Основные этапы (фазы) модерации

Как правило, выделяют пять этапов, или фаз модерации:

- вхождение в тему (развитие сенситивности: участники в ув­
лекательной форме настраиваются на содержание проблемы, внут­
ренний мир и позиции других людей);

- подборка тем (погружение в проблематику: определение и
формулировка проблемы или темы обсуждения);

- проработка (обсуждение) темы в малых группах, поиск ре­
шения;

- презентация результатов наработок микрогрупп и общая дис­
куссия, обобщение и конкретизация результатов работы;

- подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

Кроме того, модераторские семинары почти всегда предваря­ются знакомством (с целью установления свободной и довери­тельной атмосферы) и включают разнообразные разминки.

Каждому этапу соответствуют определенные методы. Остано­вимся более подробно на содержании каждого этапа (фазы) мо­дерации.

I этап. Вхождение в тему.На данном этапе происходит пред­ставление модераторов и знакомство участников между собой. Они обсуждают организационные моменты, договариваются о правилах

совместной работы. На этом этапе также выявляются ожидания уча­стников от семинара и согласуются цели обучающих и обучающихся.

Группы взрослых более разнородны по составу, чем школьные классы и студенческие группы: они, как правило, являются раз­новозрастными; участники обладают неодинаковыми знаниями, умениями и навыками, профессиональным и жизненным опы­том, внутренними установками и мотивами обучения. Каждый взрослый имеет сложившийся стиль учебной деятельности, свою учебную стратегию. Актуализация ожиданий, затруднений, опы­та, установок чаще всего осуществляется на первом этапе курсо­вых занятий, но модераторы заинтересованы в том, чтобы как можно раньше получить полную информацию об особенностях группы. Если это возможно, модераторы еще до начала учебного семинара выясняют пожелания и ожидания слушателей, их про­фессиональный опыт, чтобы использовать полученные данные при планировании будущей совместной образовательной деятельно­сти. Эта информация позволяет согласовать план и программу се­минара или курсов с ожиданиями и целями участников, разнооб­разить формы организации учебной деятельности и обеспечить смену форм общения, подобрать средства активизации имеющихся у слушателей знаний, умений и навыков, продумать способы про­явления понимания и толерантности по отношению к субъектив­ным потребностям слушателей.

Для знакомства и выяснения ожиданий участников можно ис­пользовать различные методики.

«Выход на сцену»

Цель: личное знакомство, ознакомление с темой занятий, актуализа­ция внимания и открытости группы. Наглядное представление информа­ции. Двигательная разминка.

Оборудование и условия: достаточно просторное и свободное помещение; подготовленные вопросы, приемлемые для данной группы.

Проведение

Вся группа собирается у одной из стен помещения. Противоположная стена, возле которой никого нет, будет «сценой». С помощью примера пре­подаватель объясняет идею упражнения-игры. Например, просят выйти на сцену всех, у кого день рождения весной. Пример дается только для объяс­нения правил, но не для исполнения. По одному называются признаки, по которым участники должны выходить «на сцену». Когда каждый из них уви­дит, у кого имеется названный признак, а у кого — нет, все возвращаются со «сцены» в группу.

Другой пример: попросить выйти на «сцену» всех, кто знает среди при­сутствующих более двух человек; или уже был когда-нибудь раньше в этом здании; или уже был участником на одном из таких семинаров; или уже выступал с сообщением по теме данного семинара.

Участники могут сами задавать вопросы, которые позволят им что-то узнать о присутствующих.

Основные этапы (фазы) модерации - student2.ru Основные этапы (фазы) модерации - student2.ru Основные этапы (фазы) модерации - student2.ru Основные этапы (фазы) модерации - student2.ru В целом называется не менее 8, но не более 15 признаков. Примечания:

- этот метод очень хорош, когда нужно получить более подробные све­
дения об обучающихся и о группе в целом (состав группы, прошлое участ­
ников), но нет возможности выслушивать долгие сообщения;

- форма упражнения-игры многим кажется неожиданной, и часто возни­
кает атмосфера благожелательного внимания и откровенности. Вначале уча­
стники чувствуют себя несколько неуверенно. Нужно помочь им: приветли­
выми словами стимулировать их к участию в игре. Абсолютно недопустимы
вопросы, ответы на которые могут вызвать у участников ощущение соб­
ственной незащищенности, несостоятельности.

