Разрешение конфликтов и ведение переговоров

Учебное пособие

Красноярск - Москва 2001

Данное издание осуществлено при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - Россия

Рецензенты:

доктор психологических наук Н.В. Гришина

кандидат педагогических наук А.Г.Каспржак

Хасан Б.И., Сергоманов П.А.

Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие.

В пособии представлены основные понятия современной конфликтологии, предлагаются способы описания и анализа конфликтных ситуаций в практике образования. Систематически изложены способы подготовки, организации и проведения переговоров как основной формы взаимодействия заинтересованных сторон для продуктивного разрешения конфликтов и решения задач образования.

Адресовано студентам педагогических высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям вузов и школ, родителям.

Работа выполнена при финансовой поддержке Британского совета

ISBN 5-93085-007-0 © Хасан Б.И.

© Сергоманов П.А.

© Институт психологии и педагогики

развития СО РАО © "Бонфи"

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовка педагогов в области гражданского образова-ния................................................................................. 5

Предисловие редакторов................................................ 20

Введение........................................................................ 25

Методические рекомендации к проведению курса.............. 31

Часть 1. Конфликт.......................................................... 38

1.1. Понятие и феномен конфликта. Современное состояние исследований проблемы конфликта (методологический аспект)..................................... 39

1.2. Структурное описание конфликта....................... 43

1.3. Функциональное описание конфликта................ 49

1.4. Процессуальное описание конфликта................. 53

1.5. Конфликтная ситуация, ее возникновение и дина-мика................................................................. 56

1.6. Участники конфликта......................................... 63

1.7. Стратегии и тактики в конфликте........................ 74

1.8. Разрешимые и неразрешимые конфликты........... 83

1.9. Специфика конфликтов в образовательных про-цессах................................................................ 87

1.10. Учебная ситуация как конфликт........................... 94

1.11. Половозрастная специфика конфликта............... 102

Часть 2. Переговоры....................................................... 119

2.1. Шаг 1. Обсуждение ожиданий и программы (один

из возможных вариантов)................................... 130

2.2. Шаг 2. Введение в модели разрешения конфлик-та........................................................................ 135

2.3. Шаг 3. Введение в переговоры. Игра "Переговоры в школе": обсуждение стереотипов конфронтации..................................................................... 139

2.4. Шаг 4. Введение представлений о технологии переговорного процесса. Тренировка переговоров..................................................................... 147

2.5. Шаг 5- Введение представлений о подготовке кпе-реговорам. Тренировка переговоров с подготовкой.................................................................... 151

2.6. Шаг 6. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа переговоров............ 155

2.7. Шаг 7. Введение представлений об организации переговоров (посредничестве). Тренировка организации переговоров........................................ 158

2.8. Шаг 8. Обсуждение результатов практикума......... 161

Справочные материалы для студентов.............................. 162

Позиционно-функциональные модели организации вза-имодействия.................................................................. 162

Арбитраж........................................................................ 162

Давление (конфронтация)................................................ 164

Переговоры..................................................................... 166

Переговоры при помощи посредника............................... 168

Консультирование........................................................... 170

Представительство.......................................................... 173

Миротворчество............................................................. 175

Часть 3. Методический инструментарий для учебных занятий по анализу, конструированию конфликтов и ведению переговоров............................................................ 177

3.1. Эксперимент для изучения переговоров............... 179

3.2. Определение поля "Prima acta"............................ 181

3.3- Эксперимент для изучения рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии................... 185

3.4. Игровая процедура "Поток"................................. 190

3.5. Игровая процедура "Общий ресурс"..................... 193

3.6. Игровая процедура "Конфликт понимания".......... 199

3.7. Игровая процедура"Экстериоризация внутреннего конфликта".................................................... 202

Часть 4. Библиография. Зарубежные и отечественные исследования конфликтов: история и современность.......... 205

Декларация принципов толерантности............................. 229

Http://www.bookmate.com/books/SQJC4oaa

Анна Головина

Деловые переговоры. Стратегия победы

Наверное, почти всем приходилось в той или иной степени принимать участие в переговорах. Что касается людей бизнеса, то для них переговоры - это повседневная работа. Эта книга научит проводить переговоры так, чтобы победа всегда оставалась за вами. Вы получите исчерпывающую информацию о том, как вести разумные переговоры и разрешать возникающие конфликты. Закрепить полученные знания помогут представленные в книге тесты и упражнения.

