А) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления

Методика выявления: ситуация естественная. Ребенок ле­жит на спине под низко подвешенными игрушками. Взрослый наблюдает за его поведением, оставаясь вне поля зрения, в течение 30 мин.

Помощь ребенку: если комплекс оживления не возникает, разрешается привлечь внимание ребенка к висящим игруш­кам, вызывая их звучание, приводя их в движение и каса­ясь рук ребенка. При необходимости взрослый может погово­рить с ребенком, вызвав сосредоточение на своем лице и ответную улыбку, после чего удаляется из поля зрения ре­бенка.

Примечание. Если ответную реакцию удается вызвать с помощью до­полнительных приемов и воздействий, она возникает не сразу, трудно и длится недолго, ее нельзя считать сформированной. Развитие ребенка по данному умению не соответствует возрасту.

Поведение ребенка: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более;

б) громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обще­ние с ним.

Методика выявления: наклоняясь над ребенком, лежащим на спине, ласково, оживленно говорят с ним, обращаясь к нему до 3 раз.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, как радуется ребенок, умеет ли сме­яться.

Поведение ребенка: радуется, громко смеется.

Взрослый отвечает положительно на второй вопрос;

в) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радует­ся, тянется к нему.

Методика выявления: наблюдает за ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 40 — 50 см от других детей.

Поведение ребенка: активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улы­бается.

4. Движения руки и действия с предметами: рассматри­вает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Материал — погремушка (шарик на кольце диаметром 15 см) подвешена на длинной ленте на высоте 5 — 10 см над грудью ребенка по средней линии.

Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, ле­жащим под игрушкой. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушкой, раскачивают ее.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, играет ли ребенок подвешенными над грудью игрушками, что он де­лает с игрушками, как действует.

Поведение ребенка: смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).

В ответе взрослого перечислены все эти действия ребенка.

5. Движения общие: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: гу­лит.

Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежа­щим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо.

Помощь ребенку: если ребенок не гулит, то, наклонившись над ним, вызвав зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого, произносят повторно гласные звуки и наблюдают. Ре­комендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голо­совой (речевой) активности, т.е. через 10 — 15 мин после еды, при засыпании, после эмоционального общения со взрослым и после занятия.

Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, про­износит ли ребенок звуки, какие, как он их произносит.

Поведение ребенка: гулит сам или через 1 — 3 мин после общения с ним взрослого.

Из ответов взрослого видно, что ребенок гулит.

7. Навыки и умения в процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Материал — бутылочка с соской при искусственном или смешанном кормлении.

Методика выявления: ребенка держат на руках в положении полулежа. Бутылочку взрослый держит так, чтобы, протянув руки, ребенок мог взять ее; направляют соску в рот ребенка и поддерживают бутылочку, поправляя его руки.

Задают вопросы взрослому, где руки ребенка во время кор­мления, придерживает ли он руками то, из чего ест.

Поведение ребенка: при виде груди матери или бутылочки тя­нется руками и захватывает, во время кормления — руки на бу­тылочке.

Лицо, сопровождающее ребенка, отвечает положительно на второй вопрос.

Месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Методика выявления: ребенок находится в вертикальном по­ложении на руках у взрослого или лежит на спине. Знакомый взрослый подходит на расстояние 50 см и улыбается, затем сразу подходит незнакомый и, если реакция нечеткая, опять знакомый взрослый.

В доме ребенка рекомендуется при проверке развития у де­тей способности различать вызывать узнавание взрослых, наи­более часто общающихся с ребенком (музыкальный воспитатель, логопед, врач группы, няня и др.).

Задают вопросы взрослому, как ребенок реагирует на незна­комого.

Поведение ребенка: при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормо­зятся движения, он хмурится, может заплакать.

Из ответов взрослого видно, что ребенок по-разному реаги­рует на знакомых и незнакомых.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

Наши рекомендации