Организация терапевтического процесса и терапевтических отношений
Прочный терапевтический альянс базируется по крайней мере на трех компонентах процесса, наличие которых, как показывают исследования, способно удержать пациента в терапии, несмотря на неизбежные сопутствующие терапии страдания, и содействуют ее эффективности: 1) совместно принятые обеими сторонами текущие задачи; 2) стратегические дальние цели; 3) эмоциональная связь, включающая взаимную положительную и надежную привязанность, доверие и конфиденциальность. Вместе с тем не следует упрощать сложный и динамичный комплекс эмоций и когниций, образующих паттерн терапевтических отношений, полагая, что генуинность, конгруэнтность терапевта и его безусловное позитивное отношение, как полагал К. Роджерс, сами по себе обеспечивают лечебный эффект при терапии пациентов с личностными расстройствами. Так, хрупкость и нестабильность личностной организации пациентов с пограничными расстройствами наряду с мощными аффективными разрядами любви и ненависти постоянно несут угрозу разрушения терапевтических отношений. Пациент тяготеет к импульсивному и агрессивному нарушению границ отношений Я - Другой; им легко овладевают одновременно (или попеременно) то бессознательные желания безудержного любовного слияния с терапевтом в качестве защиты от пустоты и несамодостаточности его Я, то панический страх поглощения и как следствие -разрыв эмоциональных связей. В этих условиях особые требования предъявляются к структуре и рамкам терапевтических отношений, к ясности и стабильности организации терапевтического пространства и времени, удержание которых становится основной терапевтической альтернативой хаосу, неопределенности, непредсказуемости и неустойчивости внутреннего мира пациента. Клинические наблюдения показывают: чем более систематично и аккуратно организован процесс, чем более прочны его рамки, тем ниже риск преждевременного прерывания терапии. В частности, по данным О.Кернберга, психоаналитические терапевты сильно варьируют по своей способности устанавливать терапевтические рамки и обсуждать с пациентом условия контракта, отмечая и проговаривая с ним тонкости и нюансы договора, реалистически отдавая себе отчет в том, что можно ожидать и требовать от пациента на начальных этапах терапии и что составляет необходимые и достаточные условия для того, чтобы психотерапия началась. В исследованиях Кернберга апробировалась специальная шкала оценки терапевтических сессий, посвященных составлению контракта (обычно 5-6 сессий), включающая высказывания терапевта о собственной ответственности и ответственности пациента, переговоры, обсуждение взаимных ожиданий, комментарии терапевта по поводу способов саботажа условий контракта и терапии в целом Использовался ряд основанных на самоотчете процедур шкалирования, позволивших обнаружить некоторые особенности терапевтического контакта, различающие невротических и пограничных пациентов, а именно; высокий уровень эмоциональной включенности, агрессивности, конкурентности, изменчивости и нестабильности последних в рамках одной сессии и между ними. Иными словами, пограничные пациенты демонстрируют гораздо более экстремальные и негативные оценки альянса, чем невротики, особенно на начальных этапах психотерапии. Определенное углубление понимания специфики отношений «пациент-терапевт» при ЛР дает формальный анализ дословных записей терапевтических сессий (транскрипций), выполненный методикой CCRT, позволяющей выявлять базовые обобщенные паттерны межличностных отношений и чувств («конфликтных тем»). Широко апробированная на разных клинических выборках применительно к этапам и ключевым переменным терапевтического процесса методика «Центральная конфликтная тема отношений» (ЦКТО) показала наличие специфичных для пациентов с пограничной личностной организацией черт. Так, по данным, приводимым О.Кернбергом, превалирующими темами являются избегание конфликта и желание близости; ожидаемыми реакциями от значимого Другого - отвержение, противодействие; чувствами в адрес Я - страх потери самоконтроля, беспомощность, гнев. Дополнительно к указанным характеристикам, свойственным и невротическим пациентам, значительное место занимали потеря границ между желанием и действием, взаимопроницаемость в репрезентациях диадических отношений, смешение негативных и позитивных импульсов, что значимо различало терапевтический альянс при пограничной и невротической личностной организации. В целом паттерны центральных конфликтных «тем» отличались фрагментированностью, что можно соотнести с феноменологией нарушения самоидентичности - расщепленностью и диффузностью, раздробленностью и распыленностью, расплывчатостью чувства Я.
Отметим, что тенденция к операционализации, созданию квазиобъективных методов и процедур, равно как и описательных моделей терапевтического процесса, составляет одно из главных направлений современных исследований, ищутся возможности интеграции между сторонниками разных научных школ: между современным психодинамическим направлением и когнитивизмом, клиническим психоанализом и социальной психологией межличностных отношений. Это новая и довольно обширная группа методов, среди которых стоит назвать (кроме уже упоминавшейся методики Люборски) SASB (Структурный анализ социального поведения) Л.Бенджамин, RRMC М.Горовица, позволяющие задать модель структурного анализа социального поведения или конфигурационную модель ролевых ожиданий, иначе говоря, выделить и описать формальные ментальные структуры или внутренние репрезентации, на уровне бессознательного, детерминирующие межличностное восприятие и коммуникацию. Напрашивается аналогия с зародившимся полвека назад известным направлением NEW LOOK, также стремившимся объединить психоанализ с когнитивизмом путем нахождения формально-структурных единиц (таких, как когнитивный стиль, гипотеза, схема), интегрирующих аффективные и когнитивные психические процессы в относительно стабильные паттерны.
Хотелось бы отметить неоднозначность собственного отношения к процедурам подобного типа. С одной стороны, налицо размыкание жестких рамок традиционного психоанализа, когда терапевтический процесс впускает «третье лицо» (скорее, его часть в виде «пятого уха» - магнитофона), что на символическом уровне выступает как нарушение принципа конфиденциальности и отчасти разрушает ту атмосферу интимности и тайны, где не место «третьему». Вполне возможно, что изменение традиционного сеттинга вносит новые смыслы, порождает разнообразные фантазмы у терапевта или пациента. Что ж, как и любой другой элемент терапевтической ситуации, его можно использовать в качестве экрана для проекций. Тогда на полюсе терапевта более рельефно и отчетливо проявятся и станут доступны осознанию и проработке страхи, амбиции, смутные желания, например страх перестать быть единственным обладателем пациента, и т.д. и т.п. Терапевту придется набраться мужества перед лицом своеобразного беспристрастного зеркала, отражающего не его терапевтические намерения, рационализации и фантазии, а именно непреложный факт его действий и ответного отклика пациента. Точно так же присутствие «третьего», вероятно, вызовет встречный потек ассоциаций пациента, помогая высветить, как это для него... Наиболее очевидный довод в пользу использования объективных методов регистрации терапевтического процесса состоит в развитии новых форм супервизии и обучения в дополнение к традиционному анализу записей, сделанных терапевтом по памяти. Довод «против» заключается в известном опасении, что представление о содержании терапии значительно обеднеет за счет фокусировки прежде всего на формальных и обобщенных характеристиках текста транскрипций в ущерб их тонкому феноменологическому анализу исчезнут непередаваемые вербально тонкие нюансы насыщенной эмоциями атмосферы контакта» молчания, выражений лиц.