У/ психоаналитическое направление
. сохранение консультантом личной анонимности;
. уменьшение у клиента сопротивления реакциям переноса;
. интерпретация консультантом получаемого от клиента материала;
. обучение клиента способности видеть четкую связь между нынешним поведением ипрошлыми травмирующими событиями;
• адлерианское направление:
• разделение ответственности между клиентом и консультантом; . равноценность позиций;
• взаимное доверие друг другу;
• терапия поведения:
• позиция консультанта "сверху", директивность;
. обучение эффективному поведению;
. практическая апробация новых форм поведения клиентом;
. отношения рабочего, делового характера с минимальным задействованием личных аспектов взаимоотношений;
• рационально-эмотивная терапия:
• ролевые позиции "учитель — ученик";
. личные отношения участников консультативного процесса не рассматриваются как терапевтический фактор изменений;
• побуждение клиента к рациональному осмыслению и пониманию своих проблем;
• изменение поведения основывается на рациональных факторах;
• клиент-центрированная терапия:
• важнейший терапевтический фактор изменений;
• ведущие проявления: искренность, эмпатия, теплота и поддержка;
• принятие клиентом этих качеств и формирование умения к их выражению в повседневной жизни, в отношениях с другими людьми;
• экзистенциальная терапия:
• понимание реальности клиента, нахождение с клиентом в тесном аутентичном контакте;
• раскрытие уникальности клиента через контакт с консультантом;
• консультативный контакт — ценнейший фактор терапевтических изменений;
• позиции "личность — личность" в ситуации "здесь и теперь";
• взаимные изменения и консультанта и клиента в процессе консультативного контакта.
3. Качество консультативного контакта зависит от двух важных
факторов: »/ навыков консультанта в поддержании общения (вербальных и
невербальных);
• терапевтического климата. Существует два канала общения:
• вербальный (с помощью слов);
• невербальный (жесты, мимика, психологическое поле).
Оба канала активно задействованы на всех этапах психологического консультирования. Перед психологом-консультантом встает задача поддержания контакта на обоих уровнях общения, он должен уметь осуществлять как вербальный контакт с клиентом, так и невербальный. Для поддержания непрерывного консультативного контакта психолог-консультант должен обладать определенными навыками работы. Выделяются две группы навыков поддержания консультативного контакта:
• невербальные;
• вербальные.
Вопрос 16.Вербальный и невербальный контакт
1.Понятие невербального контакта
2.Правила невербального поведения консультанта
3.Понятие вербального контакта
4.Понятие активного слушания
1. Консультант, используя невербальные каналы общения,решает следующие задачи:
• поддержание консультационного контакта с клиентом;
• понимание, анализ и поиск причин проблем клиента через наблюдение за его невербальными проявлениями и эмпатию, когда консультант начинает осознанно или неосознанно перенимать невербалику клиента: принимать ту же позу, использовать те же жесты, голос и т. п. и таким образом "вживаться" в мир клиента;
• контроль своих невербальных проявлений;
• скрытое воздействие на клиента через невербальную систему знаков, целью которого является "ведение" клиента и помощь ему в осознании каких-либо фактов, отреагировании эмоций, чувств.
Видами невербальных каналов общения являются:
• контакт глаз;
• мимика, выражение лица;
• позы и жесты тела;
• голос;
• пространство и время;
• пауза.
Контакт глаз консультанта и клиента не должен быть постоянным и навязчивым. Существуют следующие особенности использования контакта глаз:
• длительность контакта не должна быть постоянной, оптимальное время — 2/3 общего времени общения консультанта с клиентом;
• оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг кдругу — под углом чуть наискосок;
• консультант должен обращать внимание и анализировать следующую спеиифику проявлений клиента при контакте глаз:
• пристальное внимание клиента ккаким-либо объектам в помещении;
• постоянное смотрение вниз, в пол, в сторону, но не на консультанта;
• вызывающий, пристальный и тому подобный взгляд клиента, направленный на консультанта;
• "бегающий", беспокойный, суетливый взгляд;
• отвод глаз от консультанта при каждом визуальном контакте с его стороны;
• глаза, прикрытые рукой.
