ЛЕКЦИЯ 2. Введение в дисциплину «Психология труда» (Часть 2)
Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика, организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение
Психология труда активно развивается. В ней появляются все новые подходы, направления, выделяются самостоятельные дисциплины: развитие субъекта деятельности и психология профессионализма; развитие человека в труде, стрессы, психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения; особые условия деятельности; операционально-смысловые структуры опыта, перцептивный мир специалиста; акмеологические инварианты профессионализма; системный подход к проектированию социотехнических систем, рабочая нагрузка и ее измерение, профессиональный стресс, профессиональное обучение и перенос навыков, удовлетворенность трудом, мотивация, смыслы труда, его субъективная значимость; теория, методология и методы определения профессиональной пригодности, информационные технологии и человеческие факторы в компьютерных системах и др.
Обобщая содержательно разнородный научный материал, необходимо выделить определенное число наиболее крупных линий развития научных дисциплин. Учитывая историю и традиции классификации, выделим шесть основных «компонентов», шесть «составляющих» психологии труда в ее широком смысле.
1. Психология труда (в узком смысле).
2. Инженерная психология.
3. Эргономика.
4. Организационная психология.
5. Профессиональная ориентация.
6. Профессиональное обучение.
Психология труда(в узком значении этого слова) изучает прежде всего закономерности деятельности человека как субъекта, как индивида; закономерности развития и формирования человека как субъекта-труда.
В компетенцию психологии труда входят разработка методологии и понятийного аппарата, анализ отношений, параметров и динамики основных феноменов, порождаемых в процессе труда субъекта (профессия, трудовой пост, рабочее место и др.).
Под инженерной психологиейпонимают «научную дисциплину, изучающую объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина». Субъект труда – «оператор» - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы».
Инженерная психология не только изучает, но и «преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой. Поэтому она теснейшим образом связана с системотехникой, технологией процессов и правоведением». Изучая труд оператора и его профессию в целом, она «выходит на междисциплинарные границы и именно там обретает свою предметную определенность».
За прошедшие более полувека развития из инженерной психологии выделились полноценные «дочерние ветви», в частности - авиационная психология(изучающая влияние на «оператора-летчика» факторов физических перегрузок) и космическая психология(изучающая влияние на «оператора-космонавта» факторов физических перегрузок, невесомости, длительной изоляции от привычной среды обитания, ограничения и вынужденные коммуникации в замкнутой социальной группе и т. д.).
Термин эргономика(от греч. ergon – труд и nomos – закон, «закон работы») в 1857 г. предложил Войтех Ястшембовский, имея в виду новую науку о труде, основанную на изучении закономерностей науки о природе. Такой же смысл в понятие эргонология вкладывал В.М. Бехтерев, а В. Н. Мясищев – в понятие эргология. Еще в 1920-х гг. отечественные ученые указывали на то, что трудовая деятельность не изучается в целом ни одной из существующих наук, несмотря на свою важность, в полном объеме она не входит ни в одну из существующих дисциплин.
Под эргономикойпонимается область знания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системе «человек - техника - среда» (СЧТС) с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.
С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации и энергии, происходящий в системе «человек - орудие труда - предмет труда - окружающая среда». В силу этого эргономические исследования основываются на выяснении закономерностей психических и физиологических процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности, на изучении особенностей взаимодействия человека с орудиями и предметами труда, с окружающей средой в широком смысле (ее пространственных, временных, информационных и энергетических свойств).
Особым фактором эргономики можно считать социально-психологический эффект, порождаемый непосредственным взаимодействием людей в их профессиональной деятельности.
Основной целью эргономики является безопасность труда. В 1970-1980-х гг. в СССР субъективные причины травматизма в промышленности (ошибки человека) доминировали над объективными (неисправность техники), в среднем составляя: 22% тяжелых несчастных случаев – нарушение технологии самими работниками, 19% - грубое нарушение правил техники безопасности пострадавшими, 16% - плохая организация рабочего места, 7% - неисправность оборудования, 4% - плохая обученность персонала.
Второй целью эргономики является повышение эффективности СЧТС. Согласно специальным исследованиям, проведенным в середине 1980-х гг., уже через 15 мин работы за экраном компьютера у человека наблюдалось утомление глаз и расстройство цветового зрения. Существенное и стабильное повышение эффективности труда операторов обеспечивалось уже изменением соотношения яркости экрана и окружающего пространства с 3:1 до 5:1, увеличением размеров знаков на экране до 3,1-4,2 мм, снижением силы удара по клавише до 25-150 г, уменьшением длины пробега клавиши до 1-4 мм и т. д.
