Перспективы выпускников психологических факультетов

Мы познакомились с существующими в на­стоящее время отраслями психологической нау­ки. У вас, вероятно, возник вопрос о том, что же делают психологи различных специализаций? Ка­кой профессиональный путь могут выбрать для себя выпускники психологических факультетов? Еще десять лет назад большая часть тех, кто получил образование в области психологии, ра­ботали в высших учебных заведениях, где пре­подавали студентам психологию. Некоторые выпускники могли начать свой профессиональ­ный путь в научно-исследовательских учрежде­ниях. Меньшая часть выпускников находила при­менение своих знаний на производстве. В последние десять лет изменилось отноше­ние к психологии, поэтому изменилась и струк­тура рабочих мест психологов. Сегодня поми­мо преподавания в высших учебных заведениях большая часть выпускников работает в школах, медицинских учреждениях, исследовательских центрах, правительственных учреждениях, а так­же в промышленности. Сегодня практически каждая перспективная фирма предпочитает иметь в штате сотрудников психолога. Чем же занимаются психологи на этих должностях? Опи­шем некоторые из этих специализаций. Школьный психолог — это человек, кото­рый принимает непосредственное участие в ор­ганизации учебного процесса. Он исследует особенности организации педагогического и воспитательного процесса в школе. На основа­нии своих исследований вырабатывает рекомен­дации администрации школы о повышении эффективности учебного и воспитательного про­цесса. Заботится о повышении уровня психоло­гических знаний учителей школы. Конечно, ос­новное внимание он уделяет детям и учениче­ским коллективам. С детьми, как правило, школьный психолог работает индивидуально, чтобы выявить их эмо­циональные и учебные проблемы. Он обязан следить за динамикой индивидуально-психологи­ческих характеристик школьников. На протяже­нии многих лет психолог встречается с одними и теми же детьми, видит их успехи и неудачи. С не­которыми школьниками и их родителями психо­лог школы работает постоянно. В большинстве случаев — это так называемые «трудные дети». Бывают моменты, когда мнение психолога для ребенка более важно, чем мнение собственных родителей. Поэтому школьный психолог всегда должен ощущать ответственностьза будущее детей, с которыми он работает. Для достижения успеха на стезе школьного психолога необходимо иметь хорошие знания в области педагогической и возрастной психоло­гии, а также социальной психологии. Однако одних знаний недостаточно. Необходимо уметь понимать ребенка и сопереживать ему, не счи­таться со своим временем, быть готовым прий­ти на помощь ребенку и, самое главное, обла­дать терпением. Школьный психолог должен терпеливо вникать и разбирать проблемы ре­бенка, те проблемы, которые для большинства взрослых людей кажутся несущественными. Перспективы выпускников психологических факультетов - student2.ru

термин «социальная психология». Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономер­ности общения и взаимодействия людей (здесь исследуется, в частности, роль об­щения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаютсятакие явления, как сплоченность, лидерство и т. д.); психология лично­сти (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.).

В свою очередь, с социальной психологией тесно связаны политическая психо­логия и психология искусства, так как в той или иной мере они рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана. Политическая психо­логия — это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты поли­тической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценност­ные ориентации и т. п. Эти психологические феномены формируются и проявля­ются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

Глава 2. Психология в структуре современных наук • 67

Это необходимо знать

  Перспективы выпускников психологических факультетов - student2.ru Медицинский психолог—это специалист, который участвует в диагностике и лечении эмоциональных и по­веденческих проблем, включая психические расстройства, наркотическую зависимость, брачные и семейные конфликты. Объектом профессионального внимания медицинского психолога являются больные люди. Для успеш­ной работы с ними психолог должен обладать не только терпением, но и состраданием. Как правило, здоровому человеку трудно бывает понять переживания и поступки больного чело­века. Медицинский психолог должен уметь на­ходить общий язык с пациентом, но при этом одновременно должен оценивать степень адек­ватности его поступков и высказываний. Для того чтобы успешно овладеть профессией ме­дицинского психолога, необходимо иметь соот­ветствующие личностные качества и хорошие знания в области психологии личности и меди­цинской психологии, уметь применять на прак­тике разнообразные методы психодиагностики и психологической коррекции. Психолог частной фирмы — это специа­лист-универсал, который должен иметь всесто­роннюю подготовку. В большинстве фирм и частных предприятий психолог занимает долж­ности заместителя директора или менеджера по персоналу. Он отвечает за качественное комплектование штатных должностей компа­нии, контролирует работу сотрудников и орга­низует психологическое сопровождение их де­ятельности. Очень часто психолог выступает в качестве связующего звена между руковод­ством компании и ее персоналом, поэтому от него в значительной степени зависит успех раз­вития фирмы. Это очень хорошо понимают ру­ководители зарубежных компаний и наиболее прогрессивных отечественных фирм. Для того чтобы успешно работать психо­логом фирмы, необходимо обладать такими личностными характеристиками, как способ­ность к эмпатии, коммуникабельность, высо­кий уровень интеллекта. Психолог частной фирмы должен иметь широкий кругозор и глу­бокие знания во всех отраслях психологической науки, особенно в области экспериментальной психологии и психологии труда, возрастной и социальной психологии, психологии менедж­мента; он также должен уметь организовы­вать и осуществлять профессиональный психо­логический отбор и психологическое сопро­вождение профессиональной деятельности сотрудников фирмы, иметь навыки в органи­зации рекламы, уметь работать с различными возрастными категориями людей. Мы с вами рассмотрели лишь самую ма­лую часть сфер приложения профессиональ­ных знаний психологов. Однако в любой рас­сматриваемой специализации отмечается, что помимо профессиональных знаний психолог должен обладать определенными личностны­ми качествами. Неслучайно многие известные психологи считают, что психология — это не только профессия, но и особое состояние души. Поэтому в процессе профессиональной подготовки будущий психолог должен не толь­ко приобретать знания, но и формировать в се­бе качества, которые необходимы для успеш­ной профессиональной деятельности.

Психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие со­здание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.

Рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны с образованием, воспитанием и, в целом, с развитием человека и человеческого общества. Кроме того, существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей — медицинская пси­хология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагно­стики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований ме­дицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникно­вением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь. Поэтому среди важ­нейших проблем медицинской психологии — взаимодействие психических и со­матических процессов, закономерности формирования у больного представления

68 • Часть I. Введение в общую психологию

о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтиче­ских целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.

Структура медицинской психологии включает ряд разделов, некоторые из них мы уже называли. Наиболее общими являются: клиническая психология, включа­ющая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицин­ская психология; психопрофилактика и психогигиена; психокоррекция.

Не менее значимой для решения практических задач экономического развития общества и технического прогресса является инженерная психология — отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Ускорение технического развития, на­блюдаемого во второй половине XIX и первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психических возможностей человека в производствен­ном процессе и определения средств и способов его взаимодействия с техникой. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности опера­торов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения; ана­лиз психологической структуры деятельности операторов; исследование факто­ров, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операто­ров: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений; разработ­ка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов.

В заключение следует отметить, что мы познакомились лишь с небольшим ко­личеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психоло­гия. Однако все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки — психологии — и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Таким обра­зом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологи­ческой науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными ос­новами.

Контрольные вопросы

1. Что вы знаете об идеалистическом и материалистическом направлениях в фи­лософии и соответствующих взглядах на природу психического?

2. В чем состоял механистический материализм Демокрита?

Глава 2. Психология в структуре современных наук •69

3. Что вы знаете о взглядах Аристотеля на природу души?

4. Расскажите о морально-этических аспектах учения о душе Сократа и Платона.

5. Как вопросы исследования психических явлений рассматривались в рамках картезианской философии?

6. Каковы основные положения учения Дж. Локка как теоретической основы интроспективной психологии?

7. Расскажите о роли и месте методов самонаблюдения и наблюдения в совре­менной психологии.

8. Что вы знаете о психологии поведения Дж. Уотсона?

9. Расскажите о развитии теории бихевиоризма в работах Э. Толмена, Э. Торндайка, Б. Скиннера.

10. Каковы роль и значение бихевиоризма для развития современной психоло­гии?

11. Расскажите о становлении и развитии психологии в России.

12. Расскажите о взаимосвязи психологии и других современных наук.

13. Что относится к фундаментальным отраслям современной психологии?

14. Расскажите об основных прикладных отраслях современной психологии.

Рекомендуемая литература

1. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1975.

2. Асмус В. Ф. Трактат о душе; вводная ст. к книге «Аристотель» // Избранные фило­софские труды: В 2 т. Т. 1. - М.: Изд-во МГУ, 1969.

3. Вундт В. Ведение в психологию / Пер. с нем. — М.: Космос, 1912.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение и общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.

5. Джеме В. Психология. — М., 1991.

6. ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произведения: В 2-х т. Т. 1. — М.: Соцэкгиз, 1960.

7. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1975.

8. Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1:

Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998.

9. Петровский А. В. История советской психологии: Формирование основ психологи­ческой науки. — М.: Просвещение, 1967.

10. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

12. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

13. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития пси­хологической науки. — Изд. 2-е, дои. — М.: Политиздат, 1974.

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции

Краткое содержание

Понятие о психике. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений. Раздражимость. Чувствительность и ощущения, их свой­ства и основные различия по сравнению с раздражимостью. Поведение как процесс приспособ­ления к условиям внешней среды. Сознание как высший уровень психического отражения. «Я-концепция» и критичность человека, их роль в формировании поведения человека. Основ­ные функции психики. Обеспечение адаптации к условиям внешней среды -- интегративная функция психики. Общие проблемы происхождения психики человека.

Развитие психики животных. Инстинктивное поведение животных и стадия элементарного поведения. Роль свойств внешних раздражителей в формировании поведения животных, находя­щихся на уровне развития элементарной сенсорной психики. Дифференциация органов чувстви­тельности. Узловая нервная система и ценное поведение животных. Трубчатая нервная система и усложнение поведения животных. Учение И. П. Павлова об услоиных и безусловных рефлек­сах. Стадия навыков и предметного восприятия, ее основные особенности. Стадия интеллекту­альною поведения. Основные особенности стадии интеллектуального поведения. Концепция Леонтьева-Фабри. Идеалистические воззрения П. Шардена на проблему развития психики жи­вотных.