Мимика, выражение лица является одним из главных источников получения информации о клиенте, а также важнейшим каналом передачи информации от консультанта к клиенту. Консультант должен уметь использовать мимику для решения следующих задач:
• поддержки клиента через демонстрацию в выражении лица определенных чувств и эмоций;
• чтения внутреннего состояния, эмоций и т. п. по выражению лица клиента;
• распознания маскировки одних чувств другими.
Позы и жесты тела могут быть очень информативными как для консультанта, так и для клиента. Консультант, "читая" и
анализируя невербальные проявления тела клиента, в свою очередь также посылает ему сигналы относительно своего эмоционального состояния, мыслей, желаний и т. п. Существуют следующие проявления тела, на которые консультант должен обращать внимание:
• руки и жесты, которые чаще всего носят символический характер и могут являться маркерами проблемы или какого-либо состояния, которое при этом может не осознаваться клиентом;
• манипулирование своим телом (может свидетельствовать о наличии у клиента тревоги, невыраженных, подавленных переживаний и т. п. и чаще всего осуществляется на неосознанном уровне), такие его проявления, как:
. покусывание ногтей, пальцев и т. п.;
• хруст суставами;
• монотонное покачивание;
• постукивание ногой, пальцами рук;
• "командные сигналы" клиента, когда какой-либо жест или поза имеет символическое послание для консультанта:
• подмигивание;
• указывание пальцем;
• кивание головой;
. пожимание плечами и т. п.;
• прикосновение, которое может иметь как дружеский, так и сексуальный характер, а также может означать желание получить поддержку через тактильный контакт. Также консультант должен обратить внимание на то, как клиент относится к тактильным контактам, и проанализировать это.
Существует множество человеческих движений, каждое из которых может нести для консультанта определенную информацию о клиенте. Выделяются следующие виды движений тела:
• невербальные "слова", то есть жесты и позы, заменяющие слова, например помахивание рукой, которое может означать прощание;
• усиливающие знаки, то есть жесты и позы, целью которых является усиление, подчеркивание значения того или иного слова, а также попытка более точно передать его смысл;
• регуляторы, цель которых — дополнение вербального послания, например кивание головой;
• адаптеры, осуществляемые клиентом на неосознанном уровне и которые, как правило, отражают какие-то чувства, эмоции, которые клиент не до конца осознает, например неосознанное испытывание клиентом чувства тревоги может быть выражено в его позе.
Голос, являясь важнейшим инструментом человеческого взаимодействия, содержит в себе ряд характеристик, которые служат информаторами:
• тон голоса, с помощью которого консультант и клиент могут передавать друг другу различные эмоции, настроения, а также помогающий понять актуальные состояния;
• темп речи, также часто свидетельствующий об актуальном состоянии клиента, а также о его характерологических особенностях и паттернах поведения, например слишком быстрый темп может говорить о внутреннем беспокойстве клиента или р такой черте характера, как суетность, привычка к постоянной спешке, нервозности как ситуативному или привычному паттерну поведения;
• громкость голоса, информирующая об актуальном состоянии и чертах личности, а также передающая определенное настроение и атмосферу консультативного пространства win специфику и важность проблемы для клиента. Например, тихий голос как типичный для конкретного клиента может быть показателем неуверенности в себе, и в то же время понижение голоса во время разговора о какой-либо проблеме, ситуации и т. п. может показывать отношение клиента к этой ситуации, например, когда речь идет об интимных для клиента темах;
• произношение, его четкость, так же как и другие параметры голоса, является маркером отношения клиента к проблеме и проявлений его личности. Например, постоянное невнятное произношение может говорить о низкой осознанности себя, своих границ и т. п., а невнятность, нечеткость отдельных фраз — о нежелании клиента осознавать какие-то аспекты проблемы, эмоциональном замешательстве.
Консультант, используя свой голос как инструмент поддержания контакта и голос клиента как источник информации, решает следующие задачи:
• получение информации о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния и т. п.;
• поддержание контакта с клиентом, выражение эмпатии, принятия и т. п.;
• воздействие на клиента, коррекция через голос: "присоединение" к клиенту через голосовую модальность, то есть подстройка своего голоса под голос клиента, и дальнейшее постепенное изменение параметров своего голоса;
• подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов и т- п. через обращение внимания консультанта на окраску голоса клиента.
