Философские корни и первые шаги
Несколько столетий попытки построить психологию по образу естественных наук – физики, химии, математики. Веские основания! Теории, уравнения, которые были способны объяснить многие явления, казавшиеся загадкой. Вера в возможность распространения этого порядка при изучении психики.
Основные философские традиции:
- Ф. Бэкон: знание как подлинная сила, основа свободного человеческого действия.
- Г. Галилей: полная перестройка физического знания, «абстрактно-механическая перспектива описания природы», эксперимент как орудие человеческого познания, как метод исследования.
- Р. Декарт: природа может быть полностью объяснима математическими законами.
Вера во всемогущество математического доказательства.
- Б. Спиноза: «геометрический метод» построения философской концепции, аксиомы и теоремы, объективное изучение аффекта.
- Г.В. Лейбниц: развивал мысль о машинном моделировании мышления человека.
- П.С. Лаплас: говорил о возможности выразить все совершающееся в мире одной математической формулой.
Середина 19 века: Ф. Гельмгольц (скорость распространения нервного возбуждения), Г.Т. Фехнер (создание основ психофизики), Ф.К. Дондерс (метод вычитания – методический прием, варианты которого широко использовавшийся когнитивными психологами) – это первые шаги к становлению экспериментальной психологии.
1879 – В. Вундт основание первой в мире психологической лаборатории.
Гештальт-психология и бихевиоризм – попытка построения психологии как естественно-научной дисциплины. Гештальт – физика как образец научных исследований, «стремление свести качественно различные феномены к как можно меньшему числу фундаментальных законов и моделей».
НО! Недостатки этих подходов. Бихевиоризм: исключение психического компонента, упрощенный подход к познавательным процессам и обучению. Гештальтпсихология: «везде иссушенный гештальт» - приблиз. цит. Выг.
2. Основные принципы ранней когнитивной психологии:
§ Приоритет знания и рационального мышления в психике
§ Понятие «компьютерной метафоры»; аналогия между психическими процессами и переработкой символьной информации; представление о знаниях как о комбинировании символов, репрезентирующих конкретные объекты.
§ Понимание человека как канала связи с ограниченной пропускной способностью; представление о последовательной переработке информации.
§ Акцент на формальном моделировании психических процессов без изучения мозговых механизмов; представление о мозговом субстрате не как об обязательном условии реализации программ поведения.
В начале 80-х появились альтернативные методические принципы.
(Ибо старые исчерпали себя: механическое накопление фактов, низкая экологическая валидность, игнорирование субъекта). Т. Нельсон и Л. Нарренс выделили три основных противоречия «классической» когнитивной психологии:
1. многообразие исследований при отсутствии стратегической цели;
2. понимание психики как нерефлексивного, реактивного начала («компьютерная метафора»);
3. строгая регламентация деятельности испытуемого, следовательно, низковатая экологическая валидность.
Во-первых, это идея модулярности: разбиение программ поведения на независимые процессы, выявление специализированных механизмов, подпрограмм, и, следовательно, специализированных способов решения разных типов задач (т.е. появление идеи параллельности обработки информации).
Еще больше идея параллельности развивается в коннекционизме; использование понятия нейронной сети с одновременным формированием ответа на стимульную информацию.
В настоящее время все большее внимание уделяется анализу воплощения теоретических построений на конкретном мозговом субстрате, нейропсихологическим и нейрофизиологическим данным.
Основные представители: Найссер, Брунер, Линдсей, Норман, Андерсон, Фестингер, Бродбент, Фодор и многие другие.
Методы: 1. лабораторные методы: точная регистрация, хронометрические методики; + 2. исследование познания в реальных условиях, для повышения экологической валидности (это больше после 80-х). Тогда же и методы нейрофизиологической визуализации. Как пишет Величковский, в настоящее время в западной науке ни одно уважающее себя исследование не обходится без них!
Основная область исследования: познавательные процессы + эмоционально-мотивационная сфера личности + аспекты социальной психологии. Ну, конечно, в общем к проблеме сознания пытаются подойти.
Новейшие тенденции в когнитивной психологии: это метакогнитивизм.
