Программа «Тренинга коммуникативных навыков»
Объяснительная записка.
Общение выполняет ряд важнейших функций: информационную, коммуникативную, эмоциональную. В нашу тренинговую программу включены упражнения, направленные на реализацию этих функций. Данный тренинг решает следующие задачи: формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, формирование умения управлять выражением своих эмоциональных реакций и чувств, повышение эмоциональной зрелости в целом. Основная цель – обучение эффективному общению.
Тренинг в настоящее время является одной из самых распространенных форм работы с группой. И этой популярности способствует ряд объективных причин:
- во-первых, именно тренинг позволяет организовать неформальную атмосферу взаимодействия, позволяющую раскрыться каждому участнику;
- во-вторых, тренинг предусматривает использование различных методических приемов, гармонично дополняющих друг друга (как лекции, так
и двигательные игры (психогимнастику));
- в-третьих, тренинг способствует быстрому сплочению группы.
Дополнительных задач:
1. Способствовать формированию конструктивных групповых норм общения, основывающихся на принципах толерантности и принятия;
2. Заинтересовать студентов прикладными аспектами выбранной профессии (элементы введения в специальность);
3. Сформировать базу для самопознания и саморазвития через адекватное восприятие своих индивидуальных особенностей.
Примечание: в основу данных занятий положены разработки И. Дермановой, Г. Марасанова, Е. Сидоренко, Е. Трошихиной и собственные наработки автора.
Общее время проведения тренинговых занятий: 5 дней по 8 часов, итого 40 часов. Программа рассчитана на 6 часов «чистого» рабочего времени в день. При 8-часовом рабочем дне 1 час уйдёт на обеденный перерыв, около 30 мин. На перерывы, кроме того, предусмотрено время для ответов на спонтанно возникающие вопросы, дискуссии и непредвиденные ситуации.
Прежде чем вводить основные правила и принципы групповой работы, необходимо «подготовить» участников к групповой работе. Это можно сделать с помощью следующего текста:
«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Наше общение, то, что мы внесем в групповое пространство, только это и будет помогать пониманию себя и других. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые мы вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил,существует несколько правил и принципов групповой работы».
Правило «здесь и теперь»: главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания и через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Выходить из помещения во время занятий нельзя.
Принцип эмоциональной открытости: если участник думает или чувствует что – то важное постоянно, «здесь и сейчас», то ему можно сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.
Правило «СТОП»: каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью рупппового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.
Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения как о себе, так и о других.
Правило не давать советы:совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет- это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а, во- вторых, совет- это ограничение свободы личности другого, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.
Правило «Я-высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что- либо от своего имени, можно говорить о своих мыслях и чувствах.
Правило запрета на диагнозы или оценку: оценка поступка без запроса есть ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможных в последствии оценок, которые участник может получить от других участников, это может привести к возникновению «закрытости» некоторых членов группы или к стремлению поступать исходя из принципов социальной желаемости, подстраиваться.
Принцип личной ответственности: всё, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы – это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ты ни сделал – это твой выбор, за который ты первый несешь ответственность.
Принцип личного вклада: чем больше участник проявляет свою активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратной связи он получит, и следовательно, тем больше у него появится возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.
Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - неприемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за ее пределами, т.к. разговоры о групповых процессах вне работы ведут к снижению напряжения, необходимого при групповой работе.
«Презумпция здоровья»: участники берут на себя ответственность признать себя здоровыми людьми.
Принцип «круга»: во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен находиться в относительно равном положении относительно каждого другого участника.
Принцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная (как в экстренной хирургии: в первую очередь оперируют не того, кого раньше доставили, а по жизненным показаниям). «Жизненные показания» на занятиях соответствуют неосознанной личностной иерархии ценностей участников.
Принцип включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, «оценщиков».
Принцип «постоянства»:занятия пропускать нельзя.