Название типов профессии по столбцам

1. «Человек— природа»— все профессии, связанные с растениеводством, животновод­ством и лесным хозяйством.

2. «Человек — техника» — все технические профессии.

3. «Человек — человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

4. «Человек — знак» — все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

5. «Человек — художественный образ» — все творческие специальности.

Текст опросника

  а б
1. Ухаживать за животными Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2. Помогать больным Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художест­венных открыток,грампластинок Следить за состоянием,развитием растений
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5. Обсуждать научно-популярные книги, статьи (пьесы, концерты) Обсуждать художественные книги
6. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) Управлять каким-либо грузовым средством — подъемным краном, трактором,тепловозом и др.
8. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов
9. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10. Лечить животных Выполнять вычисления, расчеты
11. Выводить новые сорта растений Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т. п.)
12. Разбирать споры, ссоры между людьми (убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять) Разбираться в чертежах, схемах (прове­рять, уточнять, приводить в порядок)
13. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности Наблюдать, изучать жизнь микробов
14. Обслуживать, налаживать медицин­ские приборы,аппараты Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах
15. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представля­емые) Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т. д.
16. Делать лабораторные анализы в больнице Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18. Организовывать культпоходы сверстни­ков или младших ребят в театры, музеи; организовывать экскурсии,туристиче­ские походы и т. п. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания Заниматься черчением,копировать чертежи, карты
20. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса,сада Работать на клавишных машинах (пишу­щей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
       

Лист для ответов



За
ба .    
   
     
10а      
Па 12а 13а
14а 15а
16а     17а
  18а  
  19а    
20а      

Обработка результатов

За каждый знак «+» проставляется 1 балл. По каждому столбцу листа для ответов баллы суммируются.

Выводы

Количество набранных баллов по столбцам определяет склонность к тому или иному типу профессии.

Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации»1

Автор А. Е. Голомшток.

Для проведения исследования используются карта интересов — опросник, отражающий направленность интересов в 29 сферах деятельности, и бланк для ответов, представляющий собой матрицу из 6 строк и 29 колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интере­сов.

Заполнение бланка для ответов может выполняться индивидуально или в группе.

Инструкция

Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились, что вам очень нравится содержание вопроса, то в бланке для ответов в ячейке под тем же номером поставьте два знака «плюс» («+ +»), если просто нравится — один «плюс» {«+*), если не знаете, сомневаетесь — ноль, если не нравится — один знак «минус» {«-»), а

если очень не нравится — два «минуса» («-----»). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни

одного из них. Время заполнения бланка не ограничивается.

Текст опросника (карта интересов2)

Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?

1. Знакомиться с жизнью растений и животных.

2. Уроки по географии, чтение книг по географии.

3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспеди­циях.

4. Уроки и учебники по анатомии и физиологии человека.

5. Уроки домоводства или домашние задания по домоводству.

6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельно­сти выдающихся физиков.

7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

8. Читать технические журналы.

9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.

10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.

11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

1 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996. С. 237-244.

2 Некоторые вопросы в методике изменены ввиду их несоответствия реальности сегод­няшнего дня и ввиду того, что школьники еще не выполняют профессиональную деятель­ность на производстве. — Примеч. Е. И.

12. Узнавать о достижениях в области строительства.

13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобиль­ного, железнодорожного и т. д.).

14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.

15. Знакомиться с военной техникой.

16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

17. Читать классикой русской и зарубежной литературы.

18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.

19. Обсуждать текущие дела и события в классе, школе, городе, стране.

20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя).

21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

22. Заботиться о порядке в вещах, красивом виде помещения, в котором живете, учитесь.

23. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг».

24. Изучать экономическую географию.

25. Занятия иностранным языком.

26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей искусства.

27. Знакомиться с жизнью выдающихся артистов, встречаться с ними, коллекционировать их фотографии.

28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории му­зыки.

29. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте.

30. Изучать биологию, ботанику, зоологию.

31. Знакомиться с различными странами по книгам и телепередачам.

