Основные методические средства программированного обучения: схема ориентировочной основы действия, её виды, типы учебных задач и их характеристика

Программированное обучение деятельности – это необходимость выбрать определенные средства для достижения цели и организовать управляемый процесс выполнения этой деятельности, чтобы обучаемый смог довести ее до получения задуманного (намеченного в целевой установке) результата.

Основными методическими средствами программированного обучения являются:

1) схема ориентировочной основы действия (ООД) с подробным указанием порядка выполнения всех операций в нужной последовательности и с нужным качеством – для обучения безошибочному выполнению исполнительной части незнакомого действия;

2) набор учебных задач, моделирующих самые разнообразные ситуации, складывающиеся в реальной действительности при выполнении данной деятельности (условия выполнения данной деятельности), которые обучаемый решает, опираясь на ООД.

Схема ООД – это жесткая программа выполнения действия. Выделяют три типа построения ООД:

1) дается ориентир на образец как самого действия, так и его продукта, но не дается указаний, как выполнять действие, и учащийся ищет правильный способ сам методом проб и ошибок; в итоге формируемый навык почти не переносится на новые задания;

2) дается не только ориентир на образцы действия и его продукта, но и исчерпывающие указания, как правильно выполнять действие, при строгом следовании которым обучение идет без ошибок и значительно быстрее; благодаря самостоятельному воспроизведению учащимися условий выполнения действия ими приобретается умение анализировать материал, что обеспечивает устойчивость действия в изменяющихся условиях и возможность его переноса на новое задание, но лишь в тех случаях, когда в составе новых заданий есть элементы старых;

3) на первое место выступает обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу задания, в результате чего после усвоения умственного действия задания сразу выполняются правильно и вполне самостоятельно; действия, сформированные при опоре на этот тип ориентировки, обладают устойчивостью к изменениям условий и обнаруживают почти неограниченную способность к переносу.

Условно выделяют три типа задач:

1. Предметные задачи. Для решения требуют от учащегося умения ориентироваться в некотором предметном поле (по определенным, известным ему признакам находить в нем объекты – вещи, люди, их модели в виде фотографий, рисунков, схем, компьютерных изображений и т.д., производить их мысленную классификацию), чтобы оперировать только значимыми объектами, которые позволяют решить задачу. Например, определение психического состояния людей по их поведению, действиям, репликам, классификация нарушений психики по типу девиантного поведения и т.д.

Основные методические средства программированного обучения: схема ориентировочной основы действия, её виды, типы учебных задач и их характеристика - student2.ru 2. Логические задачи. Для их решения требуются рассуждения по законам логики (действия в уме, без какой-либо опоры на внешние материальные объекты-ориентиры) с целью выявления условий задачи (нужных, лишних и необходимых данных для успешного решения задачи). Б.Ц. Бадмаев выделяет четыре разновидности задач логического типа: 1) задачи, содержащие все необходимые данные, но без лишних (условно: А + В, где «А» – это наличие необходимых данных, «А» с минусом – отсутствие необходимых данных, «В» – лишние, «В» с минусом – отсутствие лишних); 2) задачи, содержащие как необходимые, так и лишние данные (А + В); 3) задачи, в которых нет лишних данных, но нет и некоторых необходимых (А + В); 4) задачи, в которых при наличии лишних данных есть не все необходимые (А + В).

3.Психологические задачи. Строятся на противоречии между понятийными и наглядными характеристиками явлений и объектов (существенные моменты, имеющие прямое отношение к решению задачи, могут быть скрыты за несущественными), в силу чего могут провоцировать ошибочные действия обучаемого. Они помогают придать формируемому действию такое качество, как способность ориентироваться на существенные характеристики действия несмотря ни на какие отвлекающие, внешне похожие признаки, не относящиеся к нему. Их решение требует от обучаемого вдумчивости в действиях, спокойной рассудительности при анализе условий задачи. Вышеупомянутый автор выделяет следующие виды задач данного типа: а) признаки представленного в задаче явления напоминают те, которые характеризуют искомое (требуемое, относящееся к данной деятельности) явление, но на самом деле это нечто другое (похоже, но не то); б) наблюдаемые признаки напоминают искомое явление, да и на самом деле так и есть (и похоже, и то); в) наблюдаемые признаки вроде бы не относятся явно к искомому явлению, но оказывается, что это именно его признаки (не похоже, а то); г) по наглядным признакам явления, не совсем напоминающим искомое, можно заключить, что они принадлежат не ему (не похоже и не то).

Умение решать задачи психологического типа свидетельствует о том, что обучаемый достаточно полно и всесторонне освоил деятельность, все его действия осмысленны, обладают высокой степенью сознательности.

Наши рекомендации