Пространство и время имеют следующие параметры, используемые для анализа в психологическом консультировании:
• дистанция, которая может являться:
• желанием углубить отношения, когда собеседник сокращает физическое расстояние;
• демонстрацией актуального отношения к собеседнику — принятия в случае маленькой дистанции и отгороженности, закрытости в случае большой;
• желанием нарушить личные границы собеседника (при постоянном приближении одного и удалении другого);
• формированием общего безопасного климата консультирования при оптимальном расстоянии собеседников;
• предметы обстановки и оборудование, которые могут нести клиенту информацию о консультанте и его личности и способствовать или не способствовать формированию доверия и безопасности в консультативном пространстве;
• одежда, общий стиль, несущие огромный пласт информации как о личности клиента, так и о личности консультанта и помогающие им лучше понять друг друга.
2. Существуют следующие правила невербального поведения консультанта:
• удобство физической обстановки в пространстве психологического консультирования, когда консультант и клиент визуально доступны друг другу;
• открытая поза консультанта, когда руки и ноги не скрещены, указывающая на его готовность к принятию клиента;
• физическая близость консультанта по отношению к клиенту, когда консультант время от времени наклоняется ближе к клиенту, с тем чтобы показать заинтересованность в том, о чем идет речь, и в самом клиенте;
• поддержание консультантом контакта глаз, подчеркивая таким образом свою заинтересованность в клиенте, но избегая как пристального смотрения на клиента, так и блуждающего в стороне взгляда; (/ расслабленность, отсутствие напряжения у консультанта, которое часто наблюдается у клиента, и, демонстрируя свое спокойствие и эмпатию через невербальные каналы, консультант может помочь расслабиться и клиенту.
3. Вербальный контакт между клиентом и консультантом, основанный на использовании ими речи, имеет большое значение не только для поддержания консультативного контакта, но и для всего процесса консультирования. Использование консультантом речи в пространстве консультирования имеет следующие функции:
%/ установление и поддержание доверительных отношений с клиентом в начале консультирования;
• снятие напряжения на любой стадии процесса консультирования;
• оказание поддержки, когда клиент чем-то сильно расстроен или плачет;
• подталкивание клиента к самораскрытию, осознанию себя, истинных причин проблемы, то есть к внутреннему развитию;
• ведение процесса консультирования в нужном направлении, когда необходимо перебить, остановить клиента и т. п.;
• помощь клиенту в формулировании мыслей.
Существуют следующие виды средств поддержания вербального контакта:
• прямые высказывания, к которым относятся:
• похвала ("Вы молодец, что приняли такое решение");
• подбадривание ("Я думаю, у нас получится с этим разобраться");
• выражение поддержки ("Я понимаю ваше состояние"); ^ косвенные высказывания, к которым относятся:
• использование имени клиента, способствующее более искреннему и теплому контакту между консультантом и клиентом;
• Ага-реакция, то есть использование междометий "Ага", "Угу", "Конечно" для демонстрации заинтересованности, выражения согласия и одобрения;
• использование языка клиента, то есть консультант должен говорить с каждым конкретным клиентом на свойственном только ему одному языке, это означает употребление консультантом тех слов, понятий и определений, которые использует в своей речи клиент;
• слушание клиента, которое может быть:
• пассивным, когда консультант молча слушает клиента, демонстрируя при этом свою заинтересованность невербальными способами;
• активным.
4. Активное слушание — одна из главных техник, которые консультант использует не только на этапе установления доверия и поддержания контакта с клиентом, но и в течение всего процесса консультирования.