Третья цель эргономики состоит в обеспечении условий для развития личности трудящегося в процессе труда. Она предполагает: оптимальную интенсивность, напряженность труда всех профилей, повышение его интеллектуальной насыщенности, повышение качества общей и профессиональной подготовки работников и др.
В совокупности обозначенные цели определяют семь теоретических задач эргономики:
1. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем и среды.
2. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой.
3. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности человека.
4. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда в СЧТС.
5. Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС.
6. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания, методов.
7. Поиск и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды.
Предмет эргономики определяется как трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами в условиях влияния на него факторов внешней среды.
В эргономике используются методы, сложившиеся в психологии, физиологии, гигиене, анатомии, социологии.
Характерная для психологии труда интегральность («комплекс научных дисциплин о труде») научных подходов к предмету своего исследования транслируется и на ее дочерние ветви.
Эргономика органически связана с художественным конструированием (дизайном),целью которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Она достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К качествам предметов в контексте эргодизайна относятся не только формальные и художественные свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, придающие изделиям, помещениям, технологическим линиям функциональное и композиционное завершение. Именно функциональный аспект позволяет рассматривать эргономику как естественно-научную основу дизайна. В практическом плане учет человеческого фактора - неотъемлемая часть процесса художественного конструирования.
В масштабе эргодизайнакак научной дисциплины различаются и развиваются такие направления, как проектная деятельность, художественное конструирование, художественное моделирование,имеющие свои специфические задачи и свой предмет.
Начало 1960-х гг. знаменуется становлением новой самостоятельной ветви психологии труда – организационной психологии,или психологии организационного развития.
Организационная психологияявляется прикладной отраслью психологии, изучающей основные аспекты деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации. Предметом исследования организационной психологии являются разнообразные психические феномены и поведение людей в организациях, а также факторы, их детерминирующие. Проблема эффективности работы предприятия в организационной психологии рассматривается на разных уровнях: предприятия в целом, рабочей группы и отдельного индивида.
Социальная организацияв широком смысле представляет собой сознательно координируемое социальное образование, имеющее определенные границы и функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общих целей членов сообщества. Необходимость научного подхода к системному изучению и решению проблем организаций определяется тем, что основными моментами их функционирования и развития являются неоднозначные процессы взаимодействия людей, имеющих различные цели, интересы, потребности, взгляды.
В организационно-психологических исследованиях рассматривается ряд взаимосвязанных положений:
1) поведение отдельных работников зависит не только от их индивидуальных особенностей, но и от внешней среды, особенностей самой организации и функционирующих в ней групп;
2) эффективность организации определяется деятельностью ее персонала;
3) научный подход способствует более успешному решению проблем организации, возникающих вследствие ее развития и развития общества;
4) сущность организации и субъекта деятельности исторически изменчивы, как и представления о них ученых и практиков.
Понятие «организация» применяется к биологическим, социальным, социотехническим, техническим и другим объектам в связи с изучением и управлением их динамическими характеристиками, связанными с функционированием и развитием. Предметоморганизационной психологии являются прежде всего социальные организации, среди которых выделяют административные, союзные, ассоциативные, различающиеся по целям, форме образования, функционирования и др. В крупных социальных организациях (учреждениях, предприятиях, фирмах) в свою очередь можно выделять несколько их подструктур: институциональную, технологическую, формальную, неформальную, внеформальную.
Под структуройпонимают часть системы, такую совокупность ее компонентов, их отношений и связей, при устойчивости которых сохраняются основные свойства системы. Целенаправленные воздействия на систему для обеспечения и поддержания ее оптимального функционирования называют управлением.Управление, система, структура в теории систем также имеют несколько основных значений, но в литературе по теории организаций многообразие смыслов этих понятий несколько упрощается, определяется контекстом, например, обычно отождествляются понятия «элементы» и «компоненты».
Профессиональная ориентация - одна из первых составляющих психологии труда. Становление этой научной дисциплины и практики датируется 1908 г. - врач Ф. Парсонс открыл в Бостоне первое бюро по консультации молодежи в выборе профессии. В последующие два десятилетия это направление активно развивается в США и в странах Западной Европы.
