Теория социального научения. В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма
В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление: представители — Альберт Бандура, Джулиан Роттер. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, но сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.
Теория социального научения показывает, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Научение через имитацию, подражание, идентификацию — важнейшая форма научения. Идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства а действия от другой личности, выступающей в качестве модели.Люди могут учиться наблюдая, или читая, или слыша о поведении других людей. Человек наблюдает, что делают другие, а затем повторяет эти действия — научение через наблюдение или пример'. (А. Бандура).
В схему «стимул-реакция» А. Бандура включает 4 промежуточных процесса для объяснения, как подражание приводит к формированию новой реакции:
• внимание ребенка к действию модели-образца для подражания. Требования к модели — ясность, различимость, эмоциональная привлекательность, функциональное значение;
* память, сохраняющая информацию о воздействиях модели;
• наличие у ребенка необходимых сенсорных возможностей и двигательных навыков, позволяющих воспроизвести то, что он воспринимает у модели подражания;
* мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит у модели подражания.
Ребенок в раннем детстве ощущает, что его личное благополучие зависит от его готовности вести себя так, как от него ожидают другие, ребенок начинает осваивать действия, которые приносят удовлетворение для него и удовлетворяет его родителей (Сире), обучается действовать «как другие».
Люди формируют образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация служит ориентиром в их действиях. Поведение модели сохраняется в памяти человека благодаря образному кодированию (мысленные визуальные образы) и вербальному кодированию (наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает). Люди могут получить пользу
от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Наблюдаемые или косвенные последствия чужих действий (наказания или поощрения) часто могут играть важную роль в регуляции нашего поведения. Косвенное подкреплениеосуществляется, когда наблюдатель видит действие модели с последующим результатом:
косвенное позитивное подкрепление (наблюдатели затем ведут себя так же, как наблюдаемые ранее модели, потому что модели достигли успеха, получили положительное подкрепление);
косвенное наказание (наблюдатель видел, что модель была наказана после своих действий, в результате к наблюдатель склонен не повторять таких действий).
Люди способны сами оценивать свое поведение и поощрять, или критиковать, или наказывать себя (Бандура назвал этот процесс — самоподкреплением— т. е. люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют власть, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения). Саморегуляция поведения включает процессы самонаблюдения, самооценки и самоподкрепления — самоответа (самопоощрение или самокритика, самонаказание).
Согласно теории социального научения Д. Роттера, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий: 1) поведенческий потенциал— каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни; 2) на поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность,с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению); 3) на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценностьдля человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то более ценит деньги или более чувствителен к наказанию и т. п.); 4) на поведение человека влияет тип его личности, его «локус» контроля:— экстернал либо интернал, чувствует ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий. Эк-стерналы списывают ответственность за все происходящие с ними события на других людей и внешние обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события их жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение легче программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений, поскольку они изначально больше зависят от внешних обстоятельств.
Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций, «техник существования»: 1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, служат основанием социального признания; 2) поведенческие реакции приспособления, адаптации — это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т. п.; 3) защитные поведенческие реакции — используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. п.); 4) техники избегания — поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.; 5) агрессивные поведенческие реакции — это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека и т. п.
ВОПРОС 106