предпринятом нами, также принималосьвожимание известное в психологии понятие «соотношения процесса и )езультата», характерное для игры и рисования детей-дошкольников 178, т.1, с.307]. Специалистам хорошо известна направленность чебенка, например, при рисовании не только и не столько на ре-•ультат - рисунок, сколько на процесс его создания. Ограничиваясь ювольно условным сходством с «моделью», ребенок дополняет ;вой рисунок жестами и речью. Многочисленные исследования под-верждают - дети практически никогда не рисуют молча. Прсдпо-ожив одинаковую значимость для ребенка рисунка и процесса его оздания, в котором ярко проявляются интерес детей, их речевое 'азвитие, отношение к самой деятельности, мы посчитали законо-(ерным параллельное изучение процесса создания изображения и нализ выполненного рисунка.
Рисуночная деятельность в дошкольном возрасте для детей ес-ественна и увлекательна. Поэтому изучение психического развития етей старшего дошкольного возраста на основе анализа рисуночной еятельности представлялось нам закономерным. А изучение соци-льной компетентности ребенка в ходе выполнения изображений и х последующего анализа являлось составной его частью.
Методики изучения изобразительной деятельности
У дошкольников
В целях выявления уровня сформированности изобразительной деятельности у детей изучаемых категорий нами использовался комплекс методов, включающий теоретическое, причинно-системное исследование проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, эмпирические исследования (открытое наблюдение за реальным образовательным процессом, беседа, психолого-педагогическое обследование и экспериментальное
обучение).
В ходе психолого-педагогического обследования изучалась
изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем умственного развития (умственно отсталые дошкольники, дети с задержкой психического развитияи их нормально развивающиеся сверстники).
В структуре констатирующего психолого-педагогического обследования нами применялись следующие методики:
• Задание 1. Рисование по замыслу («Свободный рисунок»)(Е.А.Екжанова, 1989; Дж.Торрей, 1990; Е.С.Романова,
О.Ф.Потемкина, 1991);
• Задание 2. Рисование на тему: «Дом - дерево - человек»
(.1.М. Виск, 1948 г., модификация Абреу - Герра, 1985 /
Е.А.Екжановой, 1989);
• Задание 3. Рисование по представлению - «Дорисуй»
(Е.А.Екжанова, 1993);
• Задание 4.Рисование по представлению «Автопортрет»(О.З.Кандауров, 1989; Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина, 1991);
• Задание 5. Рисование по представлению «Портрет друга»,
• Задание 6. Рисование по представлению «Рисунок семьи»(К.8.Вигп5, 5.Н.КаиГтап, 1972; \У. Ншве, 1951; А.И.Захаров,
1982; Г.Т.Хоментаускас, 1985).
Рассмотрим подробно направленность и критерии оценки выше названных методик.
Задание 1. Рисование по замыслу («Свободный рисунок»)
было направлено на выявление у детей уровня сформированности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, находящих свое отражение в форме графических построений и образов. В оценке изображений обращалось внимание на наличие или отсутствие в свободных рисунках людей и их действия, на наличие или отсутствие связей, отражающих социальные взаимоотношения между людьми (детьми и взрослыми);
^ |
оценивался уровень развития изобразительной деятельности и качество сформированных графических образов по тому, что изображает ребенок в своем свободном рисунке - предметное или сюжетное изображение, как оно размещено на листе бумаги, какими речевыми высказываниями сопровождает ребенок процесс рисования и как оценивает созданное изображение.
Задание 2. Рисование на тему: «Дом - дерево - человек»было направлено на выявление уровня сформированное™ у ребенка представлений о предметах его ближайшего окружения, с которыми он встречается в повседневной жизни, об их разнообразии, детали-зированности, насыщенности и развернутости, что в свою очередь, позволяет судить об уровне познавательного развития ребенка. (Коэффициент ранговой корреляции с тестами интеллекта составляет около 0,75; Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина; 1991).
Кроме того, качество линий позволяет судить о развитии у ребенка мелкой моторики, расположение изображений и их частей представляет особенности ориентировки ребенка в пространстве, размеры изображений выявляют частные психо41изиологические параметры психики ребенка.
Задание 3. Рисование по представлению - «Дорисуй» направлено на изучение у детей умения дорисовать круг заданного диаметра до узнаваемого предметного изображения. При анализе детских рисунков выявляется уровень обобщенных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и уровень сформированности у детей продуктивного воображения.
Задание 4. Рисование по представлению «Автопортрет» направлено на изучение у ребенка умения создавать свое изображение, передавать графическими средствами представление о себе и о своем «Я», отражать в рисунке черты половой и личностной идентификации.
Задание 5. Рисование по представлению «Портрет друга»позволяет изучить возможности детей в отображении средствами изобразительной деятельности представления о близком сверстнике, предпочитаемом ребенком в процессе ежедневного общения, передачи при этом черт внешнего сходства и своего эмоционального отношения к этому субъекту.