Варианты

1. По отдельным, интересным с точки зрения тематики семинара, при­
знакам можно задать участникам, собравшимся на «сцене», ряд дополни­
тельных вопросов (связанных с вопросами, приведенными выше: «На ка­
кую тему было ваше сообщение?», «Для кого вы делали сообщение?»,
«В каком семинаре вы участвовали?»).

2. Вместо «сцены» можно использовать углы помещения (назвать такие
признаки, как возраст, трудовой стаж и т.п.).

Вариантом описанного выше упражнения является методика «Четыре угла».

Цель: знакомство, уточнение ожиданий, введение в содержательную сторону работы.

Оборудование и условия: достаточно просторное и свободное помещение; подготовленные вопросы, приемлемые для обсуждения в груп­пах и связанные с тематикой семинара (на каждый вопрос четыре возмож­ных варианта ответа).

Проведение

1. Группа стоит в центре помещения. Преподаватель кратко объясняет
условия игры: четыре угла помещения соответствуют четырем вариантам
ответа на каждый вопрос.

2. Задается первый вопрос и зачитываются четыре возможных ответа:
«Почему я здесь? Я здесь потому, что...».

1-й угол: «...эта тема необходима мне для профессиональной подготов­ки»;

2-й угол: «...я хочу познакомиться с коллегами, работающими в той же области, что и я»;

3-й угол: «...мне рекомендовало начальство»;

4-й угол: «...хочу узнать за эти дни много нового»;

3. Каждый участник встает в угол, соответствующий тому ответу, кото­
рый, по его мнению, является самым верным для его ситуации. Если он
находит верными сразу два ответа, то должен выбрать один — с его точки
зрения, наиболее верный.

4. После распределения участников по четырем углам все снова собира­
ются в центре комнаты. Задается следующий вопрос с вариантами ответа.

Примечания:

- вначале лучше предлагать вопросы относительно общего характера.
Позднее их можно конкретизировать применительно к теме семинара как
проблемы, требующие решения;

- этот метод хорош для первого обращения к содержанию учебного ма­
териала, когда не требуется знание деталей;

- все участники при обсуждении их мнений в рамках, заданных вопро­
сом, раскрываются и проявляют свои качества.

Варианты

1. Предлагаются только три варианта ответа, а четвертый угол отводит­
ся для «прочего». При этом у участников меньше свободы: тем, кто уходит
в угол «прочего», дополнительно задаются вопросы о том, что конкретно
они хотели бы сообщить.

2. В малых группах, образовавшихся в разных углах, в течение 10 мин
происходит обсуждение вопроса, который «привел» их в угол. Важнейшие
результаты всех обсуждений «по углам» (обоснования ответов, уточнение
ожиданий) записываются на карточках или больших листах для дальней­
шей презентации на общем собрании.

3. Собравшиеся в четвертую малую группу («прочее») еще некоторое
время не расходятся и работают над своим вопросом более углубленно.

«Импульс-плакат»

Цель: выявить и уточнить ожидания, интересы, предпочтения участни­ков. Познакомиться с ожиданиями других участников. Прийти к взаимопо­ниманию с другими членами группы.

Оборудование и уел о в ия: подготовленные плакаты, достаточ­ное количество фломастеров.

Про веден ие

1. На стенах, столах и на полу размещены плакаты с незаконченными
фразами. Например: «В данной теме меня больше всего интересует...»;
«По окончании семинара я поеду домой с чувством удовлетворения,
если...»; «Я не хотел(а) бы испытать здесь...».

2. Если возможно, пусть звучит тихая и спокойная фоновая музыка.

3. Участникам предлагается, обходя все помещение, обдумать и завер­
шить начатые высказывания, дописав их прямо на плакатах.

