Теория социального научения. В последние десятилетия, развивая идеи классического би­хевиоризма

В последние десятилетия, развивая идеи классического би­хевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направ­ление: представители — Альберт Бандура, Джулиан Роттер. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, но сохраняют стро­гую научную и экспериментальную методологию, которая ха­рактеризует бихевиористский подход.

Теория социального научения показывает, что награда и на­казание недостаточны, чтобы научить новому поведению. На­учение через имитацию, подражание, идентификацию — важ­нейшая форма научения. Идентификация — процесс, в кото­ром личность заимствует мысли, чувства а действия от дру­гой личности, выступающей в качестве модели.Люди могут учиться наблюдая, или читая, или слыша о поведении других людей. Человек наблюдает, что делают другие, а затем повто­ряет эти действия — научение через наблюдение или пример'. (А. Бандура).

В схему «стимул-реакция» А. Бандура включает 4 промежуточных процесса для объяснения, как подражание приводит к формированию новой реакции:

• внимание ребенка к действию модели-образца для под­ражания. Требования к модели — ясность, различимость, эмоциональная привлекательность, функциональное зна­чение;

* память, сохраняющая информацию о воздействиях мо­дели;

• наличие у ребенка необходимых сенсорных возможнос­тей и двигательных навыков, позволяющих воспроизве­сти то, что он воспринимает у модели подражания;

* мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит у модели подражания.

Ребенок в раннем детстве ощущает, что его личное благо­получие зависит от его готовности вести себя так, как от него ожидают другие, ребенок начинает осваивать действия, кото­рые приносят удовлетворение для него и удовлетворяет его родителей (Сире), обучается действовать «как другие».

Люди формируют образ определенной поведенческой реак­ции через наблюдение поведения модели, и далее эта закоди­рованная информация служит ориентиром в их действиях. По­ведение модели сохраняется в памяти человека благодаря об­разному кодированию (мысленные визуальные образы) и вер­бальному кодированию (наблюдая модель, человек может по­вторять про себя, что она делает). Люди могут получить пользу

от наблюдения успехов и поражений других так же, как из сво­его непосредственного опыта. Наблюдаемые или косвенные последствия чужих действий (наказания или поощрения) часто могут играть важную роль в регуляции нашего поведения. Косвенное подкреплениеосуществляется, когда наблюдатель видит действие модели с последующим результатом:

косвенное позитивное подкрепление (наблюдатели затем ведут себя так же, как наблюдаемые ранее модели, потому что модели достигли успеха, получили положительное подкрепле­ние);

косвенное наказание (наблюдатель видел, что модель была наказана после своих действий, в результате к наблюдатель склонен не повторять таких действий).

Люди способны сами оценивать свое поведение и поощ­рять, или критиковать, или наказывать себя (Бандура назвал этот процесс — самоподкреплением— т. е. люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют власть, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы пове­дения). Саморегуляция поведения включает процессы самонаб­людения, самооценки и самоподкрепления — самоответа (са­мопоощрение или самокритика, самонаказание).

Согласно теории социального научения Д. Роттера, соци­альное поведение можно описать с помощью следующих поня­тий: 1) поведенческий потенциал— каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни; 2) на поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность,с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации (если чело­век считает, что существует высокая вероятность того или ино­го подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваива­ет требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреп­лению); 3) на поведение человека влияет характер подкрепле­ния, его ценностьдля человека (разные люди ценят и предпо­читают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, ува­жение со стороны других, кто-то более ценит деньги или более чувствителен к наказанию и т. п.); 4) на поведение человека влияет тип его личности, его «локус» контроля:— экстернал либо интернал, чувствует ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий. Эк-стерналы списывают ответственность за все происходящие с ними события на других людей и внешние обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события их жизни. Легче поддаются влиянию и внеш­нему управлению экстерналы, их поведение легче программи­руется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений, поскольку они изначально больше зависят от внешних обстоятельств.

Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций, «техник существова­ния»: 1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, служат основанием социального признания; 2) поведенческие реакции приспособления, адаптации — это техники согласования с требованиями других людей, обществен­ных норм и т. п.; 3) защитные поведенческие реакции — ис­пользуются в ситуациях, требования которых превышают воз­можности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевыва­ние и т. п.); 4) техники избегания — поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.; 5) агрессивные поведенческие реакции — это мо­жет быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интри­ги, направленные против интересов другого человека и т. п.

ВОПРОС 106

Наши рекомендации