Зародившийся в рамках когнитивной традиции, метакогнитивизм берет свое начало в работах Дж. Флэйвелла, вышедших в свет в 1970-х годах. Флэйвеллом был описан специфический класс психических процессов, направленных не на объективную, но на субъективную реальность. Обозначив традиционные психические процессы лишь как один из уровней психики, он обосновал необходимость выделения так называемых «вторичных» процессов, что обеспечило бы приближение к реальной сложности и многогранности организации психики. Эти процессы, названные им метакогнитивными, не участвуют непосредственно в процессах переработки информации, но регулируют ее осуществление. Основными функциями метакогнитивных процессов являются активный мониторинг, контроль, регуляция и планирование познавательных операций, эмоциональных состояний, что определяет представление о них как об организующих психику в целостное состояние.
Вобщем, это МЕТАПАМЯТЬ – память о памяти, МЕТАМЫШЛЕНИЕ – мышление о мышлении и проч.
Гуманистичекая психология. Появляется в начале 60-х гг.
Предпосылки: - антитеза бихевиоризму и психоанализу;
- особая социальная ситуация (по Братусю): Запад оклемался от войны, быстро созрело общество потребления (первыми это чутко уловили философы и писатели, затем – психологи)→психологический дефицит. Появление массовой психологической практики→меняются требования к психологии. Смещение на личность (в отличие от «железного века» психологии, попыток понять законы механики: «механизм … (мышления, памяти)»). Размышления о ценности бытия как такового.
+ совпало с появлением контркультуры, хиппи с ее акцентом на индивиде как центральной ценности, пренебрежении рациональным и акценте на жизни «здесь-и-теперь».
Из философских направлений повлиял экзистенциализм. Ролло Мэй: познакомил американских психологов с идеями европейских философов-экзистенцианалистов.
Отход от гомеостатических ориентаций психоаналитиков и бихевиористов. Не равновесие, но самоактуализация!
Обращается к анализу таких категорий, как высшие ценности, любовь, бытие и проч.
Преимущественно прикладная ориентация (образование, психотерапия).
Основные теории. 1. Большой вклад- К. Роджерс: автор теории полноценно функционирующей творческой личности и соответствующей ей личностно-ориентированной терапии. Клиенто-центрированная терапия.
2. Г. Олпорт: считал, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом, общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
Одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые чертами. Разработка принципиально новых методик: многофакторных опросников.
3. Маслоу: человек не стремится к равновесию со средой, напротив - оно является смертью для личности. Поэтому только стремление к развитию, личностному росту, т. е. к самоактуализации, есть основа развития человека и общества.
Пирамида:- физиологические потребности - в пище, воде, сне и т. п.;- потребность в безопасности - стабильности, порядке;- потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;- потребность в уважении - самоуважении, признании;- потребность в самоактуализации -развитии способностей.
Общее у всех: направленность на конкретную целостную личность с ее реальными проблемами, подчеркивание ее уникальности.
Методы: наблюдение, интерпретация, биографический метод.
Расширение области психологии!!
Логотерапия В. Франкла. Борьба за смысл как основная движущая сила человека. (В противовес стремлению к удовольствию в психоанализе и стремлению к власти у Адлера). Для человека необходимо найти смысл своего существования – логос, ибо именно его поиски являются признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла влечет экзистенциальный вакуум: это скука, пороки, тяжелые переживания. Его источник – в том числе, современный социальный мир (сходство в этом плане со взглядами Фромма).
Смысл строго индивидуален, нет лучшего или худшего смысла, он неотрывен от конкретной личности. Но его нельзя найти в самом себе, а только в окружающем мире. Поэтому оперирует не понятием самоактуализация, а самотрансценденция – выход в другое, духовное, измерение.
Смысл обретается в деятельности. Чем больше человек забывает себя, тем более он себя обретает.
В соответствии с этими взглядами разработал особый вид психотерапии – логотерапию. Помогает в поиске смысла жизни. В чем-то сходна с психоанализом: аналитический процесс по обретению скрытого смысла. Однако задача – не только осознание, активная миссия по его реализации!