4. Примерно через 15 мин группа собирается и осматривает плакаты.

Высказывания зачитываются вслух, при необходимости задаются уточ­няющие вопросы. Участники сами решают, подпишут они свои высказыва­ния или останутся анонимами.

Примечания:

- анонимность может помочь участникам высказать то, о чем в ином
случае они предпочли бы умолчать. Если требуется анонимность, просле­
дите за тем, чтобы все фломастеры были одного цвета, иначе автора будет
легко узнать по цвету надписи;

- ожидания и пожелания, высказанные в этой игре, следует учесть при
дальнейшем планировании занятий или, напротив, однозначно забраковать
как не имеющие отношения к семинару. Если расспрашивать участников об
их интересах и не учесть в дальнейшем полученную информацию, то они
легко могут почувствовать себя в положении людей, которых о чем-то вы­
спрашивают, но не принимают всерьез.

II этап. Подборка тем(Определение и формулировка пробле­мы или темы обсуждения). На этом этапе можно выявить профес­сиональные затруднения или актуальные проблемы участников.

Основные этапы (фазы) модерации - student2.ru Главная задача данного этапа — четкое формулирование и выбор наиболее актуальных для участников тем. Темы только обознача­ются (определяется их значимость для каждого), но не обсужда­ются по существу.

Для определения достижений и трудностей могут быть исполь­зованы активные методики.

«Метаплан» (по В.Мюллеру, С.Вигман [60])

Цель: выявление актуальных запросов участников, структурирование тем.

Обрудование: большое количество карточек, маркеры, скотч. Про веден ие

1. На доске записаны предварительно сформулированные вопросы, на­
пример: «Какие проблемы вы хотели бы рассмотреть на нашем семина­
ре?», «В обсуждении каких тем вы готовы принять участие?», «Чего вы ожи­
даете от семинара?».

2. Каждый участник получает по две карточки, на которых он маркером
печатным шрифтом записывает свои ожидания и запросы (на одну карточ­
ку — одно пожелание).

3. Преподаватель собирает и зачитывает карточки и вместе с участни­
ками группирует их по темам. Затем для каждой тематической группы фор­
мулируется название, которое записывается на карточках другого цвета (или
формы) и прикрепляется на доску (стену) с помощью скотча.

4. Выявляются приоритеты методом маркирования: каждый участник точ­
ками обозначает наиболее значимые для него темы.

5. Темы, получившие наибольшее количество голосов, прорабатывают­
ся в группах.

«Рельеф местности» [60]

Цель: актуализация профессионального опыта, выявление достиже­ний и затруднений в профессиональной деятельности.

Оборудование и условия: большие листы бумаги (можно исполь­зовать куски старых обоев, плакаты), маркеры.

Проведение

1. Деление на микрогруппы (по 4-5 человек).

2. Знакомство с инструкцией, определение регламента для групповой
работы.

3. Презентация группами своих наработок, ответы на вопросы.
Инструкция для участников

1. В течение 15 мин рассказать друг другу о своих достижениях и про­
блемах в профессиональной деятельности (лучше, когда указывается бо­
лее узкая тема, например, использование активных методов обучения, ре­
ализация стандарта профессионального образования), определить общие
позиции для группы.

2. Нарисовать на плакате рельеф местности, на котором:
вершины, горы будут обозначать ваши хорошие знания, умения, удач­
ный опыт по теме (указывается конкретно);

впадины, низины, пещеры будут обозначать неудачный опыт, возникшие затруднения либо недостаток знаний, умений по данному вопросу.

Определение проблемы

Цель: изучение рейтинга проблем в группе.

Условия: группа не должна быть слишком многочисленной.

Проведение

1.Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделен­
ную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне
карточки написать три проблемы, которые можно вынести на обсуждение.
Писать необходимо кратко, понятно и разборчиво.

2. После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева.
В течение 20 секунд участник читает, что написано на полученной карточке,
и на ее правой стороне ставит знак «плюс» напротив проблемы, которую он
считает наиболее значимой. Если такой, по его мнению, нет, то никаких зна­
ков он не ставит.

