Психика, психический аппарат, психическая деятельность

Психика рассматривается в психоанализе как процесс, а не как статичный предмет, несмотря на обыкновение Фрейда относить психические явления к психическому аппарату. В психоанализе принято считать, что психика находится в тесной связи с телом (телесными процессами). Психоанализ связывает психологию с физиологией и биологией.

Психический аппарат – основное понятие фрейдистской метатеории. “Мы полагаем, что психическая жизнь есть функция аппарата, которому мы приписываем протяженность в пространстве, и который состоит из нескольких частей” . Концепции, касающиеся локализации психической деятельности в какой-либо части психического аппарата, называются топографическим; те, которые касаются изменения ее формы и взаимодействия частей, называютсяструктурными; те, которые постулируют движение в ней энергии, называютсяэкономическими.

Согласно психоаналитической теории, возможно два способа психической деятельности: сознательное и бессознательное, где первый способ имеет дело с “непосредственной данностью”, которую невозможно объяснить более полно с помощью каких-либо описательных методов, а второй способ – с той психической реальностью, которая не дана нам непосредственно и должна быть выявлена.

Сознательная психическая деятельность подчиняется “грамматике” вторичных психических процессов: действует на основе правил формальной логики, использует связанную энергию либидо и управляется принципом реальности(получение удовольствия достигается с учетом ситуации, существующей вокруг индивида). Сознательная деятельность протекает в рамках сознания.

Бессознательная психическая деятельность не осознается субъектом. Фрейд предполагал, что сознательные процессы не образуют непрерывного ряда. “Разрывы” в этом ряду являются проявлениями бессознательной части психики субъекта. Фрейд предполагал, что существуют два вида бессознательных процессов: те, которые легко могут быть осознаны, и те, которые осознаются крайне трудно. Первые процессы называют дескриптивно бессознательными (предсознательными). К ним относятся воспоминания, информация, умения, и т.п., которые не находятся в сознании в данный момент, но могут быть легко воспроизведены при необходимости.Вторая группа бессознательных процессов называется динамически бессознательными. К ним относятся воспоминания, фантазии, желания и т.п., о существовании которых можно только догадываться, или те, которые становятся осознанными только после устранения определенного сопротивления. Динамически бессознательные процессы подчиняются “грамматике” первичных психических процессов: присутствующие в них образы могут “сливаться” и легко замещают и символизируют друг друга; процессы используют подвижную энергию либидо, игнорируют категории пространства и времени и управляются принципом удовольствия (стремление получить удовольствие здесь и сейчас, невзирая на ситуацию; возможно галлюцинаторное удовлетворение желаний).

Фрейд считал, что первичные процессы онтогенетически и филогенетичеки более ранние, чем вторичные (отсюда и терминология) и полагал их неотъемлемым свойством слабую адаптивность. Все развитие Эго вторично по отношению к первичным процессам. Вторичные процессы, по его мнению, развиваются наравне и одновременно с Эго и вместе с адаптацией к внешнему миру. Вторичные процессы теснейшим образом связаны с вербальным мышлением. Пример первичных процессов – сновидения, вторичных – мышление. Грезы, образная и творческая деятельность, а также эмоциональное мышление представляют собой смешанные проявления обоих процессов.

Подобным образом взаимодействуют и принципы удовольствия и реальности. В младенческом возрасте существует лишь принцип удовольствия; принцип реальности приобретается и осваивается в процессе развития Эго человека.

Все психические процессы и структуры обладают, согласно теории Фрейда, особой формой психической энергии, которая определяет их деятельность, ее интенсивность и принимаемые формы. В качестве такой энергии Фрейд рассматривает энергию либидо.

Энергия либидо. Либидо в точном значении этого слова может быть определено как сама сексуальная энергия. С помощью этого термина сам Фрейд обозначал энергию стремлений, относящихся к тому, что определяется термином “любовь”. В ранних работах Фрейда либидо как сексуальной энергии противопоставляется энергия, свойственная влечению самосохранения, названному им “интересом”. В более поздних работах Фрейда эротическая энергия либидо противопоставляется разрушительному влечению к смерти.

Поскольку речь идет об энергии, разумно спросить об ее источнике. Сначала Фрейд предполагал, что он расположен в эрогенных зонах, позднее – во всем теле человека. Либидо может существовать в различных формах (оральной, анальной, генитальной) и связываться с различными структурами и процессами, которые, таким образом, становятся либидизированными.

Первоначально Фрейд говорил о либидо, увязывая его с Ид и сексуальным инстинктом. Позднее он выдвинул предположение, что и в Эго имеется либидо.

Либидо проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую человек старается уменьшить до приемлемого уровня. Фрейд вводит понятие “застой либидо” для обозначения процесса накопления энергии, блокированной в своем движении, не имеющей возможности разрядки. В результате такого “застоя” возникает “резерв” либидо, который может выходить наружу через неврозы и психозы.