Активное слушание определяется как процесс внимательного слушания клиента, при котором консультант демонстрирует клиенту свою заинтересованность в нем, принятие, искренность и при котором задействованы интуиция, отражение и эмпатия, а также когнитивная сфера консультанта. Умение слушать — важнейшее профессиональное умение консультанта и психотерапевта. Консультант должен обращать внимание на следующие аспекты активного слушания:
• для демонстрации принятия, заинтересованности и эмпатии клиенту консультант использует реплики типа "Ага-реакции похвалы и т. п.;
• пристальное внимание к любым деталям в речи, рассказе клиента;
• наблюдательность, чтобы услышанное от клиента порождало ассоциативный поток у консультанта и через ассоциации продвигало его к пониманию проблемы клиента;
• безоценочность и отсутствие осуждения и желания поставить диагноз — ключ к истинному пониманию клиента;
• использование разного рода вопросов для развития истории клиента;
• использование паузы как возможности дать клиенту осмыслить то, что он сказал, прочувствовать это, прожить.
Вопрос 17.Терапевтический климат
1. Определение и значение терапевтического климата
2.Физические компоненты терапевтического климата
3.Эмоциональные компоненты терапевтического климата
4.Атмосфера доверия
5.Искренность
6.Эмпатия
7. Безусловное уважение
1. Терапевтический климат определяется как важный фактор поддержания консультативного контакта между клиентом и консультантом, и его основой является создание особого рода обстановкив пространстве психологического консультирования. Терапевтический климат имеет следующие компоненты:
• физические, к которым относятся:
. внешняя обстановка консультирования;
. структурирование консультативного пространства;
. структурирование времени консультирования;
• эмоциональные, включающие в себя:
. создание атмосферы доверия (раппорт);
• искренность;
. эмпатию;
. безусловное уважение клиента.
2. Физические компоненты терапевтического климата обеспечивают физическую и организационную стороны процесса консультирования и помогают достичь относительно четкой его структурированност и:
• требования к внешней обстановке консультирования:
• звуконепроницаемый стены кабинета, что создает ощущение спокойствия;
• спокойные тона и уютная обстановка кабинета;
. мягкий свет, не падающий на клиента и не бьющий ему в глаза;
• наличие нескольких удобных стульев, кресел для работы с несколькими участниками консультирования (родители, супруг и т. п.), кушетки или мягкого ковра или матраса для проведения релаксационных занятий;
• неперегруженность интерьера деталями;
• отсутствие слишком личных вещей или предметов, отражающих убеждения консультанта;
• доброжелательность вспомогательного персонала (например, регистратора);
• требования к структурированию консультативного пространства:
• знакомство с клиентом обязательно должен начинать первым консультант, встретив клиента на полпути и представившись;
• необходимо предоставить возможность клиенту определить самому место, где он будет сидеть. Выбор места консультанта зависит о того, какое место занял клиент и от его потребностей: беспокойному клиенту будет удобнее, если между ним и консультантом будет стоять стол;
• дистанция между консультантом и клиентом может меняться в зависимости от ситуации консультирования, потребностей его участников, терапевтического климата, при этом должно сохраняться личное пространство каждого из участников;
• физическое прикосновение имеет характер очень близкого, интимного контакта и возможно только в том случае, если у клиента в этом есть потребность. Неэротический физический контакт — ценный терапевтический фактор при условии его адекватного и правильного использования;
· требования к структурированию времени консультирования:
• правильный выбор длительности беседы во многом определяет! эффективность консультативного контакта;
• обязательное наличие часов в кабинете;
• структурирование времени, отведенного на каждый этап беседы;
• своевременность действий консультанта: каждая реплика, техника или интервенция консультанта для адекватного восприятия и принятия ее клиентом должна осуществляться в подходящее для этого время. Например, на начальных этапах консультирования нельзя вступать с клиентом в конфронтацию;
• типичное время одной консультации — 50—60 минут со взрослым человеком и 30 минут с ребенком;
• обязательное обсуждение с клиентом временных аспектов как всего консультирования, так и каждой отдельной сессии, расстановка временных акцентов обсуждения той или иной проблемы в зависимости от желания и потребности в этом клиента;
• консультант обязан следить за временем и сообщать клиенту об этом.
3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата являются ядром консультативного контакта и обеспечивают наибольший терапевтический эффект в консультировании. Эмоциональные компоненты терапевтического климата основаны на качествах личности консультанта, которые одновременно должны быть его профессиональными навыками. Важнейшие! эмоииональные компоненты терапевтического климата:
• доверие;
• искренность;
• эмпатия;
• безусловное уважение клиента.
