Разрешение конфликтов и ведение переговоров
Учебное пособие
Красноярск - Москва 2001
Данное издание осуществлено при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - Россия
Рецензенты:
доктор психологических наук Н.В. Гришина
кандидат педагогических наук А.Г.Каспржак
Хасан Б.И., Сергоманов П.А.
Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие.
В пособии представлены основные понятия современной конфликтологии, предлагаются способы описания и анализа конфликтных ситуаций в практике образования. Систематически изложены способы подготовки, организации и проведения переговоров как основной формы взаимодействия заинтересованных сторон для продуктивного разрешения конфликтов и решения задач образования.
Адресовано студентам педагогических высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям вузов и школ, родителям.
Работа выполнена при финансовой поддержке Британского совета
ISBN 5-93085-007-0 © Хасан Б.И.
© Сергоманов П.А.
© Институт психологии и педагогики
развития СО РАО © "Бонфи"
СОДЕРЖАНИЕ
Подготовка педагогов в области гражданского образова-ния................................................................................. 5
Предисловие редакторов................................................ 20
Введение........................................................................ 25
Методические рекомендации к проведению курса.............. 31
Часть 1. Конфликт.......................................................... 38
1.1. Понятие и феномен конфликта. Современное состояние исследований проблемы конфликта (методологический аспект)..................................... 39
1.2. Структурное описание конфликта....................... 43
1.3. Функциональное описание конфликта................ 49
1.4. Процессуальное описание конфликта................. 53
1.5. Конфликтная ситуация, ее возникновение и дина-мика................................................................. 56
1.6. Участники конфликта......................................... 63
1.7. Стратегии и тактики в конфликте........................ 74
1.8. Разрешимые и неразрешимые конфликты........... 83
1.9. Специфика конфликтов в образовательных про-цессах................................................................ 87
1.10. Учебная ситуация как конфликт........................... 94
1.11. Половозрастная специфика конфликта............... 102
Часть 2. Переговоры....................................................... 119
2.1. Шаг 1. Обсуждение ожиданий и программы (один
из возможных вариантов)................................... 130
2.2. Шаг 2. Введение в модели разрешения конфлик-та........................................................................ 135
2.3. Шаг 3. Введение в переговоры. Игра "Переговоры в школе": обсуждение стереотипов конфронтации..................................................................... 139
2.4. Шаг 4. Введение представлений о технологии переговорного процесса. Тренировка переговоров..................................................................... 147
2.5. Шаг 5- Введение представлений о подготовке кпе-реговорам. Тренировка переговоров с подготовкой.................................................................... 151
2.6. Шаг 6. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа переговоров............ 155
2.7. Шаг 7. Введение представлений об организации переговоров (посредничестве). Тренировка организации переговоров........................................ 158
2.8. Шаг 8. Обсуждение результатов практикума......... 161
Справочные материалы для студентов.............................. 162
Позиционно-функциональные модели организации вза-имодействия.................................................................. 162
Арбитраж........................................................................ 162
Давление (конфронтация)................................................ 164
Переговоры..................................................................... 166
Переговоры при помощи посредника............................... 168
Консультирование........................................................... 170
Представительство.......................................................... 173
Миротворчество............................................................. 175
Часть 3. Методический инструментарий для учебных занятий по анализу, конструированию конфликтов и ведению переговоров............................................................ 177
3.1. Эксперимент для изучения переговоров............... 179
3.2. Определение поля "Prima acta"............................ 181
3.3- Эксперимент для изучения рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии................... 185
3.4. Игровая процедура "Поток"................................. 190
3.5. Игровая процедура "Общий ресурс"..................... 193
3.6. Игровая процедура "Конфликт понимания".......... 199
3.7. Игровая процедура"Экстериоризация внутреннего конфликта".................................................... 202
Часть 4. Библиография. Зарубежные и отечественные исследования конфликтов: история и современность.......... 205
Декларация принципов толерантности............................. 229
Http://www.bookmate.com/books/SQJC4oaa
Анна Головина
Деловые переговоры. Стратегия победы
Наверное, почти всем приходилось в той или иной степени принимать участие в переговорах. Что касается людей бизнеса, то для них переговоры - это повседневная работа. Эта книга научит проводить переговоры так, чтобы победа всегда оставалась за вами. Вы получите исчерпывающую информацию о том, как вести разумные переговоры и разрешать возникающие конфликты. Закрепить полученные знания помогут представленные в книге тесты и упражнения.