Задание 6. Рисование по представлению «Рисунок семьи»направлено на изучение следующих параметров:
• наличие графического отражения социальныхсвязей ребенка вближайшем окружении (семья, дружба);
• позиция ребенка в выявленной микросоциальной структуре;
• отражение отношения ребенка к членам ближнего круга общения.
Кроме того, нами оценивались:
• последовательность рисования;
• длительность пауз (более 15 секунд);
• наличие стирания деталей;
• спонтанный комментарий ребенка;
• эмоциональные реакции ребенкаи их связь с изображаемымсодержанием.
В качествеобщих показателей изобразительной деятельности нами рассматривались следующие:
• уровень организации процесса изобразительной деятельности;
• уровень сформированности графическихобразов и графических действий;
• уровень отражения социальных представлений, адекватных возрасту и уровню познавательного развития детей, графическими средствами. Каждый из трех базовых показателей имеет свои внутренние
специфические параметры оценки.
Уровень организации процессаизобразительной деятельности
оценивался по следующим параметрам:
• принятие или отказ от задания;
• понимание условий задания;
• характер рисуночной деятельности;
• речевое сопровождение;
• отношение к созданным изображениям
• необходимость и достаточность разных видов педагогической помощи;
• практическое использование графических материалов и
средств.
Уровень сформированности графических образов и графических действий оценивался по следующим параметрам, являющимся отражением онтогенетического хода развития изобразительной деятельности у ребенка. С этим подходом мы встречаемся во многих отечественных и зарубежных исследованиях [76, 118, 351, 352], которые посвящены анализу особенностей изобразительной деятельности у детей различных нозологических категорий.
В соответствии с закономерностями становления графической деятельности детей-дошкольников выделяются следующие уровни:
• каракули;
• головоноги;
• фрагментарные изображения;
• переход к недифференцированной схеме;
• недифференцированная схема;
• переход к дифференцированной схеме;
• дифференцированная схема.
Уровень отражения социальных представлений детей средствами изобразительной деятельности оценивался по следующим параметрам:
• наличие или отсутствие в рисунке субъекта изображения;
• элементы сходства изображенного персонажа и реального субъекта изображения;
• половая и возрастная идентификация изображения реальному субъекту;
• отражение динамики и связей между персонажами в сюжетном рисунке (рисунок семьи);
• наличие или отсутствие передачи в рисунке эмоционального
состояния изображенного персонажа.
Все вышеназванные параметры оценивались по качественным и количественным показателям.
Качественный анализ осуществлялся с опорой на выделенные нами следующиепоказатели качества детских изображений:
• мышечный контроль;
• пропорциональность;
• использование цвета;
• наличие субъекта;
• узнаваемость субъекта
• отражение движения;
• детальность изображений;
• завершенность созданных изображений;
• серийность элементов рисунка;
• размер изображений;
• степень нажима на карандаш;
• композиция рисунка;
• адекватность изображения;
• выразительность изображения.
Количественный анализ полученных данных производился по непараметрическому и -критерию Мапп - У/пИпеу [249]. Как отмечает Р.Рунион, этот критерий «использует всю информацию, свойственную порядковым шкалам, и поэтому является одним из наиболее мощных статистических критериев, применяемых для оценки различий между центральными параметрами» [249, с. 79]. Цель статистической обработки - определить существуют ли стати
стически достоверные различия в оцениваемых показателях при оценке того или иного изображения. Если показатель присутствовал не во всех детских работах (например, серийность элементов или цвета), он оценивался с использованием критерия Фишера.
Исследование проходило индивидуально с каждым испытуемым.
Перед началом и в конце обследования нами проводилась непродолжительная беседа с ребенком. Ее целью было установление контакта с ребенком, элементарного разъяснения ему характера предстоящей работы и создание положительного отношения к заданию. В заключительной беседе взрослый стремился выявить отношение ребенка к своим рисункам и степень удовлетворенности ими.
Изучение изобразительной деятельности старших дошкольников проводилось на базе ДОУ № 1537 СВОУ МКО, ГОУ - детский сад № 47 компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и № 1371 компенсирующего вида Восточного округа г. Москвы, ДОУ № 55 компенсирующего типа для детей с нарушением интеллекта, ДОУ № 1742 для детей с нарушением интеллекта и №1703 компенсирующего вида Южного округа МКО, ЦППРиК «Ясенево» ЮЗОУО и ДОУ №198 компенсирующего типа для детей с отставанием в развитии г. Тольятти. Экспериментальной базой служили также общеобразовательные дошкольные учреждения ГОУ - детский сад № 1051, № 1052, №1141, № 1987 ЮЗООУ. В эксперименте принимали участие 100 детей с легкой и умеренной формой умственной отсталости, 200 воспитанников групп для детей с задержкой психического развития и 200 воспитанников образовательных дошкольных учреждений в возрасте от 4,5 до 7 лет.