Развитие мышления в персоногенезе

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления — рас­крытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и плани­рования.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная фор­ма психического отражения, устанавливающая связи и отно­шения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно та­ким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описан­ный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышле­ния развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды — человеческого общества.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. По­началу оно в большой степени определяется развитием мани­пулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объек­том, на который оно направлено и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения об­щественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступе­ни интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления — наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце пер­вого — начале второго года жизни, еще до овладения им ак­тивной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребе­нок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и при­чудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: до-понятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда оно имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большин­ство суждений — суждения по сходству, или суждения по ана­логии, поскольку в этот период в мышлении главную роль иг­рает память. Самая ранняя форма доказательства — пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь, наглядными примерами.

Центральной особенностью допонятийного мышления яв­ляется эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эго­центризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особеннос­ти детской логики, как 1) нечувствительность к противоречи­ям; 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем); 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее). «Кам­ни тяжелее, чем лед: лед легче воды, а камни идут ко дну», — рассуждает 5-летний мальчик. Для характеристики таких умо­заключений В. Штерн ввел термин «трансдукция» — умозак­лючение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя общее', 4) отсутствие представления о сохранении коли­чества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формаль­ные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Вы­готский выделял 5 этапов в переходе к формированию поня­тий. Первый — ребенку 2—3 года — проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие — это синкре­тизм детского мышления. На II этапе — дети используют эле­менты объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка попарного сходства. III этап проявляется в 6—8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характери­зующие эту группу. И, наконец, у подростков 9—12 лет появ­ляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейс­кого опыта и не подкреплены научными данными. Совершен­ные понятия формируются на V этапе, в юношеском возрасте 14—18 лет, когда использование теоретических положений по­зволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышле­ние развивается от конкретных образов к совершенным поня­тиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отража­ет сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4—6 лет. Связь мышления с практи­ческими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случа­ев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и на­глядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у млад­ших школьников мыслительные операции еще связаны с кон­кретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школь­ники овладевают уже и некоторыми более сложными форма­ми умозаключений, осознают силу логической необходимос­ти. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у них развивается — сначала в простейших формах — словесно-логическое мышление, т. е. мышление в формеабстрактных понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

В среднем и старшем школьных возрастах школьникам становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их пе­реноса и применения в различных новых ситуациях. Соверша­ется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятий­ному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется зако­номерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая ста­дия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а со­храняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышле­ние, характерное для дошкольников, у школьников приобрета­ет новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических за­дач. Словесно-образное мышление также поднимается на бо­лее высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

вопрос 30

Виды мышления

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опи­рающийся на непосредственное восприятие предметов, реаль­ное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характе­ризующийся опорой на представления и образы; функции об­разного мышления связаны с представлением ситуаций и из­менений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — .становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуще­ствляемый при помощи логических операций с понятиями.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозак­лючениях, поэтому основные формы логического мышления — это понятия, суждения, умозаключения.

Понятие — форма мышления, отражающая существен­ные свойства, связи и отношения предметов и явлений, вы­раженная словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или от­рицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истин­ными.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по ана­логии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Анало­гия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедук­ция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теорети­ческое. Человек не может мыслить только в понятиях без пред­ставлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыс­лить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое а практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действи­тельности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: ха­рактер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в од­ном случае это научные понятия, а в другом — житейские, си­туационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и анали­тическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структур­ный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной сте­пени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протека­ния, отсутствием четко выраженных этапов, является мини­мально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на вне­шний мир, регулируется логическими законами, а аутистичес­кое — связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно харак­теризуется прежде всего невозможностью принять точку зре­ния другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродук­тивного мышления, основанного на «степени новизны получа­емого в процессе мыслительной деятельности продукта по от­ношению к занятиям субъекта».

Гилфорд выделяет 2 специфических вида мышления: кон­вергентное и дивергентное.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышле­ния, идущего в различных направлениях». Это мышление до­пускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дивергентное мышле­ние является основой творческих возможностей человека по созданию разнообразных и оригинальных идей.

Конвергентное мышление осуществляется по четко однозначному направлению, алгоритму, приводит к единственно­му решению.

Необходимо также различать непроизвольные мыслитель­ные процессы от произвольных: непроизвольные трансформа­ции образов сновидения и целенаправленное решение мысли­тельных задач.

По С, Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс яв­ляется актом, направленным на разрешение определенной за­дачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мыш­ление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершени­ем мыслительного процесса, а прекращение его при недостиг­нутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворен­ное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осоз­нание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы явля­ется актом мышления, часто это требует большой мыслитель­ной работы.

Первый признак мыслящего человека — умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что ха­рактерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его зна­ний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть осо­бые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-ново­му соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима не­которая база теоретических обобщенных знаний. Решение за­дачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в ка­честве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные опера­ции:

• определить, какое именно правило привлечь для решения;

• применение общего правила к частным условиям зада­чи.

Автоматизированные схемы действия можно считать на­выками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных

навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обоб­щенная система знаний, например, при решении математичес­ких задач.

ВОПРОС 31

Мыслительный процесс

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипоте­зы порождает потребность в проверке. Критичность — признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпа­дение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окон­чательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс пе­реходит к окончательной фазе —суждениюпо данному вопро­су.

Таким образом,мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (усло­вия задачи), который является сознательным и целенаправлен­ным, оперирует понятиями и образами, и .который завершает­ся каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахож­дение решения, формирование суждения и т. п.).

Выделяют 4 стадии решения проблемы:

• подготовка;

• созревание решения;

• вдохновение;

• проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные и т. д.).

3. Поиск решения:

3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление),

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов..

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из раз­личных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мыш­ление).

3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (ана­лиз, сравнение, синтез, классификация, умозаклю­чение и т. п.).

3.4.2. На основе использования аналогий.

3.4.3. На основе использования эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность «пери­од инкубационного отдыха» — «созревание идей», озаре­ние, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание реше­ния некоторой проблемы (интуитивное мышление).

Факторы, способствующие «озарению»:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность решения проблемы;

в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально по­ложительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логи­ческое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне со­знания, так и на уровне бессознательного, характеризуется слож­ными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается ре­зультат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, он является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкрети­зировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознавае­мого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. По­бочный продукт действия также отражается субъектом, это от­ражение может участвовать в последующей регуляции дей­ствий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влия­нием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые вклю­чены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

ВОПРОС 32

Наши рекомендации