Основные тенденции в развитии этой дисциплины: активное использование психодиагностики, наглядных средств, описаний профессий и конкретных рабочих постов, становление диалогового режима консультирования клиента как пути его самореализации в жизни в профессиональной сфере, как пути самопознания, а не только лишь. ознакомления с существующими профессиями, учебными заведениями и вакансиями.
Активное развитие репертуара средств и техник работы профконсультантов во многом определилось развитием и становлением как особой дисциплины и как широкой практики психотерапии, ее разных направлений (гештальт-психология, психодрама, роджерианская терапия, трансактный анализ, НЛП и др.). Техники и технологии психотерапии, наработанные и широко апробированные в 1960-1970-х гг., в 1980-1990-х гг. быстро и эффективно адаптируются для решения задач профессиональной ориентации людей разного возраста как в индивидуальных, так и групповых формах.
Профессиональная ориентация как целостное направление, в свою очередь, также разделяется не несколько самостоятельных «ветвей» - направлений деятельности, отличающихся по своей методологии и методическому инструментарию: профинформапция, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация.
Профориентация в целом - широкое по своему содержанию понятие, имеющее разные смыслы в разных национальных культурах. Например, в США ребенка с раннего возраста ориентируют на «успешную карьеру», что предполагает особое отношение ко всему, что связано с выбором в будущем людей как клиентов, с одной стороны, с другой - ответственность специалистов-консультантов.
Под профориентациейпонимают «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии»; под профконсультацией - «индивидуально ориентированную помощь в профессиональном самоопределении».
Профессиональное и личностное самоопределение тесно взаимосвязаны. Так, например, Э. Эриксон рассматривает их как два взаимосвязанных процесса становления идентичности личности. Н.С. Пряжников выделяет два принципиальных различия между ними:
♦ профессиональное самоопределение более конкретно, обычно оформляется официально (диплом о профессиональном образовании, сертификат и т. п.);
♦ личностное самоопределение - более сложное явление, зависящее больше не от благоприятных внешних, а от внутренних причин (личностных особенностей, «жизненных сценариев», по Э. Берну, доминирующих в обществе ценностей и т. д.).
Профориентация - наименее благополучная отрасль современной психологии труда. На уровне методологии - эклектика, заимствование, поспешные «импровизации» и переработки классических методик; на уровне технического обеспечения - бедность и неспособность использовать, а тем более конкурировать с современными информационными технологиями (Интернет и др.); на уровне профессионализма - ниже среднего: недостаток опыта, нередко - базового психологического или педагогического образования; на уровне стратегии, или государственной политики - отсутствие координации деятельности двух ветвей профориентационной работы в масштабе государства в целом; на уровне методологического обеспечения - нарушение естественных связей «методология - теория - методики». В вузах эта проблема стала непрестижной; наиболее квалифицированные психологии заняты в крупном и среднем бизнесе; работа в государственных структурах для них малопривлекательна. Нарушается преемственность поколений в профессии и в науке, и на практике.
Традиционно профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия - на всю жизнь».
Изменение государственного устройства России, структурные изменения в экономике, появление института безработных в начале 1990-х внесли серьезные коррективы в ранее сложившуюся практику. Часть задач профессионального обучения по-прежнему решается в традиционных формах среднего и высшего профессионального образования, часть - в системе региональной службы занятости, часть - в системе краткосрочной подготовки и переподготовки, в том числе - на базе первого высшего образования, часть - в системе корпоративного обучения. Изменяется сама концепция профессионального образования: «от образования - на всю жизнь к образованию через всю жизнь».
Ключевой момент профессионального обучения - посредничество опытного профессионала в овладении субъектом определенной профессией. К концу XX в. необходимость в таком периодическом посредничестве объективно появляется чаще. Соответственно все более увеличивается и число необходимых специалистов-посредников, специализирующихся в разных предметных областях, спектр которых также постоянно расширяется. Профессиональное развитие работника уже немыслимо без его личностного развития, его развития как индивидуальности, без разработки новых средств, форм, методов обучения. В связи с расширением возрастных границ обучающихся актуализируется роль новых педагогических дисциплин - андрологии, андрогогики, акмеологии.
Вместе с тем все жестче заявляют о себе «прозаические» факторы и критерии профессионального обучения - как отражение позиции руководителя, предпринимателя, хозяина предприятия: целесообразность обучения именно этого, а не другого работника, продолжительность, сроки и форма, стоимость и др.