3. По сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до
того момента, пока карточка не вернется к владельцу.

4. Помощник ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их:
выписывает 2-3 формулировки проблем, получившие самый высокий рей­
тинг. Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается одна про­
блема для обсуждения. Например: «Как преподавателю или мастеру взаи­
модействовать с гиперактивным учащимся?», «Каковы приемы и методы
активизации слабых учащихся?», «Каким образом компенсировать отсут­
ствие ряда необходимых учебных навыков у учащихся профессиональных
училищ?».

IIIэтап. Проработка (обсуждение) темы в малых группах.Ра­бота в микро- и малых группах является важнейшим этапом моде-рации. Эта форма работы предоставляет всем участникам возмож­ность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межлич­ностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникаю­щих разногласий). Групповая работа используется, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у участников есть знания, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. Полезно сохранять ста­бильный состав малой группы достаточно долго, чтобы участни­ки могли достигнуть мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем участникам поработать с разными людьми и узнать их.

Общие правила групповой работы:

- каждый участник имеет возможность высказаться, если захо­
чет;

- все участники группы уважают ценности и взгляды каждого,
Даже если не согласны с ними;

- обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их
высказали;

щ - все участники делают замечания кратко и по существу;

Ш 1зэ

- Основные этапы (фазы) модерации - student2.ru каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт
для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участни­
ков;

- все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мир­
ным путем с учетом интересов участников и правил работы;

- все участники стремятся создать открытую, деловую, дру­
жескую атмосферу.

Основными элементами этапа «Проработка (обсужде­ние) темы в малых группах» являются:

- деление на микро- или малые группы;

- введение в проблему (сенсибилизация темы);

- теоретическое введение (если необходимо);

- работа в микро- или малых группах по проработке темы.
Остановимся на некоторых технологических приемах органи­
зации групповой работы на модерационном семинаре.

Принципы формирования малых групп на семинарах со взрослы­ми могут быть разными. По воле случая:

- по местонахождению в аудитории (сидящие рядом объединя­
ются в одну группу);

- по счету (1 — 2 — 3 — 4 и т.д.);

- по жребию (могут быть использованы номер группы или ее
буква);

- по сортам конфет (участники, вытянувшие одинаковые кон­
феты, объединяются в одну группу);

- по рассыпающимся картинкам;

- по символам (на карточках изображаются различные симво­
лы, участники объединяются в группу с одними и теми же сим­
волами).

По симпатиям: формирование малых групп исключительно по симпатиям представляется целесообразным только в том случае, если все группы работают над одной и той же темой.

По интересам:

- участники сами определяют интересующую их тему;

- участники разбиваются на группы, отдав предпочтение раз­
ным темам, понятиям, символам, рисункам и т.п.

Для сенсибилизации темы (пробуждение интереса, мотивации) могут использоваться следующие упражнения.

«Шкалирование»

Цель: выявление общей осведомленности группы об изучаемой теме, включение обучающихся в содержательное поле занятия.

Оборудование: плакат с нарисованной шкалой, маркеры.

Проведение

На листе бумаги рисуется шкала, имеющая два полюса: «очень много» и «очень мало». Участникам предлагается нарисовать (поставить) свою точку на шкале относительно полюсов в соответствии с уровнем своей осведом-

ленности и компетентности в обсуждаемой теме. В конце преподавательделает резюме. Примечание:

- шкалирование может быть повторно проведено в конце семинара, что­бы участники еще раз, уже после проработки темы, обозначили свою ком­петентность. Шкала с позициями, обозначенными в начале семинара, со­поставляется с последней шкалой, отмечается продвижение группы в по­нимании и освоении вопроса или темы. «Ассоциации» [60]

Цель: включение участников в процесс размышления по теме, эмоцио­нальный заряд участников.

