Основные этапы (фазы) модерации
Как правило, выделяют пять этапов, или фаз модерации:
- вхождение в тему (развитие сенситивности: участники в ув
лекательной форме настраиваются на содержание проблемы, внут
ренний мир и позиции других людей);
- подборка тем (погружение в проблематику: определение и
формулировка проблемы или темы обсуждения);
- проработка (обсуждение) темы в малых группах, поиск ре
шения;
- презентация результатов наработок микрогрупп и общая дис
куссия, обобщение и конкретизация результатов работы;
- подведение итогов работы и обмен впечатлениями.
Кроме того, модераторские семинары почти всегда предваряются знакомством (с целью установления свободной и доверительной атмосферы) и включают разнообразные разминки.
Каждому этапу соответствуют определенные методы. Остановимся более подробно на содержании каждого этапа (фазы) модерации.
I этап. Вхождение в тему.На данном этапе происходит представление модераторов и знакомство участников между собой. Они обсуждают организационные моменты, договариваются о правилах
совместной работы. На этом этапе также выявляются ожидания участников от семинара и согласуются цели обучающих и обучающихся.
Группы взрослых более разнородны по составу, чем школьные классы и студенческие группы: они, как правило, являются разновозрастными; участники обладают неодинаковыми знаниями, умениями и навыками, профессиональным и жизненным опытом, внутренними установками и мотивами обучения. Каждый взрослый имеет сложившийся стиль учебной деятельности, свою учебную стратегию. Актуализация ожиданий, затруднений, опыта, установок чаще всего осуществляется на первом этапе курсовых занятий, но модераторы заинтересованы в том, чтобы как можно раньше получить полную информацию об особенностях группы. Если это возможно, модераторы еще до начала учебного семинара выясняют пожелания и ожидания слушателей, их профессиональный опыт, чтобы использовать полученные данные при планировании будущей совместной образовательной деятельности. Эта информация позволяет согласовать план и программу семинара или курсов с ожиданиями и целями участников, разнообразить формы организации учебной деятельности и обеспечить смену форм общения, подобрать средства активизации имеющихся у слушателей знаний, умений и навыков, продумать способы проявления понимания и толерантности по отношению к субъективным потребностям слушателей.
Для знакомства и выяснения ожиданий участников можно использовать различные методики.
«Выход на сцену»
Цель: личное знакомство, ознакомление с темой занятий, актуализация внимания и открытости группы. Наглядное представление информации. Двигательная разминка.
Оборудование и условия: достаточно просторное и свободное помещение; подготовленные вопросы, приемлемые для данной группы.
Проведение
Вся группа собирается у одной из стен помещения. Противоположная стена, возле которой никого нет, будет «сценой». С помощью примера преподаватель объясняет идею упражнения-игры. Например, просят выйти на сцену всех, у кого день рождения весной. Пример дается только для объяснения правил, но не для исполнения. По одному называются признаки, по которым участники должны выходить «на сцену». Когда каждый из них увидит, у кого имеется названный признак, а у кого — нет, все возвращаются со «сцены» в группу.
Другой пример: попросить выйти на «сцену» всех, кто знает среди присутствующих более двух человек; или уже был когда-нибудь раньше в этом здании; или уже был участником на одном из таких семинаров; или уже выступал с сообщением по теме данного семинара.
Участники могут сами задавать вопросы, которые позволят им что-то узнать о присутствующих.
В целом называется не менее 8, но не более 15 признаков. Примечания:
- этот метод очень хорош, когда нужно получить более подробные све
дения об обучающихся и о группе в целом (состав группы, прошлое участ
ников), но нет возможности выслушивать долгие сообщения;
- форма упражнения-игры многим кажется неожиданной, и часто возни
кает атмосфера благожелательного внимания и откровенности. Вначале уча
стники чувствуют себя несколько неуверенно. Нужно помочь им: приветли
выми словами стимулировать их к участию в игре. Абсолютно недопустимы
вопросы, ответы на которые могут вызвать у участников ощущение соб
ственной незащищенности, несостоятельности.
Варианты
1. По отдельным, интересным с точки зрения тематики семинара, при
знакам можно задать участникам, собравшимся на «сцене», ряд дополни
тельных вопросов (связанных с вопросами, приведенными выше: «На ка
кую тему было ваше сообщение?», «Для кого вы делали сообщение?»,
«В каком семинаре вы участвовали?»).
2. Вместо «сцены» можно использовать углы помещения (назвать такие
признаки, как возраст, трудовой стаж и т.п.).
Вариантом описанного выше упражнения является методика «Четыре угла».
Цель: знакомство, уточнение ожиданий, введение в содержательную сторону работы.
Оборудование и условия: достаточно просторное и свободное помещение; подготовленные вопросы, приемлемые для обсуждения в группах и связанные с тематикой семинара (на каждый вопрос четыре возможных варианта ответа).