Введение

Глава 1 ПЕРЕГОВОРЫ

Глава 2 ПЕРЕГОВОРЫ КАК ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ - СЛОВО

Глава 3 КОНФЛИКТЫ И ИХ ПРИЧИНЫ. КАК ПОБЕДИТЬ В СПОРЕ

Глава 4 СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ

Глава 5 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В БИЗНЕСЕ

Глава 6 КАК ПРАВИЛЬНО СТРОИТЬ ВОПРОСЫ И ОТВЕЧАТЬ НА НИХ

Глава 7 СТРАТЕГИИ ПЕРЕГОВОРОВ

Глава 8 СТИЛИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Глава 9 СПЕЦИФИКА ПЕРЕГОВОРОВ

Глава 10 ЧЕРТЫ ХОРОШЕГО МАСТЕРА ПЕРЕГОВОРОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

12. http://www.koob.ru/zeldovich_b/

Б. 3. Зельдович

ДЕЛОВОЕ

ОБЩЕНИЕ

Аннотация: С исчерпывающей полнотой в рамках соответствующего Государ-

ственного образовательного стандарта рассмотрены: социально-психо-

логические основы делового общения, его природа; общение как ком-

муникация и взаимодействие; перцептивная сторона общения; деловой

спор, дискуссия, полемика; деловые совещания и переговоры.

Отдельная глава посвящена конфликтам при общении (сущность

и причина конфликтов, управление конфликтной ситуацией, преду-

преждение и ликвидация конфликтов).

Для студентов и преподавателей экономических вузов, руководите-

лей предприятий всех форм собственности, менеджеров по управлению

прерсоналом, работников кадровых отделов

Пособие состоит из восьми глав:

В первой главе описаны социально-психологические аспекты

делового общения, раскрывается роль, сущность, цели и функции

общения.

Во второй главе охарактеризована природа общения, подчеркну-

та роль умения эффективно говорить и слушать, раскрыто значение

деловой переписки, искусства чтения и ведения деловых телефон-

ных переговоров.

Третья глава дает представление об общении как коммуникации;

отмечены элементы коммуникации, эффект воздействия в процессе

общения, интегрирующая роль коммуникаций, особенности вер-

бального и невербального общения.

Четвертая глава раскрывает взаимодействие в процессе общения,

отображая ролевое поведение личности, специфику проведения ин-

тервью, деловое общение и поведенческую модель менеджера. Осо-

бое место отведено проблемам манипулирования в общении и спо-

собам защиты от манипуляций при общении.

Пятая глава посвящена перцептивной стороне общения. Рас-

смотрены социальная перцепция, каузальная атрибуция, механизмы

межличностного восприятия.

В шестой главе дана характеристика психологическим особенно-

стям делового спора, дискуссии и полемики.

Седьмая глава раскрывает специфику проведения деловых сове-

щаний и переговоров. Подробно рассмотрены: особенности деловых

переговоров с зарубежными партнерами, их национальные и куль-

турные традиции, деловая этика и этикет, их роль в повышении эф-

фективности проводимых переговоров.

Восьмая глава посвящена конфликтам при общении. Описаны

сущность и причины конфликтов, показаны способы управления

конфликтной ситуацией, рекомендованы методы предупреждения

и ликвидации конфликтов.

В заключение приведен список литературы - для более деталь-

ной проработки затронутых в пособии вопросов и самостоятельного

изучения некоторых проблем.

Наши рекомендации