Тест творческого мышления (ТВМ-1)
Ф. И. О. ________
Дата _____________________ Класс ________________
Возраст __________________ Школа ________________
Рис. 1 Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления
Беглость.Общее количество выполненных рисунков. Возможно максимально 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).
Гибкость.Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно максимально 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).
Оригинальность.Где выполняется рисунок:
• вне стимульной фигуры – 1 балл;
• внутри стимульной фигуры – 2 балла;
• внутри и снаружи стимульной фигуры – 3 балла.
Суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованым картинкам. Возможно максимально 36 баллов.
Разработанность.Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:
• симметрично повсюду – 0 баллов;
• асимметрично вне стимульной фигуры – 1 балл;
• асимметрично внутри стимульной фигуры – 2 балла;
• асимметрично внутри и снаружи – 3 балла.
Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок. Возможно максимально 36 баллов.
Название.Словарный запас и образное, творческое использование языка:
• название не дано – 0 баллов;
• название из одного слова – 1 балл;
• название из нескольких слов – 2 балла;
• образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, – 3 балла.
Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок. Возможно максимально 36 баллов.
Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник) [79]
Назначение и краткая характеристика.Большинство текстов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения батареи тестов – 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 («Слова или Выражения») имеет две модификации, одна модификация – «Слова» – предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация – «Выражения» – предназначена для 9-15 лет.
Тесты можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. С тем чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и, как все время подчеркивается, занятиями веселыми.
Часто занятия проводятся в игровой манере, как веселые занятия, но могут использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и для развития творческого мышления у детей. Хотелось бы предостеречь педагогов от вынесения отрицательных оценок по результатам тестов. В процессе проведения аналогичных занятий допустимо только поощрение детей, а при обсуждении результатов занятий приведение только самых лучших ответов с поощрением. Не очень качественное выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо просто сказать: «Ну что ж, нормально». При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несвязуемые вещи, т. е. воспитывать творческий подход к жизни.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемым предлагается давать как можно больше разнообразных ответов на задания, проявлять свои юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Задача.Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающихся от обычного употребления.
Инструкция испытуемому.Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Как ее можно использовать?
Инструкция зачитывается устно.
Время выполнения субтеста 1–3 минуты. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции. Результаты выполнения теста оцениваются в баллах.
Учитываются три категории:
1. Беглость(беглость воспроизведения идеи) – суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = 1 n,
где n – число классов (категорий ответов).
2. Гибкость– число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты – шапку, корабль, игрушку и т. д., можно отнести к одному классу – создание поделок и игрушек.
Далее перечисляются основные категории ответов.
Категории ответов субтеста 1:
1. Использовать для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать…).
2. Использовать для ремонтно-строительных работ (заклеить окна, клеить под обои…).
3. Использовать в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку и сесть, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка…).
4. Использовать в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы…).
5. Использовать для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой…).
6. Использовать как средство для вытирания (вытереть пол, протирать окна, мыть посуду, туалетная бумага…).
7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты…).
8. Переработка (сдать в макулатуру…).
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать и смотреть объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу ТВ и т. д.).
10. Покрытие (сверху) (укрываться от дождя, прикрыть что-то от пыли, укрыться от солнца…).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел…).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше.).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеперечисленного списка, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, т. е. учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12. Кто-то может дать много ответов, т. е. иметь высокий показатель по фактору «беглость», но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории 13 – «Создание поделок, игрушек». За одну категорию даем 3 балла.
Г = 3m,
где Г – показатель гибкости; m – число использованных категорий.
Ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и соответственно добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде, чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным списком категорий.
3. Оригинальность– число ответов с необычным употреблением понятия. В данном случае оригинальным считается ответ, данный один раз по выборке объемом 30–40 человек. Один оригинальный ответ – 5 баллов.
Все баллы за оригинальность суммируются.
Ор = 5k,
Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных ответов.
Строгий подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, т. е. перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т1 = Б1 + П + Ор1 = n + 3m + 5k,
где Т1 – суммарный балл по 1 субтесту; Г1 – гибкость по 1 субтесту; Б1– беглость по 1 субтесту; Ор1 – оригинальность по 1 субтесту; n – общее число уместных ответов; m – число категорий; k – число оригинальных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные, адекватные ответы». Первое – следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т. д., помимо специально оговоренных в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути, только вышеприведенные. Второе – следует исключать повторяющиеся (полностью), дублирующие друг друга ответы.
Субтест 2. Заключения
Задача.Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция испытуемому.Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста – 3 минуты.
Оценивание.Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах:
1. Беглость(беглость воспроизведения идей), n – общее число приведенных следствий, 1 ответ (1 следствие) – 1 балл. Б = n.
2. Оригинальность– число оригинальных ответов, число отдаленных последствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 3040 человек).
Один оригинальный ответ – 5 баллов.
Ор = 5k,
где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных ответов.
Т2 = n + 5k,
где Т2 – суммарный показатель 2 субтеста.
Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение «неуместных» (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов, я-ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
Субтест 3. Слова