32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.

33. Читать о том, как люди научились бороться с различными болезнями, о знаменитых вра­чах и достижениях медицины.

34. Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.

35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».

36. Производить опыты по химии, изучать химические явления в природе.

37. Знакомиться с новейшими достижениями техники (читать статьи в журналах, смотреть телепередачи).

38. Посещать радиотехнические кружки, интересоваться работой электрика.

39. Знакомиться с различными измерительными инструментами, используемыми при метал­лообработке, и работать с ними.

40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева (мебели).

41. Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.

42. Читать популярную литературу о средствах передвижения.

43. Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи оморяках, речниках.

44. Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи на военные темы, знакомиться с истори­ей войн, крупных сражений,

45. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

46. Читать литературно-критические статьи.

47. Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.

48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране.

49. Давать объяснения товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сде­лать его сами.

50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.

51. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание для всех во время похода.

52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятель­ности выдающихся математиков.

53. Интересоваться экономическими передачами по телевидению.

54. Читать художественную литературу на иностранном языке.

55. Быть членом редколлегии стенной газеты, заниматься ее художественным оформлением.

56. Посещать театр.

57. Слушать оперную или симфоническую музыку.

58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные передачи.

59. Посещать биологический кружок.

60. Заниматься в географическом кружке.

61. Собирать коллекцию минералов.

62. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней, способы их лечения.

63. Готовить обед дома.

64. Проводить опыты по физике.

65. Помогать учителю химии ставить опыты на уроках.

66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (часы, утюг и пр.).

67. Производить разнообразные замеры в электросетях с помощью приборов (вольтметра, амперметра).

68. Мастерить различные предметы и детали из металла.

69. Художественно обрабатывать дерево (вырезать, выпиливать, выжигать).

70. Набрасывать эскизы или выполнять чертежи различных построек.

71. Посещать кружок юных железнодорожников, автолюбителей.

72. Заниматься в секции парашютного спорта, в кружке авиамоделистов, в авиаклубе.

73. Заниматься в стрелковой секции.

74. Изучать историю возникновения различных народов и государств.

75. Писать сочинения по литературе.

76. Наблюдать за поведением, жизнью других людей.

77. Выполнять общественную работу, организовывать товарищей на какое-либо дело.

78. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, помогать им, играть с ними.

79. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.

80. Играть в продавца, повара, официанта (для старших — в прошлом).

81. Заниматься в математическом кружке.

82. Просматривать экономические обзоры в газетах и популярных журналах.

83. Слушать по радиоприемнику передачи на иностранных языках, стараясь угадать, из ка­кой страны идет передача.

84. Посещать музеи, художественные выставки.

85. Выступать на сцене перед зрителями.

86. Играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

87. Посещать спортивные соревнования.

88. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.

89. Собирать книги по географии, атласы.

90. Посещать геологический или краеведческий музей с соответствующей экспозицией.

91. Вникать в работу врача, фармацевта.

92. Посещать кружок по кройке и шитью, шить для себя.

93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.

94. Заниматься в химическом кружке, посещать факультативы по химии.

95. Заниматься в техническом кружке.

96. Знакомиться с устройством электроаппаратуры, ремонтировать ее, собирать и ремонти­ровать проигрыватели, приемники, магнитофоны.

97. Заниматься на уроках труда слесарным делом.

98. Заниматься в столярном кружке.

99. Наблюдать за ходом строительства, отделочными работами, помогать дома в ремонте квартиры.

100. Помогать милиции в работе с пешеходами по правилам уличного движения.

101. Участвовать в работе гребных и яхт-клубов.

102. Участвовать в военизированных играх.

103. Посещать исторические музеи, знакомиться с историческими местами.

104. Заниматься в литературном кружке.

105. Изучать манеру ведения передач тележурналистами.

106. Выступать в классе с сообщениями о событиях внутри страны и за рубежом.

107. Руководить кружком для младших школьников.

108. Выяснять скрытые причины поступков и поведения людей.

