Q Есть ли какие-нибудь способы проверки сформированности (или сохранности) хронометрических представлений?
Да. В течение последних лет нами совместно с И.Ю. Вяхиревой, М.В. Черновой и Ю.М. Даниелян разработаны опросники для младших школьников, позволяющие судить о степени сформированности не только хронометрических, но и пространственных метрических представлений. В настоящее время они проходят апробацию на здоровых и умственно отсталых детях. В перспективе планируется конструирование аналогичных опросников, адаптированных для пожилого и старческого возраста.
q Вернемся к отмериванию субъективной минуты. Как испытуемый должен отсчитывать секунды — про себя или вслух?
Это сложный вопрос. Обычно отсчет времени ведется во внутреннем плане. Однако нужно отметить, что задача, формулируемая испытуемому, состоит не в отсчете секунд, а в отмеривании минуты. Посекундный отсчет — наиболее часто используемый прием, но он не обязателен, более того, не всегда приводит к оптимальному результату, поскольку темп отсчета может оказаться слишком быстрым или медленным.
q А как меняется точность отмеривания минуты при поражениях мозга различной локализации?
Сначала скажем о том, какова длительность субъективной минуты в норме. Если говорить о возрастных границах применения этого приема, то использовать его можно, начиная с младшего школьного возраста, когда ребенок уже интериоризирует и употребляет способы ориентировки во времени, включающие знания о единицах его измерения и соответствующих длительностях.
У взрослых испытуемых субъективная минута достаточно близка к реальной минуте, хотя чаще несколько короче. Сравнение молодых и пожилых испытуемых показало, что субъективная минута ближе к реальной у молодых людей; вероятно, это связано с оптимальной в этом возрасте работой биологических часов.
При поражениях мозга отмеривание субъективной минуты изменяется по-разному в зависимости от локализации и латерализации патологического процесса (Осьмина, 1991). При поражениях височных отделов левого полушария она укорачивается, при поражениях передних отделов левого полушария удлиняется. При поражениях правого полушария отмечено значительное укорочение субъективной минуты, причем этот симптом не зависит от локализации патологического очага внутри правого полушария.
При депрессиях позднего возраста, когда комплексное нейропсихологическое обследование констатирует дисфункцию подкорковых структур мозга больше справа, у больных также очень часто фиксируется короткая субъективная минута (в диапазоне от 30 до 40 секунд). Факт укорочения субъективной минуты отмечен в клинических исследованиях и у больных депрессиями юношеского и среднего возраста, а также при других психических расстройствах (Яровицкий, Батурин, 1991; Айрапе-тов, Зимина, 1999; Симуткин, 2000; и др.). Интересно, что при депрессиях такое ускоренное течение субъективного времени сочетается с объективным замедлением темпа выполнения многих заданий нейропсихологического обследования.
q Известно, что при исследованиях психологического времени большое внимание уделяется так называемой временной перспективе. О чем идет речь? И исследуется ли она в рамках нейропсихологической диагностики?
Под временной перспективой в нейропсихологической диагностике подразумевается субъективная картина жизненного пути, представления субъекта о своем прошлом, настоящем и будущем, психическое отражение осуществляемого в течение жизни индивида движения по оси времени, эмоциональной и событийной насыщенности разных биографических периодов (Ананьев, 1977). Для исследования временной перспективы в психологии применяются различные методы. Это в основном опросники, позволяющие определить, как оценивают люди субъективную протяженность и событийную насыщенность прошлого, настоящего и будущего. В качестве примера можно привести каузометрию — предложенный Е.И. Головахой и А.А. Кроником биографический опросниковый метод, с помощью которого реконструируется целостная субъективная картина жизненного пути, включающая в себя происшедшие, предстоящие, ожидаемые и планируемые человеком события (Головаха, Кроник, 2008). Другой пример — методика Ф. Зимбардо (ZTPI), в которой проводится оценка пяти временных ориентации: позитивного и негативного прошлого, гедонистического и фаталистического настоящего, будущего. Применение подобных методик демонстрирует значительную индивидуальную вариабельность показателей психически здоровых испытуемых. Так, например, субъективная длительность настоящего имеет широкий диапазон от часов до годов и десятилетий. Разные аспекты временной перспективы могут существенно изменяться при локальных поражениях мозга и при психических расстройствах (Брагина, Доброхотова ,1988; Блохин, 2006; и др.).
q А применяются ли эти опросники в нейропсихологическом обследовании?