4. Доверие — важнейший компонент, обеспечивающий глубину и эффективность терапевтического контакта. Высокий уровень доверия клиента к консультанту способствует раскрытию клиента и обсуждению им значимых проблем, помогает делиться страхами, чувствами, которые таятся в глубине души клиента. Существуют следующие условия создания атмосферы доверия в консультативном контакте:
• искренний интерес консультанта к клиенту как к человеку, а не восприятие клиента как объект исследования;
• полное внимание к клиенту во время консультирования, не предполагающее отвлечения консультанта на посторонние Дела или других людей, не имеющих отношения к данному клиенту;
• предоставление клиенту возможности "выговориться" без оценивания, осуждения, поучения и советов;
• корректность в получении информации, отсутствие излишнего любопытства и желания получить информацию о клиенте, не связанную с теми проблемами, с которыми обратился клиент;
• соблюдение профессиональной тайны и принципа конфиденциальности;
• естественность и дружелюбие по отношению к клиенту.
4. Искренность как компонент терапевтического климата предполагает такое поведение консультанта, при котором у клиента не возникает ощущения вторжения или угрозы его внутреннему миру, а присутствует ощущение поддержки. Существуют следующие характеристики искренности как компонента терапевтического контакта:
• конгруэнтность, то есть консультант должен просто оставаться самим собой и не демонстрировать фасады;
•соответствие высказываний консультанта испытываемым им чувствам и эмоциям, а также невербальному поведению;
• спонтанность;
• соблюдение границ искренности и откровенности в общении с клиентом: нельзя обсуждать личные проблемы с клиентом.
5. Эмпатия как компонент терапевтического климата понимается как идентификация консультанта с клиентом,делающая возможным понимание ими друг друга. Эмпатия имеет следующие характерные особенности:
• это таинственный, не всегда объяснимый процесс слияния двух личностей, при котором обе они — и консультант, и клиент — претерпевают внутренние изменения;
· чуткая реакция консультанта на переживания клиента и восприятие этих переживаний как своих собственных,
• безоценочность консультанта по отношению к клиенту и его переживаниям во многом обеспечивает появление эмпатии вконсультативном климате;
• точная идентификация консультантом чувств клиента — злобы, страха, тревоги, враждебности, растерянности, радости, эйфории и т. д. — ключ к эмпатии и одновременно к лучшему пониманию клиентом самого себя;
• наличие эмпатии помогает консультанту в понимании причин определенного поведения клиента — скрытности, сопротивления, страха быть неуслышанным и т. п.;
• сохранение консультантом своей личности и некоторой отстраненности в процессе эмпатийного сопереживания клиенту, от-'' сутствие тотальности его переживаний — обязательное условие для позитивных изменений клиента;
• эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и когнитивное осмысление, то есть умение анализировать чувства и состояния клиента и искать события, вызвавшие их.
Способы, которые может использовать консультант для пере живания и демонстраиии эмпатии клиенту:
• паузы, молчание;
• отражение чувств клиента, когда консультант идентифицирует определенное чувство клиента и говорит ему об этом ("Мне кажется, что сейчас вы испытываете...");
• интерпретация, которая адекватна ситуации и своевременна;
• метафора, сказка, притча и т. п.;
• самораскрытие консультанта;
• отражение невербальных проявлений в поведении клиента и под стройка под них.
6. Безусловное уважение клиента понимается как безоценочное и безусловное принятие клиента как личности со всеми ее особенностями и ценностями. Этот компонент терапевтическогоклимата имеет следующие характерные черты:
• терпимость ко всему, в том числе негативным проявлениям личности клиента;
• отказ консультанта от установок личного характера, предостережений клиента от выбора, который не нравится консультанту по личным причинам или из-за соображений "заботы" клиенте, отсутствие "гиперопеки" со стороны консультанта;
· "скрытая" забота о клиенте не как о человеке, не несущем за себя никакой ответственности, а как о полноценной личности, которая сама делает выбор;
• самоуважение консультанта и соблюдение им этических норм консультирования;
• в ситуациях, когда консультант по личным причинам не может принять то или иное поведение клиента, он должен, соблюдая профессиональную этику, передать клиента другому специалисту;
• возможны ситуации, в которых консультант может не одобрять поведения клиента, и в таком случае необходим анализ консультантом и клиентом скрытых причин такого поведения.
