Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмотрим их типичные причины
В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений.
Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других. Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими интересами и потребностями.
К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.
№10. Развитие самосознания и кризис 3 лет.
Развитие самосознания в младенчестве
Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте:
- под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у ребенка складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим;
- формируется первое предличностное новообразование -активность.
С момента рождения взрослый заботливо ухаживает за ребенком, разговаривает с ним, дает нежные имена, с готовностью откликается на любые реакции малыша (от крика до улыбки), чутко улавливает его состояние, настроение, нужды. взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, важное, значимое для себя. Взрослый, отвечая на инициативу ребенка, позволяет ему воздействовать на себя. Он авансом наделяет малыша личностным своеобразием, неповторимостью и уникальностью.
Такое отношение к ребенку формирует у него положительное отношение к людям и положительное самоощущение, когда он переживает свою значимость для близких.
Интерес к взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к 2 мес. нарастает интерес к людям и предметам. В 3 мес. можно говорить о том, что сложилось предличностное образование - активность, отчасти врожденное качество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми. С возрастом растет и избирательность отношения ко взрослому. Если 3-месячный малыш примерно одинаково реагирует на любого взрослого, улыбаясь и радуясь, то во втором полугодии он четко разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей. Общаясь с близкими, ребенок активен, инициативен, его переживания не только положительные, но и отрицательные очень яркие. Он выражает радость, удовольствие, огорчение, обиду, как бы стремясь поделиться своим эмоциональным состоянием, Дети как бы ищут поддержку у взрослых, предвосхищая положительные переживания. К знакомым людям ребенок проявляет интерес, но более сдержан в выражении эмоций. Малыши, особенно после 8 мес, начинают бояться незнакомцев.
Развитие самосознания в раннем детстве
Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку. Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются.
Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг - значит плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в достигнутом результате - нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда.
Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой являются «личные желания» малыша. В раннем детстве ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально значимого результата. Так, малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность.
Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный компонент самостоятельности - самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый и реальный результат, - формируется за пределами раннего возраста. В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности, проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное действие - это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».
Кризис 3 лет. Выготский и назвал кризисом отношений. К ним относятся:
- негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых;
-упрямство - это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;
- строптивость - реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни;
-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он все хочет сделать сам;
- протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;
- симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;
- стремление к деспотизму - желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;
-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;
-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.).
Особенности развития самосознания в раннем возрасте:
- ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;
- постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;
- возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства.
Развитие самосознания в дошкольном возрасте
Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов.
№12.Социальная ситуация развития дошкольника. Социальная природа игры.
Ребенок-дошкольник владеет ходьбой, речью, круг общения его расширяется стремительно, у него появляются товарищи по играм, с ним общаются соседи и даже посторонние люди: водитель, врач, продавец, парикмахер... В результате у ребенка складывается образ взрослого в его социальной функции. Благодаря исследованиям А. Н. Леонтьева социальная ситуация развития ребенка-дошкольника стала связываться с игровой деятельностью. Другими словами, дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смысл человеческого взаимодействия в различных ситуациях. Особая роль в освоении ребенком социальных отношений отводится сюжетно-ролевой игре – особой форме познания дейст вительности. Она возникает в силу того, что ребенок способен представлять действия взрослых и стремится к их выполнению. Однако возможности ребенка ограничены, и его желание подражать взрослым еще не может быть воплощено в реальности. Данное противоречие разрешается посредством сюжетно-ролевой игры. Для возникновения сюжетно-ролевой игры необходимо, чтобы ребенок умел использовать предметы-заместители, которые позволяют моделировать социальные действия взрослых на доступном для дошкольника материале. В игре ребенок становится врачом, военным и т. д. Он присваивает те социальные мотивы, которые характеризуют поведение взрослых (врач – тот, кто лечит людей, военный – тот, кто защищает, и т. д.). При этом дошкольник сохраняет собственную инициативу и приобретает опыт реального социального партнерского отношения с участниками игры.