Оборудование: плакат, маркеры. Проведение

На плакате в центре записывается слово или предложение, связанное с предстоящей темой. Участники с места называют свои ассоциации, препо­даватель записывает их на плакат. Вариант

На плакате (доске) вертикально записывается понятие, связанное с выб­ранной темой. На каждую букву данного слова участники высказывают ас­социации, также соответствующие теме. Например:

Д — диалог, дебаты, диспут, доброжелательность... И — идея, интеллект, интерес, искусство, интрига... С — спор, сотрудничество, соперничество...

К — коммуникация, корректность, консенсус, контакт, конфронтация... У— уважение, умение, успех, уверенность, умозаключение, удовлетво­рение...

С — слово, согласование, свобода... С — столкновение, соревнование, сомнение... И — интерес, информация, инициатива, итог... Я — ясность, яркость, «Я»-позиция, «яблоко раздора»... «Позиционирование»

Цель: выявление значимости темы, вопроса для участников семи­нара.

Оборудование и условия:свободноепространствоваудитории.

Какой-либо предмет или рисунок. П роведение

1. Модератор называет некий предмет как символ обсуждаемой в дан­
ный момент темы и помещает его в середине аудитории.

2. Слушателям предлагается выбрать позицию по отношению к этому
предмету и выразить тем самым свою близость к объявленной теме или,
напротив, дистанцироваться от нее.

3. В заключение слушатели формулируют одним предложением выб­
ранную позицию.

Примечание:

- эта методика позволяет прояснить ситуацию в группе. Она позволяет также «высказаться» по теме людям, которые не всегда мгновенно могут вербально оформить свои мысли. Кроме того, для слушателей это упраж­нение является своеобразной «игрой» и разминкой.

Основные этапы (фазы) модерации - student2.ru «Круги» [60]

Цель: активизация предшествующего опыта участников, вовлечение всех в разговор по теме.

Ус л о в и я: свободное пространство в аудитории для размещения сту льев по кругу. Про веден ие

1. Участники образуют два круга из стульев (внешний и внутренний
и занимают места так, чтобы сидеть лицом друг к другу. Модератор зачи
тывает подготовленный заранее вопрос, связанный с прорабатываемой
темой.

Например: «Какие методы контроля знаний, умений и навыков учащих ся вы применяете?», «С какими сложностями вы встречаетесь при провер ке ЗУНов?» и т.д. Участники обсуждают вопрос 3-5 мин.

2. Затем по сигналу ведущего участники, образующие внешний круг
встают и пересаживаются на стул справа. Зачитывается следующий воп­
рос и т.д.

3. По окончании все образуют один круг и кратко делятся впечатления­
ми об услышанном.

Варианты

1. Внутренний круг получает карточки и кратко записывает результаты
обсуждения, которые затем зачитываются на общем обсуждении.

2. Участники не сидят, а стоят напротив друг друга.

Если у участников недостает знаний для решения поставлен­ной задачи, то предлагаются теоретические информационные док­лады, мини-лекции. Длительность мини-лекции в среднем состав­ляет 10—15 мин и не должна превышать 20 мин. За это время модератор должен дать всю необходимую информацию по выб­ранной им теме.

Важно, чтобы каждый участник занятий во время мини-лек­ции был в состоянии активного слушания. Для этого модератор использует наглядные средства, иллюстрирующие представляемый материал: выписывает на доску ключевые фразы, показывает слай­ды, делает рисунки, которые служат маркерами для запомина­ния, использует метафоры.

Особыми выразительными средствами служат интонация, ми­мика, жесты и позы самого модератора. Во время всей мини-лек­ции модератор остается максимально включенным в группу. Он не просто подает материал, а наблюдает за тем, как подаваемый им материал воспринимается каждым участником модерацион-ного семинара, старается удерживать внимание всех участников на новой информации, побуждает их находиться в состоянии «здесь и сейчас».

Работа в микро- или малых группах по проработке темы. Груп­повая работа по освоению темы с применением активных мето­дик достаточно подробно была представлена в главах 2 и 3 насто­ящего пособия (см. «Мозаика», «Междусобойчик», «Снежный

ком», «Мозговой штурм» и др.). Дополним копилку интерактив­ных техник еще одной методикой, используемой в работе с педагогами.

Наши рекомендации