В обычном диагностическом обследовании они едва ли применимы, поскольку на их выполнение требуется много времени (например, каузометрия обычно занимает от 40 до 60 минут) и высокой степени сохранности мнестико-интеллектуальных и регуляторных аспектов психической деятельности. Эта методика применяется преимущественно для решения научно-исследовательских задач.
Рекомендуемая литература
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.
Айрапетов Р.Г., Зимина СВ. Суточная динамика восприятия времени у больных аффективными расстройствами // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. № 4. С. 54-55.
Багрова Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком. — Л.: Наука, 1980.
Балашова Е.Ю., Портнова Г.В. Возрастные особенности психического отражения времени // Психология зрелости и старения. 2006. № 3. С. 5-23.
Биологические ритмы / Под ред. Н.А. Агаджаняна: в 2 тт. — М.: Мир, 1984. Т. 1.
Блохин КН. Нарушения переживания времени у больных опийной наркоманией: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — МГУ, 2006.
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. — М.: Медицина, 1988.
Вороненко И.Н. Особенности воспроизведения временных отрезков и интервалов у студентов с различным типом вегетативной регуляции и уровнем тревожности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2005.
Вяхирева И.Ю., Балашова ЕЮ. О некоторых особенностях оценки временных интервалов в младшем школьном возрасте //Журнал практического психолога. 2009. № 1. С. 101-111.
Головаха Е.А., Кроник А.А. Психологическое время личности. — М.: Смысл, 2008.
Карпова Е.В. Изменения субъективного времени в случаях психической патологии (сравнительное исследование адекватности оценок временных интервалов): Автореф. дис.... канд. психол. наук. — МГУ, 1987.
Кулешова М.Р., Балашова ЕЮ. О тендерных различиях в восприятии времени // Психология в вузе. 2010. № 4. С. 106-115.
ЛурияАР. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 264- 265.
Осмина ЕВ. Нейропсихологический анализ нарушений психического отражения времени при локальных поражениях мозга: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — МГУ, 1991.
Портнова Г.В., Балашова ЕЮ., Вартанов А.В. Феномен «когнитивного захватывания» при оценивании временных интервалов // Психол. журн. 2006. Т. 27. № 1. С. 67-80.
СимуткинГ.Г. Искажение индивидуального времени как проявление де-синхроноза при сезонных аффективных заболеваниях // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. Т. 10. № 3. С. 16-20.
ХомскаяЕД. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 234-248.
Хронобиология и хрономедицина / Под ред. Ф.И. Комарова. — М.: Медицина, 1989.
Яровицкий В.Б., Батурин В.А. Воспроизведение минутного интервала времени при депрессии у больных шизофренией и маниакально-депрессивным психозом // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1991. № 1. С. 112-117.
Глава 9 ПАМЯТЬ
Исследования памяти в общей и возрастной психологии имеют давнюю традицию. Нейропсихологический подход к изучению памяти и к разработке методик ее исследования обладает своей спецификой. Нейропсихологию прежде всего интересует мозговая организация памяти, ее нарушения при локальных поражениях мозга(Лурия, 1962, 1973; Киященко, 1973; и др.). Что касается нейропсихологических методик, направленных на исследование памяти, то они должны быть построены так, чтобы: 1) давать возможность качественной интерпретации и количественной оценки выявленных нарушений или особенностей мнестической функции; 2) выявлять принципиальные механизмы патологического забывания; 3) определять состояние основных параметров памяти; 4) исследовать различные виды памяти.
q Память человека — сложная психическая функция, включающая запечатление, сохранение и актуализацию информации (в форме воспроизведения или узнавания). Все ли этапы памяти врав-ной степени доступны эмпирическому исследованию?
Нет. Внаибольшей степени диагностике доступен этап актуализации. О процессах, происходящих во время хранения информации в памяти, нейропсихология пока знает относительно немного.