Особое качество либидо характеризует его способность к фиксации, застою, или к движению и мобилизации. Фрейд называл это качество “вязкостью” либидо и определял как “возможность фиксирования”. В этом смысле с т. зр. вязкости либидо можно наметить целый ряд его проявлений: от субъектов с ярко выраженной способностью к связыванию либидо, надолго “привязывающихся”, “связывающихся” с объектами своей привязанности, - до субъектов, не обладающих возможностью фиксации либидо, с ускользающим, находящимся в постоянном движении либидо.

В данной сфере остается много нерешенных вопросов, касающихся вязкости либидо и способов поведения отдельных индивидов в различных социальных, экономических, политических и культурных условиях.

Необходимо очертить круг объектов, на которые может быть направлена энергия либидо. Здесь Фрейд выявляет две основные составляющие: внешние объекты и Эго, отмеченное нарциссическим либидо. Нарциссическое либидо определяется Фрейдом как первичное; речь идет о “первичном приложении” либидо к своему Эго, которое лежит в основе “первичного нарциссизма”, то есть главной, сильной и длительной привязанности каждого живого существа к тому, что оно рассматривает как центр или ядро своей личности.

В процессе своего развития субъект вынужден последовательно и во все большей степени “отбирать” либидо от своего Эго и переносить его на различные внешние объекты. Соотношение между нарциссизмом и привязанностью к внешнему объекту основано на принципе антагонизма: чем больше энергии либидо “отвлекается” на один полюс, тем меньше энергии “получает” другой. Определенные обстоятельства могут ускорить и интенсифицировать данный процесс; страсть, любовная или любая другая, характеризуется мощным переносом либидо с Эго на объект любви. Болезни соответствует обратный процесс: больной извлекает и переносит на свое Эго энергию либидо, а затем снова переносит ее во вне после выздоровления.

Оппозиция Эго-либидо и объект-либидо отвечает основной двойственности инстинктов, выделенных Фрейдом при исследовании сексуальности: инстинктам Эго (самосохранению) противостоит половой инстинкт.

Влечения и инстинкты. Хотя термин “инстинкт” и получил распространение в английском и русском переводах психоаналитических текстов, это не совсем то, что имел в виду Фрейд. Он никогда не использовал немецкий термин “Instinkt” по отношению к человеку, употребляя его только для описания влечений животных. Для характеристики человеческого поведения Фрейд пользовался термином Trieb, который можно перевести как “влечение”, “побуждающая сила” (drive в английском языке).

Фрейд был последовательным сторонником дуалистичной теории инстинктов и полагал, что все инстинкты могут быть разделены на две группы. В его ранних работах это были инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт; в работах, написанных после 20-х гг. это были инстинкт жизни и инстинкт смерти (саморазрушения).

Фрейд определил инстинкт следующим образом: его происхождение связано с источником возбуждения внутри организма, а проявляется он в качестве постоянной силы. Для Фрейда инстинкт – это не врожденные паттерны поведения в обычном понимании этого термина, а, скорее, часть стимуляции, которая исходит от тела. Согласно классической теории психоанализа, инстинкт имеет: а) биологический источник; б) импульс; в) цель; д) объект.

Фрейд предполагал, что источник инстинкта – строго соматический, но – его не удается найти в теле. Впоследствии Фрейд говорил, что поиск источника инстинкта не является “строго необходимым”.

Импульс инстинкта предполагает, что инстинкт имеет побудительный характер и обладает определенным запасом энергии, побуждающей человека к действию. Импульсный характер инстинкта составляет, согласно Фрейду, его суть.

Целью инстинкта является удовлетворение. Удовлетворение рассматривается как уменьшение напряжения, созданного возросшей энергией либидо, и отвечает состоянию “не-напряженности” (принцип гомеостаза).

Объектом инстинкта является то, в чем или посредством чего инстинкт может достигнуть своей цели. Термин “объект” является весьма общим и соответствует различным реальным предметам. Под объектом может подразумеваться как внешний объект, личность или предмет, так и различные их части, обозначаемые в этом случае как “частные объекты”, отвечающие частным влечениям. Разнообразие объектов и отношений между ними - фиксации, переноса, распада – образуют область приложения психоаналитических исследований.

Неудача в нахождении объекта и достижении цели ведет к фрустрации инстинкта и к увеличению инстинктивного напряжения, причем повышение напряжения испытывается человеком как страдание. Это страдание ведет или к возрастанию активности в поисках разрядки или к активизации механизмов защиты для уменьшения напряжения.

В своем стихийном поиске удовлетворения инстинкт встречает препятствия, испытывает давление, приводящие его к различным исходам, которые Фрейд перечислил в следующем порядке: 1) обращение инстинкта в свою противоположность; 2) переориентация на самого субъекта; 3) вытеснение; 4) сублимация.

Первые два процесса часто смешиваются, поскольку обращение в свою противоположность может приводить к переориентации инстинкта на самого субъекта. Наиболее типичные такие превращения – трансформация активной позиции субъекта в пассивную, что можно видеть на примере антагонистических и взаимодополняющих друг друга пар: садизм – мазохизм и вуайеризм – эксгибиционизм.

