Психология профессионального самоопределения

Сущность профессионального самоопределения. Культурно-исторический смысл проблемы. Соотношение понятий профориентация, профконсультация, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, карьера. Основные факторы выбора профессии.

Характеристика субъекта самоопределения. Основные ориентиры самоопределяющегося человека: ценностные и нравственные ориентации, жизненные сценарии и стратегии, образ жизни, социальные роли и стереотипы. Основные этапы развития человека как субъекта труда и профессионального самоопределения, их характеристика. Кризисы профессионального становления.

Психологические проблемы профессионального консультирования

Основные задачи профконсультации (информационно-просветительская, диагностико-корректирующая, психологическая поддержка, помощь в выборе и принятии решения). Методы профконсультирования. Типы профконсультаций, этический кодекс профконсультанта.

Основные категории клиентов, их психологические и социальные характеристики. Профконсультационная работа в системе профориентации молодежи. Методы и технологии профконсультационной работы с незанятым населением. Профконсультационная работа в системе управления кадрами на предприятии (подбор, отбор, расстановка, диагностика персонала).

Психологические вопросы профессионального обучения кадров

Психологические основы трудового воспитания и профессионального обучения (формирование образа профессии, профессионального самосознания, индивидуального стиля деятельности, профессиональных знаний, умений и навыков).

Теоретические основы производственного обучения. Опыт использования теории поэтапного формирования умственных действий в профессиональной подготовке.

Разработка программы обучения, подбор методов профессиональной подготовки (традиционных и активных). Естественные и моделируемые профессиональные ситуации как активные средства формирования профессиональных навыков и диагностики успешности уровня их сформированное.

Принципы, методы и критерии оценки уровня сформированности профессионала. Психологические вопросы переподготовки кадров и обеспечения нововведений в организацию деятельности профессионалов.

Психологические основы профессионального отбора, подбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров

Теоретико-эмпирическое обоснование организации и решения психодиагностических задач в каждом из названных случаев. Современные направления организации психодиагностических исследований: констатирующая и прогностичная (формирующая) психодиагностика. Определение критериев и принципов подбора, разработки и адаптации методов психодиагностического исследования уровня сформированности человека как субъекта труда.

Психологические вопросы адаптации, реабилитации и стабилизации рабочих кадров

Виды адаптации, обусловливающие процесс адаптации (внешние — объектные, внутренние — субъектные). Критерии и методы оценки адаптации рабочих кадров. Выдвижение кадрового резерва.

Психологическая и социально-психологическая трудовая реабилитация больных и инвалидов как средство компенсации различных нарушений физического и психического здоровья человека и как средство пополнения трудовых ресурсов страны. Условия подбора профессий и возможности компенсаторного приспособления человека к требованиям профессии.

Социально-психологические проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе

Конфликт, его структура, причины возникновения, методы исследования и способы оптимизации социально-психологического климата в трудовом коллективе.

Психологические вопросы безопасности труда

«Человеческий фактор» в травматизме и аварийности. Объективные и субъективные (субъектные) причины несчастных случаев. Классификация причин ошибок человека. Методы изучения и анализа причин несчастных случаев и аварий. Психологические средства повышения безопасного поведения человека в трудовой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема: Общая характеристика психологии труда и ее предмета

Доклады:

1. Психология труда как область знания, складывающаяся в общественной практике людей и находящая отражение в некоторых формах общественного сознания [1, С.13 – 21, С. 117 – 130].

2. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся [1, С. 130 – 145].

3. Психология труда как профессия и учебная дисциплина [1, С. 145 – 159].

1) Основная литература:

Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е. А. Климов – М., 1998.

2) Дополнительная литература:

Климов, Е. А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия [Текст] / Е. А. Климов // Вопросы психологии, 1983. – №1. – С. 102 –108.

Для конспектирования:

Носкова, О. Г. Тенденции в развитии проблематики психологии труда и смежных дисциплин в России конца ХХ века [Текст] / О. Г. Носкова // Вестн. Моск.Ун-та. Сер.14. Психология. 2001. № 4. – С.46 – 56.

Тема: Исторические основы психологии труда.

Наши рекомендации