109. Оказывать различные услуги другим людям.

110. Решать сложные задачи по математике.

111. Точно вести расчет своих денежных расходов.

112. Заниматься в кружке по изучению иностранного языка или посещать платные курсы.

113. Заниматься в художественном кружке.

114. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности.

115. Петь в хоре или посещать музыкальную школу.

116. Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

118. Путешествовать.

119. Принять участие в геологической экспедиции.

120. Ухаживать за больными, облегчать их состояние.

121. Посещать выставки кулинарии.

122. Участвовать в физических олимпиадах.

123. Участвовать в химических олимпиадах, решать сложные задачи по химии.

124. Разбираться в технических схемах и чертежах, самому чертить их.

125. Разбираться в сложных радиосхемах.

126. Посещать с экскурсиями промышленные предприятия, знакомиться с новой техникой, наблюдать за работой станков.

127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128. Помогать в строительных работах.

129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля.

130. Мечтать о самостоятельных полетах на самолете.

131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

132. Заниматься в историческом кружке, выступать с докладами на исторические темы.

133. Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

134. Участвовать вдиспутах и читательских конференциях.

135. Подготавливать и проводить собрания.

136. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков.

137. Помогать работникам милиции.

138. Постоянно общаться с различными людьми.

139. Участвовать в математических олимпиадах.

140. Пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы.

141. Разговаривать с друзьями на иностранном языке.

142. Участвовать в выставках детского художественного творчества.

143. Участвовать в театральном кружке.

144. Участвовать в музыкальных конкурсах.

145. Принимать личное участие в спортивных соревнованиях.

146. Выращивать в саду, на огороде или дома растения, ухаживать за домашними живот­ными.

147. Проводить топографическую съемку местности.

148. Совершать длительные трудные походы.

149. Интересоваться работой знакомых медиков.

150. Шить, кроить, создавать модели одежды.

151. Решать сложные задачи по физике.

152. Посещать с экскурсиями химические предприятия.

153. Участвовать в выставках технического творчества.

154. Собирать радиоприемники.

155. Изготавливать на станке различные детали и изделия. 156- Выполнять по чертежам столярные работы.

157. Работать в молодежных лагерях на стройке.

158. Изучать правила дорожного движения для водителей.

159. Изучать морское дело.

160. Читать воспоминания полководцев.

161. Ходить в походы по историческим местам родного края.

162. Сочинять стихи, писать рассказы.

163. Писать заметки или очерки в стенгазету класса, школы.

164. Выполнять общественные поручения.

165. Организовывать игры или праздники для малышей.

166. Изучать законодательные документы, изучать в школе гражданское право.

167. Оказывать людям различные услуги.

168. Выполнять математические действия по формулам.

169. Интересоваться проблемами экономики народного хозяйства.

170. Участвовать в олимпиадах по иностранным языкам.

171. Посещать художественные музеи, картинные галереи, выставки.

172. Играть на сцене в спектаклях, сниматься в кино.

173. Слушать классическую музыку по радио, смотреть по телевидению передачи о музыке и музыкантах.

174. Помогать учителю физкультуры в проведении уроков.

Обработка результатов

За каждый знак «+» в бланке для ответов проставляется +1 балл, за каждый знак *-» проставляется -1 балл, за нулевой ответ — 0 баллов. В каждом из 29 столбцов подсчитыва-ется количество положительных и отрицательных ответов (баллов).

Выводы

Чем больше положительных ответов в каком-нибудь столбце, тем больше выражен у школьника интерес к данному роду занятий. Необходимо обратить внимание не только на ведущие интересы, но и на те виды занятий, к которым интерес отсутствует, т. е. где наи­большее-количество «минусов».

Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: «высшая степень отрица­ния» — от -12 до -6 баллов, «интерес отрицается» — от -5 до -1, «интерес выражен сла­бо» — от +1 до +4, «выраженный интерес» — от +5 до +7 и «ярко выраженный интерес» — от +8 до +12 баллов.

Наши рекомендации