Вопрос 18.Процесс психологического консультирования
1.Понятие процесса психологического консультирования
2.Планирование процесса психологического консультирования
3.Первая встреча с клиентом
4.Продолжительность психологического консультирования
1. Процесс психологического консультирования понимается как постоянные, непрекращающиеся изменения личности клиента и консультанта (терапевта). Процесс психологического консультирования, независимо от его общей длительности, имеет следующие составляющие:
• временную протяженность, под которой понимается общая продолжительность консультирования, иее планирование осуществляется психологом на начальном этапе;
• оценивание проблем клиента, которое тесно связано с временным аспектом консультирования, так как оценка глубины предстоящей работы помогает спланировать общую продолжительность процесса консультирования, а также наметить канву предстоящего терапевтического взаимодействия;
• терапевтические отношения консультанта и клиента, осуществляемые на протяжении всего процесса консультирования и включающие в себя весь спектр взаимодействий между участниками консультирования;
• оценивание результатов психологического консультирования, основанное на анализе изменений, произошедших с клиентом впроцессе психологического консультирования.
Общая структура консультирования включает в себя начало, середину и конец процесса, и консультант должен знать, как вести себя в этом пространстве, на что ставить акцент в каждом из этапов, с помощью каких средств увеличивать или уменьшать интенсивность и повышать продуктивность этого процесса.
2. Планирование процесса психологического консультирования это! сложный механизм, в котором и консультанту и клиенту предстоит совместная активная работа, предполагающая их общее творчество и узнавание друг друга. Планирование процесса психологического консультирования включает в себя:
• анализ первой встречи с клиентом;
• сбор психологического анамнеза;
• оценку проблем клиента, вероятность осуществления или отказа от консультирования.
3. Первая встреча с клиентом представляет собой важнейшийэтап терапевтического процесса, так как на этой стадии консультант и клиент должны принять ряд важных решений:
• установление целей психологического консультирования;
• заключение динамического контракта;
• выявление и анализ ожиданий от предстоящей терапии;
• осуществление консультирования или отказ от него.
Для консультанта первая встреча представляет собой кладезь информации о клиенте и в то же время ставит перед консультантом следующие важнейшие задачи:
• снятие страха и тревожности клиента;
• создание ощущения безопасности для клиента с первых минут знакомства. Несколько общих фраз, представление друг другу могут помочь снизить первичную тревожность клиента;
· внимание и анализ поведения клиента в первые минуты, как клиент входит в кабинет, что говорит и т. п.;
• активность консультанта во время первой встречи помогает клиенту адаптироваться к ситуации консультирования, часто вызывающей тревогу, консультанту принадлежит право первого вопроса, подталкивающего клиента к началу рассказа о своей проблеме;
· соблюдение консультантом баланса между активностью и предоставлением клиенту самому проявить активность, то есть консультант не должен спрашивать слишком много, чтобы не приглушить инициативу клиента;
· выяснение мотивации клиента на работу, обеспечивающей целесообразность дальнейшего взаимодействия;
• поддержка клиента, предоставление возможности "выговориться" и отреагировать, выразить свои чувства;
• предоставление необходимой клиенту информаиии о консультировании:
. в чем заключается суть процесса консультирования;
. как проходит консультирование, какие процедуры существуют;
. в чем заключается разница между болезнью и проблемой;
• от чего зависит успешность процесса консультирования;
. в чем заключаются задачи консультанта и клиента;
• объяснение того, что консультирование — это совместное действие двух людей;
• подчеркивание общей ответственности за результат консультирования и активности клиента, выступающего как равная личность, а не как пациент в этом процессе;
• внимательное выслушивание клиента и определение круга проблем и основных трудностей, с которыми придется работать, выявление связей между разрозненными, на первый взгляд, фактами из рассказа клиента;
• демонстрация консультантом безусловного уважения и безоценочности по отношению к поведению и проблемам клиента;
• подведение клиента к принятию ответственности за те проблемы, которые у него существуют, и признанию его личного авторства этих проблем.
