Статус субъекта в группе
Каждый субъект занимает в системе межличностных отноше-ний определенную позицию, которая закрепляет его место в груп-
пе и определяет характер его взаимоотношений с другими членами груп-пы. Положение индивида в группе находится в прямой зависимости от его деловых и личных качеств, кото рые определяет его статус, то есть место в группе, закрепленное в системе прав и обязанностей, существующих в данном сообществе. Статус - это позиция, место субъекта в группе, опре-деляющее его положение в системе межличностных отношений, в соот-ветствии с деловыми и личными качествами, правами и обязанностями.
Будучи членом различных социальных групп каждый индивид имеет целый ряд социальных позиций, которые составляет его “ста-тусный набор”. Он может быть директором, инженером, отцом, му-жем, братом, спортсменом, музыкантом.
В формальных группах статус личности определяется её ме-стом в официальной структуре и теми деловыми качествами, ко-торые ей присущи. Статус личности в группе может быть высо-ким или низким. Высокий статус в формальных группах имеют руководители и высококвалифицированные специалисты, выпол-няющие наиболее важные функции на предприятиях и учреждени-ях. Они пользуются авторитетом в силу своей должности и высо-кой профессиональной компетентности. Низкий статус у рядовых работников, которые является исполнителями сравнительно про-стых функций, предусмотренных штатным расписанием, и тех распоряжений, которые исходят от руководителей.
Высокий статус руководителей закреплен в понятии “началь-ники”, низкий статус рядовых исполнителей – “подчиненные”. Офи-циальный статус каждой личности в формальных объединениях может быть без труда установлен, так как он зафиксирован в штатном расписании и в других официальных документах, рег-ламентирующих деятельность предприятия или учреждения.
Кроме официального статуса каждый член формальной груп-пы имеет также и неофициальный статус. В отличие от офици-ального статуса неофициальный нигде не зафиксирован и по-этому для его выявления в психологии применяется специаль-ный метод “социометрии”, что означает “социальное измерение”. Этот метод дает возможность не только изучить структуру нефор-мальной группы, но и установить соцеометрический статус каждой личности в системе неофициальных взаимоотношений.
Метод социометрии применяется следующим образом. Члены группы заполняют карту выбора, где, указывают свою фамилию и фа-
милии трех членов группы, с которыми они хотели бы осуществлять совместную деятельность. Полученье данные заносятся в таблицу выборов, в которой перечислены все члены группы, имеющие поряд-ковые номера по вертикали и по горизонтали, и указывается количе-ство выборов, полученных каждым из них. В зависимости от получен-ных выборов каждый член группы (его порядковый номер) заносится в социограмму, которая имеет форму мишени в виде четырех концен-трических кругов. В центральный круг заносятся номера членов груп-пы, получивших 5 и более выборов. Во второй круг заносятся номера членов группы, получивших 3-4 выбора. В третий круг заносятся но-мера членов группы, получивших 1-2 выбора. В четвертый круг зано-сятся номера членов группы, не получивших ни одного выбора. В со-циограмме также указывается, при помощи стрелок, кто кого выби-рал.
В социограмме зафиксирована позиция, статус каждого чле-на группы в системе межличностных отношений. Члены груп-пы, чьи порядковые номера находятся в центральном круге, на-зываются “звездами”. Члены группы, порядковые номера кото-рых находятся во втором круге, называются “предпочитаемы-ми”. Члены группы с порядковыми номерами в третьем круге называются “оттесненными” или “пренебрегаемыми”. Члены группы с порядковыми номерами в четвертом круге называют-ся “изолированными”.
Самый высокий статус имеют “звезды”, так как их чаще всего выбирают, они пользуются авторитетом и имеют высо-кий престиж, к их мнению прислушиваются, их дружбой доро-жат. “Звезды” являются неофициальными лидерами и инициа-торами различных дел в группе. Они занимают господствую-щее положение в группе, создают общественное мнение, оказы-вают основное влияние на характер взаимоотношений между членами группы. Лидеры управляют всеми делами в группе и регулируют поведение как отдельных членов, так и всей группы. Ли-дер является носителем таких качеств личности, которые отвечают ценностям, принятым в данной группе. Он является образцом и ориен-тиром для подражания во всех сферах поведения и деятельности. Ли-дер представляет группу в обществе. Он контактирует с лидерами других групп и решает все вопросы, связанные с взаимодействием своей группы с другими группами. Неофициальный лидер может быть
и официальным руководителем, если он пользуется авторитетом в группе не только в силу своего служебного положения, но и являет-ся популярной личностью.
“Предпочитаемые” тоже имеют довольно высокий статус и за-нимают благоприятное положение в группе, они пользуются внимани-ем со стороны определенной категории лиц, общаются и дружат с ними, являются авторитетными личностями в своем круге.
“Оттесненные” или “пренебрегаемые” имеют низкий статус в группе. Они пользуются вниманием только со стороны отдельных чле-нов группы. Большинство членов группы не вступают с ними в кон-такт и не завязывают никаких отношений. “Оттесненные” ведут себя пассивно, стараются не принимать никакого участия в делах группы, все что поручают им делают неохотно, часто не доводят порученное дело до конца.
“Изолированные” занимают самое неблагоприятное поло-жение в группе. Их статус - отрицательный. Они не имеют опре-деленного места в системе межличностных отношений в группе, их просто не замечают. Их присутствие терпят, но близких от-ношений с ними не устанавливают, хотя они сами пытаются ус-тановить дружеские контакты с некоторыми членами группы. Оказавшись изолированными в своей группе они стараются завязать отношения со случайными людьми, которые часто используют их в своих интересах, привлекая к неблаговид-ным делам и к антиобщественному поведению.
Исследования Я.Л. Коломенского показывают, что у школь-ников “звездами” являются учащиеся, имеющие много положи-тельных качеств, таких как опрятность, общительность, обая-тельность, честность, отзывчивость, тогда как в разряд “изоли-рованных” часто попадают ученики, имеющие только одно от-рицательное качество такое как, например, драчливость или неряшли-вость.
Статус субъекта в группе может изменяться, то повышать-ся, то понижаться. Это происходит потому, что изменяется по-ложение индивида в группе, повышаются или понижаются ре-зультаты его деятельности, трансформируются в положитель-ную или в отрицательную сторону свойства его личности, изме-няются культурные и духовные потребности и привычки.