Классификация буддийских практик
Садхана сопровождается множеством практик для достижения самадхи. Полный список практик представляет собой сосредоточенное изучение и разотождествление с 40 объектами, которые создают карму человека (карматтхана).
Первую группу составляют 10 концептуальных объектов (касина-мандала): земля, вода, огонь, воздух, голубой, желтый, красный, белый цвет, свет, пространство;
Вторая группа связана с тленностью и смертью живого - 10 нечистот (асубха). В качестве объекта медитации выбираются составные части и состояния трупа: вздутость (уддхуматака), трупные пятна (винилака), нагноения (випуббака), рассеченный труп (вичиддака), обглоданные куски (виккхаитака), разбросанные части трупа (виккхиттака), изуродованные части трупа (хата-виккхиттака), окровавленный труп (лохитака), изъеденные червями куски трупа (пулавака), скелет (аттхика).
Третья группа. Следующие 10 объектов являются предметами размышления и сосредоточения (аннусати): Будда (буддханус-сати), дхарма (дхармануссати), сангха (сангхануссати), добродетель (силануссати), терпимость (чагануссати), небожители (деватануссати), успокоение (упасамануссати), смерть (маранануссати), тело и материя (каягатасати), дыхание (анапанасати).
Четвертая группа. Последние 10 высших объектов размышления предполагают достижение архатства и пробуждения. Это 4 возвышенных объекта (брахмавихара): доброжелательная любовь (любящая доброта - метта), сострадание (каруна), симпатия ко всем существам (радостность - мудита), невозмутимость (равностность-упекха). Пятый объект - воздержание от материальной пищи (ахаре патиккуласаньня); Шестой - размышления о четырех элементах (чатудхутатуваваттхана); Следующие 4 - созерцание каждого из четырех уровней арупалоки, наполняющих сознание радостью, экстазом, спокойствием, свободой.
Все эти практики сосредоточения в совокупности с соблюдением норм буддийской морали позволяют раскрыть сущность бытия. Идущий по «срединному пути», достигая глубин сосредоточения, может постигнуть изначальную мудрость за пределами страдания.
В силу непривычности многих практик буддизма для человека с европейским мышлением, я буду излагать их в «рабочей» версии, то есть те практики, которые апробированы на ритритах в разных странах мира с русскоязычными участниками и показали свою понятность и выполнимость.
В наставлении «Об основах внимательности» Будда свел всю медитативную практику всего лишь к четырем основам. Эти основы – тело, чувства, состояния ума и психические события. Мы будем придерживаться в основном этой модели, иногда обращаясь к более широкому реестру буддийских практик.
Тело представляет собой наиболее плотный и материальный предмет, считающийся «моим» и «мною». Это отношение, имеющее прочные корни в неведении (авидья), создает многочисленные печали и несчастья (дукха), когда тело совершенно ясно показывает, что не является «моим», как это бывает во времена болезней, разрушения и смерти.
Познание истины отсутствия «я» должно начинаться с самых грубых привязанностей и затем переходить к более тонким, поэтому Будда начинает с созерцания тела. Однако даже одно из созерцаний этого цикла, одно из основных упражнений, оказывается достаточным для достижения просветления; и нет необходимости в том, чтобы бхигшу практиковал все четыре аспекта.
Первая основа внимательности – тело, а дыхание, как один из аспектов тела, принимается за объект медитации.
Дыхание – телесный процесс, который продолжается день и ночь, начинаясь с рождения, и кончается лишь со смертью. Это идеальный процесс для созерцания, так как его никогда нельзя отбросить. Он может стать – и действительно становится – с нарастанием сосредоточенности – более тонким и поверхностным.
Конкретные буддийские практики
Анапана-сатья-йога.
В классическом буддизме не уделяется большое внимание дыхательным упражнениям типа пранаямы, как это происходит в индуистской йоге или некоторых тантрических практиках буддизма Ваджраяны.
Дыхательные упражнения заключаются в наблюдении естественного ритма дыхания, без какого либо сознательного изменения скорости, глубины или соотношения вдоха и выдоха.
Сознание тесно и неразрывно связано с телом. В силу этого наблюдение за дыханием является ключевым фактором для освобождения ума.
В изложении самого Будды из клана шакьев, инструкция анаппанасатьи звучит весьма кратко:
Делая длинный вдох, он осознает,
что делает длинный вдох.
Делая длинный выдох,
он осознает, что делает длинный выдох.
Делая короткий вдох,
он осознает, что делает короткий вдох.
Делая короткий выдох,
он осознает, что делает короткий выдох.
На своих ритритах эту практику я давал в двух версиях: статическая и процессуальная анапана-сатья-йоги.
Практика проводилась в групповой и индивидуальной формах.
Для групповых занятий идеальные условия создавались ведущим. Индивидуальные занятия проводились в полевых условиях и требовали особой подготовки и предварительного инструктажа.
Смысл инструктажа сводился к тому, чтобы обеспечить максимально безопасные, спокойные и удобные места для одиночных практик. В силу того, что это всегда происходило на лоне природы (начиная от побережья Балтийского моря до тропических островов на Индийском океане), иногда эти инструктажи были очень подробными в силу необходимости адаптации к этим условиям. Следует признать, что медитация в сибирской тайге в безветрии, с мошкарой и оводами отличается от медитации на золотом пляже на берегу моря в бархатный сезон.