Деятельности в дошкольном возрасте
Выделенность общения (понятие предложено М. И. Лисиной и означает соотношение коммуникативной и предметной деятельности) отражает меру включенности общения в предметно-практическую деятельность и выступает показателем сформированности коммуникативной деятельности, ее самостоятельного значения в жизни ребенка. По данным Л. Б. Митевой (1984), выделенность общения со взрослым значительно выше, чем со сверстником. Если коммуникации со взрослым достаточно часто происходят в форме чистого общения, то взаимодействие со сверстником, как правило, включено в совместную игровую деятельность.
Однако соотношение игровой и коммуникативной деятельности сверстников на разных этапах дошкольного возраста не одинаково. Мы попытались рассмотреть развитие выделенности общения сверст- 142 ников от 2 до 7 лет. Основным методом нам служил сравнительный анализ общения детей в разных ситуациях, одни из которых благоприятствовали предметно-практическому взаимодействию (наличие игрушек, привлекательных предметов, специальная организация ролевой игры), другие, напротив; затрудняли его «чистое общение», беседы в пустой, лишенной игрушек комнате. Результаты анализа отразили следующую возрастную динамику выделенности общения.
Для детей 2—3 лет наиболее благоприятной для коммуникации оказалась ситуация «чистого общения». Наличие предметов препятствовало их взаимодействию и переключало внимание со сверстника на предмет. Как уже отмечалось (см. третью главу), стремление к общению со сверстником в этих условиях вступало в конкурентные отношения с интересом к предметному манипулированию и в иерархии потребностей детей занимало третье место. При отсутствии предметов сверстник привлекал активное внимание ребенка, в результате чего возникало характерное для данного возраста эмоционально-практическое взаимодействие (дети возились, бегали, смеялись, кривлялись и т. п.). Исходя из сказанного, мы считаем, что на первом этапе общение детей не связано с предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения у них — локомоции и экспрессивно-выразительные движения. Предметные манипуляции—ведущая деятельность на этом этапе развития — имеют индивидуальный характер или происходят в ситуативно-деловом общении ребенка со взрослым. Предметные действия и речь еще не стали средством общения сверстников.
На следующем этапе (в 3—4 года) наблюдается уже иная картина. Ситуация «чистого общения», без предметов, переносится детьми с трудом: они либо ведут себя очень скованно и напряженно, либо вступают в эмоционально-практическое взаимодействие, характерное для младших детей. Наличие предметов делает общение детей более интенсивным и продуктивным: они демонстируют сверстнику свои действия, интересуются предметными манипуляциями партнера, сравнивают свои достижения, начинают играть вместе и во всех случаях вступают в контакт по поводу предметов и действий с ними. Именно в этом возрасте общение включается в предметную деятельность детей и опосредуется практическими действиями. Характерно, что на этом же этапе общение сверстников начинает опосредоваться словом (80% контактов трехлетних детей происходит с участием речи). Однако речь пока всецело включена в практическое взаимодействие и может выступать средством общения только при наличии зрительного контакта и предметных действий.
От 4 до 5 лет общение сверстников включено в их практическую, игровую деятельность и с трудом отделимо от нее. В. этом возрасте дети не вступают в ситуацию «чистого общения». При отсутствии игрушек они начинают играть с любыми предметами, находящимися в поле зрения (ботинки превращаются в машины, стулья становятся 143
лошадками и т. п.). Специально организованные задания, предполагающие речевое общение детей (составить совместный рассказ по картинке/, не принимаются детьми — они предпочитают перекладывать картинки, играть с ними.
В ситуациях с игрушками дети организовывали совместную игру, в которой происходило интенсивное взаимодействие. Большинство контактов сверстников осуществлялось по поводу конкретных действий в игре. Как показали наши наблюдения, дети разговаривали друг с другом только тогда, когда они что-то делали или пытались управлять действиями партнера.
Таким образом, от 3 до 5 лет общение ровесников включено в игровую деятельность, а практические действия и сопровождающие их ситуативно-деловые высказывания можно рассматривать как своеобразные комплексные средства общения/
В старшем дошкольном возрасте (5,5—7 лет) возникают и интенсивно развиваются речевые контакты детей, не включенные в совместную игровую деятельность. В этот период становится возможным «чистое общение» независимо от предметов и предметных действий: дети разговаривают о событиях из жизни, о своих предпочтениях и т. п. Возрастает относительное число внеситуативных высказываний детей. Взаимодействие с предметами у старших дошкольников нередко сопровождается своеобразными паузами в игре, когда дети, отвлекаясь от конкретных действий, начинают разговаривать на достаточно отвлеченные темы., Играя «во врача и больного», мальчик 6 лет стал рассказывать своему партнеру о том, что он хочет быть врачом и лечить зверей, а его партнер сообщил, что видит себя в будущем космонавтом или летчиком. После такой беседы дети опять возвращаются к совместной игре.
Для старших дошкольников характерно выделение общения из игровой, предметно-практической деятельности. Эпизоды «чистого общения» все чаще разрывают игровое сотрудничество и переносят центр взаимодействия в сферу личностных контактов детей. Речь автономизируется от предметных действий и становится внеситуативной. Появляется возможность речевого общения без зрительного контакта и опоры на предметные действия. Интересно, что к концу дошкольного возраста снижается относительная роль экспрессивно-мимических средств общения. Основным и ведущим средством-, коммуникации детей становится речь, которая в наибольшей мере воплощает специфику человеческого общения.
Глава седьмая