Проведение
1. Группа стоит в центре помещения. Преподаватель кратко объясняет
условия игры: четыре угла помещения соответствуют четырем вариантам
ответа на каждый вопрос.
2. Задается первый вопрос и зачитываются четыре возможных ответа:
«Почему я здесь? Я здесь потому, что...».
1-й угол: «...эта тема необходима мне для профессиональной подготовки»;
2-й угол: «...я хочу познакомиться с коллегами, работающими в той же области, что и я»;
3-й угол: «...мне рекомендовало начальство»;
4-й угол: «...хочу узнать за эти дни много нового»;
3. Каждый участник встает в угол, соответствующий тому ответу, кото
рый, по его мнению, является самым верным для его ситуации. Если он
находит верными сразу два ответа, то должен выбрать один — с его точки
зрения, наиболее верный.
4. После распределения участников по четырем углам все снова собира
ются в центре комнаты. Задается следующий вопрос с вариантами ответа.
Примечания:
- вначале лучше предлагать вопросы относительно общего характера.
Позднее их можно конкретизировать применительно к теме семинара как
проблемы, требующие решения;
- этот метод хорош для первого обращения к содержанию учебного ма
териала, когда не требуется знание деталей;
- все участники при обсуждении их мнений в рамках, заданных вопро
сом, раскрываются и проявляют свои качества.
Варианты
1. Предлагаются только три варианта ответа, а четвертый угол отводит
ся для «прочего». При этом у участников меньше свободы: тем, кто уходит
в угол «прочего», дополнительно задаются вопросы о том, что конкретно
они хотели бы сообщить.
2. В малых группах, образовавшихся в разных углах, в течение 10 мин
происходит обсуждение вопроса, который «привел» их в угол. Важнейшие
результаты всех обсуждений «по углам» (обоснования ответов, уточнение
ожиданий) записываются на карточках или больших листах для дальней
шей презентации на общем собрании.
3. Собравшиеся в четвертую малую группу («прочее») еще некоторое
время не расходятся и работают над своим вопросом более углубленно.
«Импульс-плакат»
Цель: выявить и уточнить ожидания, интересы, предпочтения участников. Познакомиться с ожиданиями других участников. Прийти к взаимопониманию с другими членами группы.
Оборудование и уел о в ия: подготовленные плакаты, достаточное количество фломастеров.
Про веден ие
1. На стенах, столах и на полу размещены плакаты с незаконченными
фразами. Например: «В данной теме меня больше всего интересует...»;
«По окончании семинара я поеду домой с чувством удовлетворения,
если...»; «Я не хотел(а) бы испытать здесь...».
2. Если возможно, пусть звучит тихая и спокойная фоновая музыка.
3. Участникам предлагается, обходя все помещение, обдумать и завер
шить начатые высказывания, дописав их прямо на плакатах.
4. Примерно через 15 мин группа собирается и осматривает плакаты.
Высказывания зачитываются вслух, при необходимости задаются уточняющие вопросы. Участники сами решают, подпишут они свои высказывания или останутся анонимами.
Примечания:
- анонимность может помочь участникам высказать то, о чем в ином
случае они предпочли бы умолчать. Если требуется анонимность, просле
дите за тем, чтобы все фломастеры были одного цвета, иначе автора будет
легко узнать по цвету надписи;
- ожидания и пожелания, высказанные в этой игре, следует учесть при
дальнейшем планировании занятий или, напротив, однозначно забраковать
как не имеющие отношения к семинару. Если расспрашивать участников об
их интересах и не учесть в дальнейшем полученную информацию, то они
легко могут почувствовать себя в положении людей, которых о чем-то вы
спрашивают, но не принимают всерьез.
II этап. Подборка тем(Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения). На этом этапе можно выявить профессиональные затруднения или актуальные проблемы участников.
Главная задача данного этапа — четкое формулирование и выбор наиболее актуальных для участников тем. Темы только обозначаются (определяется их значимость для каждого), но не обсуждаются по существу.
Для определения достижений и трудностей могут быть использованы активные методики.
«Метаплан» (по В.Мюллеру, С.Вигман [60])
Цель: выявление актуальных запросов участников, структурирование тем.
Обрудование: большое количество карточек, маркеры, скотч. Про веден ие
1. На доске записаны предварительно сформулированные вопросы, на
пример: «Какие проблемы вы хотели бы рассмотреть на нашем семина
ре?», «В обсуждении каких тем вы готовы принять участие?», «Чего вы ожи
даете от семинара?».
2. Каждый участник получает по две карточки, на которых он маркером
печатным шрифтом записывает свои ожидания и запросы (на одну карточ
ку — одно пожелание).