3.1. Понятие о психике

В предыдущих главах мы рассматривали психологию как современную и мно­гогранную науку. В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое пси­хика и психические явления? Мы уже говорили о существовании различных то­чек зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психи­ка», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной жи­вой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими воз­можность существования психики.

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 71

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоор­ганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью по­лучения информации об окружающем ее мире. В то же время получение инфор­мации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (немате­риального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности являет­ся копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения, что в целом определяет возможность относительно длитель­ного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реаги­ровать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностя­ми. Эти 4'ормы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития пси­хических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представ­ляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, уда­ляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движе­ния амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свой­ство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной ак­тивности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у рас­тений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь па непосред­ственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д. Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что живые организмы данного уровня ре­агируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирова­ние по своему характеру реактивно, т. с. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степе­ни связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организ­мы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий пред­определяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирова­ния, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует

72 • Часть I, Введение в общую психологию

общую способность к ощущениям. По мнению А. И. Леонтьева, появление чув­ствительности у животных может служить объективным биологическим призна­ком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью яв­ляется то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возмож­ность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему яв­ляются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низ­кого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Напри­мер, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его лапах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органиче­ской материн у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко раз­витой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализи­ровать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружаю­щих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового тина приспособления к внеш­ней среде. Основное отличие данного тина приспособления заключается в появ­лении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведе­ния.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Про­стейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него пове­дение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отраже­ния. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определен­ную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезап­ные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотиви­рованное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществле­ния столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практиче­скую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятель-

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 73

ность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зароди­лись в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенно­сти оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружаю­щей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окру­жающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию чело­век обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является яд­ром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружаю­щем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и форми­рует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие меж­ду «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способ­ность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную инфор­мацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставле­ния, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким обра­зом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и опериро­вания психическими образами определяет наличие у человека способности к со­знательной деятельности, проявлением которой является труд.

Для того чтобы осознать важность данного умозаключения, попробуем его от­рицать, сказав, что определенные животные также совершают полезные действия. Например, собака - охраняет, лошадь — перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совер­шать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, по­хожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека и поведе­ние животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психи­ки живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уров­ней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происхо­дят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида

74 • Часть I. Введение в общую психологию

(онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической пред­расположенностью.

Существует еще один вопрос в исследовании психических явлений, который мы должны осветить в данном разделе. В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что па самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления пси­хики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество чело­века? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к соци­альным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует ре­шению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример:

почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произ­ведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо пере­числить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, толь­ко в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды (рис 3.1). С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности

Перспективы выпускников психологических факультетов - student2.ru

Рис. 3.1. Основные функции психики

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 75

организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заклю­чается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адапта­ции. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организ­мов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структу­ру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов при­роды. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его суще­ствования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состоя­ния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информа­ции об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные измене­ния в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психиче­ская адаптация.

Существует еще одна проблема научного познания психики, о которой мы уже говорили и на которой вновь должны сосредоточить свое внимание. Это проблема происхождения психики. Чем обусловлено существование такого феномена, ка­ким является психика? Ранее уже говорилось о существовании различных точек зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения — идеалисти­ческой — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биоло­гическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (иде­альное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллель­но и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой приро­ды, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обуслов­лено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из са­мых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхож­дение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической на­уки, но и философии, религии, физиологии и т. д. Сегодня еще пет однозначного ответа на этот вопрос.

76 • Часть I. Введение в общую психологию

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материали­стической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь меж­ду биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «ис­кусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллекту­альных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных спо­собностей.

Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых орга­низмов, исторического развития человечества и индивидуального развития кон­кретного индивида. В данной главе мы рассмотрим эволюцию психики животных.

3.2. Развитие психики животных

В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни.

Инстинктивное поведение — это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, инстинктив­ное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представи­теля или вида в целом. По было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в тече­ние его жизни.

Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому ин­дивидуальное приспособление, как указывал И. П. Павлов, существует у всех жи­вотных. Например, кольчатые черви обычно реагируют на прикосновение к ним палочкой защитными движениями, но если это движение связать с кормлением, то оно вызывает у них поведенческие реакции, связанные с поиском пищи. Дока­зана также возможность изменения поведения у дафний, моллюсков, пчел и др.

Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное. Например, как только насекомое попадает в паути­ну, паук бежит к нему и опутывает его своей нитью. Что вызывает это поведение паука? В специальных опытах было установлено, что подобное поведение паука обусловлено вибрацией паутины, передающей вибрацию крыльев насекомого. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве, но стоит возобновить вибрацию, как паук вновь начинает двигаться. То, что именно вибра­ция паутины обусловливает поведение паука, доказывает следующий опыт: виб-

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 77

рирующий камертон, поднесенный к паутине, вызывает движение паука, в то же время вибрация крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной непосред­ственно к пауку, заставляет паука обратиться в бегство. Значит, действительно, движение паука к жертве обусловлено вибрацией паутины.

Наши рекомендации