Термин “вытеснение” является фундаментальным для фрейдистской теории бессознательного. В своем поиске объекта и удовлетворения инстинкт сталкивается с препятствиями различной природы, внешними и внутренними; когда нельзя избежать внутреннего барьера, субъект вынужден “отодвинуть” на задний план требования влечения или убрать его из области сознательного – вытеснить его. “Суть вытеснения, - пишет Фрейд, - заключается именно в этом: отодвинуть и держать на расстоянии”. Вытеснение действует как на непосредственно инстинкт (“первичное вытеснение”), так и на различные ассоциирующиеся с ним элементы, образы. Будучи вытесненным, инстинкт не теряет своего динамизма, скорее наоборот.

Фрейд писал, что “наша цивилизация построена на подавлении инстинктов”. Сексуальный инстинкт предоставил в распоряжение культуры огромное количество сил, и это происходит, несомненно, вследствие его ярко выраженной способности перемещать свою цель, не теряя при этом в интенсивности. Эту способность заменять цель сексуальной природы на другую, не сексуальную, но психически ей родственную, называют сублимацией. При сублимации инстинкта часто главную роль играют социальные факторы: мощная энергия инстинкта направляется в социально-приемлемое и полезное русло.

1. Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

2. Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техникинтерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Метод свободных ассоциаций — психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которой индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться. Один из первых проективных методов. Метод активно используется в психологии, социологии,психиатрии, социальной работе, психолингвистике.

З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность метода свободных ассоциаций.

Историческая справка

Сэр Фрэнсис Гальтон первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал возникшие мысли при просмотре для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают сущность человеческой мысли с такой удивительной отчетливостью, которые вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их».

Основное правило психоанализа — инструкция, которая дается пациенту для осуществления психоанализа: «говорить всё, что приходит в голову». В этой инструкции подчеркивается необходимость избегать какой-либо «фильтрации» высказываний, даже если возникающие мысли кажутся нелепыми, неважными, не относящимися к теме обсуждения, и даже если они способны вызвать чувство неловкости или стыда.

Исполнение основного аналитического правила нередко вызывает сопротивление ввиду непривычности ситуации (незаданность темы, отсутствие видимой поддержки собеседника, требование правдивости в раскрытии возникающих мыслей), а также в силу специфических сопротивлений аналитическому процессу. Однако эти затруднения преодолимы — посредством повторяемой пациентом практики и с помощью специальных психоаналитических методов (проработки сопротивлений).

В строгом смысле, все остальные правила — оплата сеансов, 50-минутная длительность, лежание на кушетке — являются факультативными, а не обязательными условиями проведения психоанализа. Известны случаи, когда Зигмунд Фрейд не только работал со своими анализантами бесплатно, но и ссуживал им некоторые суммы на текущие расходы. Своим ученикам он рекомендовал хотя бы одного пациента лечить бесплатно, с тем, чтобы не коммерциализировать психоанализ.

Наиболее ревностно основное правило психоанализа поддерживается Жаком Лаканом, который в своей лекции от 15 апреля 1964 заявил, что субъект является эффектом, производимым на него речью, поэтому и в основании его клиники лежит работа со словом.

Лакан также отказался от стандартного 50-минутного сеанса, полагая, что время является важным терапевтическим механизмом и каждому анализанту для проработки требуется разное количество времени, поэтому продолжительность сеанса может колебаться от нескольких минут до нескольких часов.

Согласно Фрейду, свободные ассоциации на самом деле не «свободные», а направляются неосознанным процессом. Сознание «пропускает» этот неосознанный материал, поскольку он идёт в символической форме. В расслабленном состоянии у клиента вытесненный материал с помощью свободных ассоциаций постепенно всплывает на поверхность сознания, при этом освобождается психическая энергия и лучше понимаются неосознанные конфликты личности, что в целом ведёт к повышению адаптивности личности.

«Толкование сновидений» — первая крупная монографическая работа Зигмунда Фрейда. Первый тираж вышел в свет в 1900 году и долгое время не находил покупателей. В этом трактате Фрейд впервые разъяснил такое ключевое понятие психоанализа, как бессознательное.

Вместе с работами «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) «Толкование сновидений» образует своего рода трилогию, иллюстрирующую проявления бессознательного в повседневной жизни людей.

Основные положения теории сновидений Фрейда:

Сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания.

Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку. Позднее Фрейд добавил к этим процессам замену скрытого содержания символами.

«Толкование сновидений» — первая работа, познакомившая со взглядами Фрейда русских читателей. Первое русское издание появилось уже в 1913 году. На протяжении своей жизни Фрейд периодически пересматривал и дополнял первое издание. Его теория сновидений в скорректированном виде была изложена в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916—1917) и подверглась новому пересмотру в «Продолжении лекций по введению в психоанализ» (1933).

Рождение теории

Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Фундаментальная для этой теории идея о том, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого находят своё удовлетворение скрытые желания, пришла к Фрейду вечером в четверг, 24 июля 1895 года, в северо-восточном углу террасы одного венского ресторана. Фрейд придавал своему открытию исключительное значение. Он в шутку говорил потом, что на этом месте следовало бы прибить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была раскрыта тайна сновидений».

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков: после того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все свободные ассоциации.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу.

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, — говорит Фрейд, — является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».

Наши рекомендации