3. Преподаватель собирает и зачитывает карточки и вместе с участни
ками группирует их по темам. Затем для каждой тематической группы фор
мулируется название, которое записывается на карточках другого цвета (или
формы) и прикрепляется на доску (стену) с помощью скотча.
4. Выявляются приоритеты методом маркирования: каждый участник точ
ками обозначает наиболее значимые для него темы.
5. Темы, получившие наибольшее количество голосов, прорабатывают
ся в группах.
«Рельеф местности» [60]
Цель: актуализация профессионального опыта, выявление достижений и затруднений в профессиональной деятельности.
Оборудование и условия: большие листы бумаги (можно использовать куски старых обоев, плакаты), маркеры.
Проведение
1. Деление на микрогруппы (по 4-5 человек).
2. Знакомство с инструкцией, определение регламента для групповой
работы.
3. Презентация группами своих наработок, ответы на вопросы.
Инструкция для участников
1. В течение 15 мин рассказать друг другу о своих достижениях и про
блемах в профессиональной деятельности (лучше, когда указывается бо
лее узкая тема, например, использование активных методов обучения, ре
ализация стандарта профессионального образования), определить общие
позиции для группы.
2. Нарисовать на плакате рельеф местности, на котором:
вершины, горы будут обозначать ваши хорошие знания, умения, удач
ный опыт по теме (указывается конкретно);
впадины, низины, пещеры будут обозначать неудачный опыт, возникшие затруднения либо недостаток знаний, умений по данному вопросу.
Определение проблемы
Цель: изучение рейтинга проблем в группе.
Условия: группа не должна быть слишком многочисленной.
Проведение
1.Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделен
ную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне
карточки написать три проблемы, которые можно вынести на обсуждение.
Писать необходимо кратко, понятно и разборчиво.
2. После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева.
В течение 20 секунд участник читает, что написано на полученной карточке,
и на ее правой стороне ставит знак «плюс» напротив проблемы, которую он
считает наиболее значимой. Если такой, по его мнению, нет, то никаких зна
ков он не ставит.
3. По сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до
того момента, пока карточка не вернется к владельцу.
4. Помощник ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их:
выписывает 2-3 формулировки проблем, получившие самый высокий рей
тинг. Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается одна про
блема для обсуждения. Например: «Как преподавателю или мастеру взаи
модействовать с гиперактивным учащимся?», «Каковы приемы и методы
активизации слабых учащихся?», «Каким образом компенсировать отсут
ствие ряда необходимых учебных навыков у учащихся профессиональных
училищ?».
IIIэтап. Проработка (обсуждение) темы в малых группах.Работа в микро- и малых группах является важнейшим этапом моде-рации. Эта форма работы предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Групповая работа используется, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у участников есть знания, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. Полезно сохранять стабильный состав малой группы достаточно долго, чтобы участники могли достигнуть мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем участникам поработать с разными людьми и узнать их.
Общие правила групповой работы:
- каждый участник имеет возможность высказаться, если захо
чет;
- все участники группы уважают ценности и взгляды каждого,
Даже если не согласны с ними;
- обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их
высказали;
щ - все участники делают замечания кратко и по существу;
Ш 1зэ
- каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт
для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участни
ков;
- все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мир
ным путем с учетом интересов участников и правил работы;
- все участники стремятся создать открытую, деловую, дру
жескую атмосферу.
Основными элементами этапа «Проработка (обсуждение) темы в малых группах» являются:
- деление на микро- или малые группы;
- введение в проблему (сенсибилизация темы);
- теоретическое введение (если необходимо);
- работа в микро- или малых группах по проработке темы.
Остановимся на некоторых технологических приемах органи
зации групповой работы на модерационном семинаре.
Принципы формирования малых групп на семинарах со взрослыми могут быть разными. По воле случая:
- по местонахождению в аудитории (сидящие рядом объединя
ются в одну группу);
- по счету (1 — 2 — 3 — 4 и т.д.);
- по жребию (могут быть использованы номер группы или ее
буква);
- по сортам конфет (участники, вытянувшие одинаковые кон
феты, объединяются в одну группу);
- по рассыпающимся картинкам;
- по символам (на карточках изображаются различные симво
лы, участники объединяются в группу с одними и теми же сим
волами).
По симпатиям: формирование малых групп исключительно по симпатиям представляется целесообразным только в том случае, если все группы работают над одной и той же темой.
По интересам:
- участники сами определяют интересующую их тему;
- участники разбиваются на группы, отдав предпочтение раз
ным темам, понятиям, символам, рисункам и т.п.
Для сенсибилизации темы (пробуждение интереса, мотивации) могут использоваться следующие упражнения.
«Шкалирование»
Цель: выявление общей осведомленности группы об изучаемой теме, включение обучающихся в содержательное поле занятия.
Оборудование: плакат с нарисованной шкалой, маркеры.
