Понятие об ощущении и его физиологической основе

Ощущения есть отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действи­тельности, воздействующих на органы чувств в данный мо­мент.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явле­ний реального мира, которые называются в этом случае раз­дражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздраже­ния вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных кле­ток, наиболее совершенных по своей организации, при обяза­тельном участии клеток коры головного мозга и дает ощуще­ние.

Физиологическая основа ощущений — сложная деятель­ность органов чувств. И. П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организо­ванных и являющихся воспринимающими аппаратами, кото­рые непосредственно осуществляют анализ раздражений — анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов; периферического (рецепторного), передающего (про­водникового) и центрального (мозгового).

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов состав­ляют все органы чувств — глаз, ухо, нос, кожа, а также специ­альные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-' сосудистой системе, мочеполовых органах). Этот отдел анали­затора реагирует на конкретный вид раздражителя и перераба­тывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут на­ходиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутрен­них органах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящи­еся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположен­ные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточ­ное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата.

В зависимости от месторасположения рецептора различа­ют внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное по­ложение занимает двигательный анализатор, рецепторы кото­рого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым орга­низм получает информацию о разрушительных для него свой­ствах раздражителя.

ВОПРОС 17

Основные характеристики анализаторов

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения,

называют анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецептора, или органа чувств, преобразующего энер­гию внешнего воздействия в нервные сигналы; 2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг; 3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга. Каж­дый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Понятие об ощущении и его физиологической основе - student2.ru

Понятие об ощущении и его физиологической основе - student2.ru

точность реагирования, поскольку по время прихода ново­го сигнала в зрительной системе человека еще будет оста­ваться образ предыдущего сигнала.

ВОПРОС 18

Виды ощущений

Выделяют следующие основания классификации ощуще­ний: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контак­та с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту рас­положения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделя­ют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоня­ние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.

По модальности раздражителя ощущения делят на зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, ста­тические и кинестезические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощу­щений.

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воз­действия световых лучей (электромагнитных волн) на чувстви­тельную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюся рецепто­ром зрительного анализатора. Свет воздействует на находящи­еся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов — па­лочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны — продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все сторо ны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на зву­ки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая за­висит от частоты колебания звуковых волн; громкость, кото­рая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука — фор­мы колебаний звуковых волн.

Все слуховые ощущения можно свести к трем видам — ре­чевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям при­мыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительнос­ти образно называют «контактным слухом». Специальных виб­рационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас пред­метов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, вхо­дят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные) ощущения.

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба — различают ощущения сладкого, кисло­го, соленого и горького.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколь­ко анализаторных систем: тактильная (ощущения прикоснове­ния), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распре­делена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на гу­бах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание — специфичес­ки человеческую, выработавшуюся в труде систему познава­тельной деятельности руки. Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко вы­раженный эмоциональный тон.

Третий вид кожной чувствительности — температурные ощущения — связан с регулированием теплообмена между орга­низмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувстви­тельна к холоду спина, наименее — грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют стати­ческие ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Рез­кие и частые изменения положения тела огносительно плоско­сти земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека за­нимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних орга­нах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

ВОПРОС 19

Понятие о восприятии

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обо­жгло, что-то яркое блеснуло впереди и т. д.), то восприятие. Дает целостный образ предмета или явления. Оно предполага­ет наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприя­тие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и от­ношений между качествами и свойствами, различными частя­ми, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их раз­личных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплекс­ного раздражителя.

Выделяют четыре операции, или четыре уровня перцептив­ного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорно­го процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция воспри­ятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии вы­деления специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуще­ствление опознавательного действия. Для опознания обязатель­ны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно вос­принимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучений и практики.

В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непред­намеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необыч­ностью), так и соответствием этих предметов интересам лич­ности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставлен­ной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины мага-1нов, воспринимаем различные запахи и многое другое. 'Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется подачей воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным воспри­ятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и х. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность — на­блюдение.

Наблюдение — это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной це­лью с помощью произвольного внимания. Важнейшими тре­бованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, яв­ляются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систе­матичность ведения. Существенную роль играет дробление за­дачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать ха­рактерные, но малозаметные особенности предметов и явле­ний. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессио­нальных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

ВОПРОС 20

Наши рекомендации