Глава 1. Теоретический обзор доэкспериментальных
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Доэкспериментальные планы и их виды»
Направление подготовки: 030300.62 «Психология»
Профиль подготовки: « Общий »
Выполнил:
студент 3 курса 7 группы
Нефёдов И.А
_______________
подпись
Научный руководитель:
к.п.н.,доцент
Серёгина Н.С
___________
подпись
Брянск 2015
Брянск 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический обзор доэкспериментальных планов и их видов ……………………………………6
1.1 Понятие доэкспериментальных планов……………………………….6
1.2 Доэкспериментальные планы и их виды……………………………9
1.3 Доэкспериментальные планы и их применение в психолого педагогических исследований……………………………………………….12
Вывод по 1 главе………………………………………………………………..21
Глава 2. Эмпирическое исследование по теме доэкспериментальные планы и их виды……………………………………………………………….23
2.1.Программа полученных результатов 22
2.2.Анализ и итропретация полученных данных
2.3. Статистическая обработка данных 29
Вывод 2 главе……………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………3
Список использованной литературы ………………………………………….32
Приложения……………………………………………………………………..34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Доэкспериментальные планы представляют собой исследование единичного случая; б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы и в) сравнение статистических групп. Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: X О. Контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует. В таком “исследовании” нет никакого материала для сравнения. А ведь с него обычно начинается любая научная работа. Такого рода исследования, как правило, проводятся на первых этапах научной деятельности для сопоставления их результатов с обыденными представлениями о реальности. Но научной информации они не несут.
План с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто применяется в социологических, социально-психологических и педагогических исследованиях: O1 X О2.
Цель исследования: Исследовать адаптацию первокурсников к образовательному процессу в высшем учебном заведении к концу 1/2 семестра.
Объект исследования: адаптационный процесс
Предмет исследования: адаптация первокурсников
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что к концу 1/2 семестра степень адаптации первокурсников к процессу обучения находится на необходимом уровне.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы доэспериментальных планов и их видов освещённость данных проблем в научной литературе;
2. Подбор методик для проведения эмпирического исследования
3. Проведение исследования
Методы исследования:
а) теоретические - анализ литературы и документов по изучаемой проблеме, изучение и обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований по данной проблематике, обобщение;
б) практические - проведение методик, тестирование, анализ результатов тестирования.
Методики исследования: Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса И Р. Даймона
Практическая значимость исследования:Данное исследования поможет выявить адаптации студентов
База исследования: Исследование проводилось на базе
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретический обзор доэкспериментальных
планов и их видов
1.1 Понятие доэкспериментальных планов
Доэкспериментальные планы представляют собой уточнения исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина — незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента. Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: Х О. Контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует. В таком «исследовании» нет никакого материала для сравнения. А ведь с него обычно начинается любая научная работа. Такого рода исследования, как правило, проводятся на первых этапах научной деятельности для сопоставления их результатов с обыденными представлениями о реальности. Но научной информации они не несут. План с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто применяется в социологических, социально-психологических и педагогических исследованиях: О1 Х О2 . В этом плане отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения (разница О1 и О2) зависимой переменной, регистрируемые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой переменной. Между начальным и конечным тестированием происходят и другие «фоновые» события, воздействующие на испытуемых наравне с независимой переменной. Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект «естественного развития»: в течение короткого времени — изменение состояния испытуемого (утомление, монотония, скука и др.), а в течение длительного времени — изменения личностных черт. Наконец, эффект тестирования — воздействие предыдущего обследования на последующее — может быть еще одним неконтролируемым фактором, влияющим на изменение зависимой переменной. Можно перечислить и другие источники артефактов — внешние переменные, которые не контролируются этим планом. План с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто применяется в социологических, социально-психологических и педагогических исследованиях: О1 Х О2 . В этом плане отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения. [17,с 145]
Кэмпбелл выделяет три вида доэкспериментальных планов. (два из них другой авторитетный автор, МакГиган, относит к квазиэкспериментальным). По Кэмпбеллу к доэкспериментальным планам относятся: а) исследование единичного случая; б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы и в) сравнение статистических групп. Третий вариант доэкспериментального плана — сравнение статистических групп, или, точнее, план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия. Этот план лучше предыдущего хотя бы тем, что позволяет учитывать эффект тестирования благодаря введению контрольной группы, а также отчасти контролировать влияние «истории» — фоновых воздействий на испытуемых, и ряд других внешних переменных (инструментальную погрешность, регрессию и др.). Но с помощью этого плана невозможно учесть эффект естественного развития, так как нет материала для сравнения состояния испытуемых на данный момент с их начальным состоянием (нет предварительного тестирования).
Этот доэкспериментальный план распространен в психологической исследовательской практике. Для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стьюдента. Всегда надо иметь в виду, что различия в результатах тестирования могут быть обусловлены не экспериментальным воздействием, а различием состава групп. Этот план, если отбросить экспериментальное воздействие, вполне применим в корреляционном исследовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных. [12,c 123]
1.2 Доэкспериментальные планы и их виды