Проведение
На листе бумаги рисуется шкала, имеющая два полюса: «очень много» и «очень мало». Участникам предлагается нарисовать (поставить) свою точку на шкале относительно полюсов в соответствии с уровнем своей осведом-
ленности и компетентности в обсуждаемой теме. В конце преподавательделает резюме. Примечание:
- шкалирование может быть повторно проведено в конце семинара, чтобы участники еще раз, уже после проработки темы, обозначили свою компетентность. Шкала с позициями, обозначенными в начале семинара, сопоставляется с последней шкалой, отмечается продвижение группы в понимании и освоении вопроса или темы. «Ассоциации» [60]
Цель: включение участников в процесс размышления по теме, эмоциональный заряд участников.
Оборудование: плакат, маркеры. Проведение
На плакате в центре записывается слово или предложение, связанное с предстоящей темой. Участники с места называют свои ассоциации, преподаватель записывает их на плакат. Вариант
На плакате (доске) вертикально записывается понятие, связанное с выбранной темой. На каждую букву данного слова участники высказывают ассоциации, также соответствующие теме. Например:
Д — диалог, дебаты, диспут, доброжелательность... И — идея, интеллект, интерес, искусство, интрига... С — спор, сотрудничество, соперничество...
К — коммуникация, корректность, консенсус, контакт, конфронтация... У— уважение, умение, успех, уверенность, умозаключение, удовлетворение...
С — слово, согласование, свобода... С — столкновение, соревнование, сомнение... И — интерес, информация, инициатива, итог... Я — ясность, яркость, «Я»-позиция, «яблоко раздора»... «Позиционирование»
Цель: выявление значимости темы, вопроса для участников семинара.
Оборудование и условия:свободноепространствоваудитории.
Какой-либо предмет или рисунок. П роведение
1. Модератор называет некий предмет как символ обсуждаемой в дан
ный момент темы и помещает его в середине аудитории.
2. Слушателям предлагается выбрать позицию по отношению к этому
предмету и выразить тем самым свою близость к объявленной теме или,
напротив, дистанцироваться от нее.
3. В заключение слушатели формулируют одним предложением выб
ранную позицию.
Примечание:
- эта методика позволяет прояснить ситуацию в группе. Она позволяет также «высказаться» по теме людям, которые не всегда мгновенно могут вербально оформить свои мысли. Кроме того, для слушателей это упражнение является своеобразной «игрой» и разминкой.
«Круги» [60]
Цель: активизация предшествующего опыта участников, вовлечение всех в разговор по теме.
Ус л о в и я: свободное пространство в аудитории для размещения сту льев по кругу. Про веден ие
1. Участники образуют два круга из стульев (внешний и внутренний
и занимают места так, чтобы сидеть лицом друг к другу. Модератор зачи
тывает подготовленный заранее вопрос, связанный с прорабатываемой
темой.
Например: «Какие методы контроля знаний, умений и навыков учащих ся вы применяете?», «С какими сложностями вы встречаетесь при провер ке ЗУНов?» и т.д. Участники обсуждают вопрос 3-5 мин.
2. Затем по сигналу ведущего участники, образующие внешний круг
встают и пересаживаются на стул справа. Зачитывается следующий воп
рос и т.д.
3. По окончании все образуют один круг и кратко делятся впечатления
ми об услышанном.
Варианты
1. Внутренний круг получает карточки и кратко записывает результаты
обсуждения, которые затем зачитываются на общем обсуждении.
2. Участники не сидят, а стоят напротив друг друга.
Если у участников недостает знаний для решения поставленной задачи, то предлагаются теоретические информационные доклады, мини-лекции. Длительность мини-лекции в среднем составляет 10—15 мин и не должна превышать 20 мин. За это время модератор должен дать всю необходимую информацию по выбранной им теме.
Важно, чтобы каждый участник занятий во время мини-лекции был в состоянии активного слушания. Для этого модератор использует наглядные средства, иллюстрирующие представляемый материал: выписывает на доску ключевые фразы, показывает слайды, делает рисунки, которые служат маркерами для запоминания, использует метафоры.
Особыми выразительными средствами служат интонация, мимика, жесты и позы самого модератора. Во время всей мини-лекции модератор остается максимально включенным в группу. Он не просто подает материал, а наблюдает за тем, как подаваемый им материал воспринимается каждым участником модерацион-ного семинара, старается удерживать внимание всех участников на новой информации, побуждает их находиться в состоянии «здесь и сейчас».
Работа в микро- или малых группах по проработке темы. Групповая работа по освоению темы с применением активных методик достаточно подробно была представлена в главах 2 и 3 настоящего пособия (см. «Мозаика», «Междусобойчик», «Снежный
ком», «Мозговой штурм» и др.). Дополним копилку интерактивных техник еще одной методикой, используемой в работе с педагогами.