Введение
Глава 1 ПЕРЕГОВОРЫ
Глава 2 ПЕРЕГОВОРЫ КАК ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ - СЛОВО
Глава 3 КОНФЛИКТЫ И ИХ ПРИЧИНЫ. КАК ПОБЕДИТЬ В СПОРЕ
Глава 4 СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ
Глава 5 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В БИЗНЕСЕ
Глава 6 КАК ПРАВИЛЬНО СТРОИТЬ ВОПРОСЫ И ОТВЕЧАТЬ НА НИХ
Глава 7 СТРАТЕГИИ ПЕРЕГОВОРОВ
Глава 8 СТИЛИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Глава 9 СПЕЦИФИКА ПЕРЕГОВОРОВ
Глава 10 ЧЕРТЫ ХОРОШЕГО МАСТЕРА ПЕРЕГОВОРОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
12. http://www.koob.ru/zeldovich_b/
Б. 3. Зельдович
ДЕЛОВОЕ
ОБЩЕНИЕ
Аннотация: С исчерпывающей полнотой в рамках соответствующего Государ-
ственного образовательного стандарта рассмотрены: социально-психо-
логические основы делового общения, его природа; общение как ком-
муникация и взаимодействие; перцептивная сторона общения; деловой
спор, дискуссия, полемика; деловые совещания и переговоры.
Отдельная глава посвящена конфликтам при общении (сущность
и причина конфликтов, управление конфликтной ситуацией, преду-
преждение и ликвидация конфликтов).
Для студентов и преподавателей экономических вузов, руководите-
лей предприятий всех форм собственности, менеджеров по управлению
прерсоналом, работников кадровых отделов
Пособие состоит из восьми глав:
В первой главе описаны социально-психологические аспекты
делового общения, раскрывается роль, сущность, цели и функции
общения.
Во второй главе охарактеризована природа общения, подчеркну-
та роль умения эффективно говорить и слушать, раскрыто значение
деловой переписки, искусства чтения и ведения деловых телефон-
ных переговоров.
Третья глава дает представление об общении как коммуникации;
отмечены элементы коммуникации, эффект воздействия в процессе
общения, интегрирующая роль коммуникаций, особенности вер-
бального и невербального общения.
Четвертая глава раскрывает взаимодействие в процессе общения,
отображая ролевое поведение личности, специфику проведения ин-
тервью, деловое общение и поведенческую модель менеджера. Осо-
бое место отведено проблемам манипулирования в общении и спо-
собам защиты от манипуляций при общении.
Пятая глава посвящена перцептивной стороне общения. Рас-
смотрены социальная перцепция, каузальная атрибуция, механизмы
межличностного восприятия.
В шестой главе дана характеристика психологическим особенно-
стям делового спора, дискуссии и полемики.
Седьмая глава раскрывает специфику проведения деловых сове-
щаний и переговоров. Подробно рассмотрены: особенности деловых
переговоров с зарубежными партнерами, их национальные и куль-
турные традиции, деловая этика и этикет, их роль в повышении эф-
фективности проводимых переговоров.
Восьмая глава посвящена конфликтам при общении. Описаны
сущность и причины конфликтов, показаны способы управления
конфликтной ситуацией, рекомендованы методы предупреждения
и ликвидации конфликтов.
В заключение приведен список литературы - для более деталь-
ной проработки затронутых в пособии вопросов и самостоятельного
изучения некоторых проблем.