4. Если консультантом совместно с клиентом в ходе начального подготовительного этапа было принято решение об осуществлении психологического консультирования, перед консультантом встает задача планирования продолжительности процесса психологического консультирования. Существуют следующие факторы, влияющие на продолжительность психологического консультирования:
• главнейший фактор — характер и глубина проблемы клиента;
• мотивация и потребности клиента, то есть ориентация на то, что нужно самому клиенту — долговременная терапия с проработкой глубинных слоев личности или решение краткосрочных задач без кардинальной перестройки личности;
•ресурсность клиента, то есть наличие у клиента необходимых внутренних сил и ресурсов (помимо его личной готовности) для того, чтобы решать задачи более глубинного характера, а также его актуальное состояние, способствующее или препятствующее долгосрочной терапии;
• теоретическая ориентация консультанта: психоанализ — длительные регулярные встречи, рационально-эмотивная терапия и терапия поведения — короткий цикл встреч (до 3-4).
Вопрос 19.Психологический анамнез в консультировании
1.Понятие психологического анамнеза
2.Способы сбора психологического анамнеза
Психологический анамнез в психологическом консультировании понимается как получение максимального количества информации о клиенте и его проблемах. Сбор психологического анамнеза для начального этапа понимания проблем клиента начинает осуществляться уже с первой встречи, а в некоторых случаях для этого отводятся специальные сессии в рамках процесса консультирования. Сбор анамнеза осуществляется в процессе всего консультирования и помогает консультанту создавать "потрет" личности клиента в динамике изменений, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи.
Выделяют три блока информации о клиенте:
демографическая информация:
возраст;
пол;
семейное положение;
профессия;
образование;
актуальные проблемы и нарушения:
время возникновения нарушений;
события, которые повлияли на возникновение нарушений;
события, ставшие следствием нарушений;
попытки клиента (если имелись) самостоятельно справиться со
своими проблемами, результаты этих попыток;
случаи обращения клиента к другим специалистам (если имелись);
. событие, причина, непосредственно подтолкнувшие клиента обратиться к консультанту;
. семейный анамнез (алкоголизм, наркомания, психические нарушения у родителей, родственников);
• психосоциальный анамнез (значимые личностные отношения):
. особенности пренатального периода (процесс протекания беременности у матери) — окружающая обстановка (доброжелательная, конфликтная), нагрузки, отношения с отцом ребенка; употребление алкоголя, курение, попытки аборта данного плода (если имели место), общее состояние здоровья в этот период;
. особенности родов (имелись ли осложнения);
. младший школьный возраст - динамика развития, учеба, отношения со сверстниками;
. отрочество и юность — отношения со сверстниками обоих полов, период полового созревания, учеба, значимые события;
. взрослый период - степень реализованности клиента, отношения на работе, в семье, значимые события, жизненная позиция, планы на будущее.
2. Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза:
• беседа с клиентом;
• наблюдение за поведением клиента, особенностями реагирования, невербальными проявлениями;
• изучение отчетов, мнений других специалистов, если клиент пришел на консультацию по направлению;
• психодиагностика, в которую, в зависимости от запроса клиента и локуса жалобы, могут входить следующие методики:
• тесты способностей, интеллекта, познавательной сферы;
• личностные тесты, выявляющие особенности различных сфер личности клиента: эмоционально-волевую, мотивационную, характерологические и темпераментные особенности и т. п., самооценку, уровень социального интереса и т. п.;
• ситуативные тесты, выявляющие актуальное состояние клиента на момент тестирования;
• проективные методики: рисунки, сны, сочинения и т. п., позволяющие оценить и понять личность как ситуативно, так и в целом.
Вопрос 20.Оценка проблем клиента
1.Понятие оценки проблем клиента
2.Критерии принятия решения о консультировании
3.Причины отказа от проведения консультирования