II. Открытие других (открытость)

Цель: знакомство членов группы между собой, развитие коммуника­тивных навыков и навыков самораскрытия.

«Сундук с сокровищами»

Ведущий подготавливает различные предметы (зеркало, цветок, игру­шечный автомобиль и т.д.). Все участники садятся в круг. Каждый выбирает себе какой-либо предмет, имеющий отношение к нему, и представляется с помощью этого предмета. Продолжительность: 15-20 мин.

«Знакомство в парах»

Все участники встречи разбиваются по парам и знакомятся друг с дру­гом. Вопросы для беседы подбирают сами. Задача: узнать как можно боль­ше друг о друге. После окончания беседы каждая пара представляется всем участникам. Партнеры представляют друг друга. Продолжительность: 20-25 мин.

«Визитная карточка»

Каждый участник создает (можно изготовить нагрудную карточку-значок) свою визитку, на которой указывает, кто он(а), откуда, чем занимается, и представляет себя всей группе. После того как знакомство состоялось, ру­ководитель кратко сообщает об условиях занятия-встречи. Группа догова­ривается о нормах общения и вырабатывает своеобразные ритуалы, кото­рые будут действовать на курсах. Для этого удобнее всего встать в круг, прижаться друг к другу. У группы может возникнуть желание спеть «...Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» или молча постоять одну

минуту, думая о собравшихся. Группа может договориться о ритуале нахож­дения опоздавшего. Продолжительность: 20-25 мин.

«Интервью»

Один из участников садится в центр круга. Группа может задать ему 5 воп­росов, строго соблюдая рамки его социальной роли (директор школы, учи­тель, родитель, слушатель института усовершенствования учителей и т.д.). Затем в центр садится следующий. Ему также задается 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли. Продолжительность: 20-25 мин.

«Интервью-2»

Каждый из участников получает «путеводный листок», в центре которо­го пишет свое имя и фамилию. За отведенное время необходимо взять как можно больше интервью у участников тренинга. Полученная информация записывается на «путеводных листах», после чего ведущий предлагает уча­стникам, по желанию, представить кого-нибудь из коллег. Остальные участ­ники могут вносить дополнения. Продолжительность: 20-30 мин.

III. Снятие психологического напряжения и сплочение группы

Цель: сплочение группы, психологическое раскрепощение, создание благоприятного микроклимата в группе.

«Спутанные цепочки»

Участники встают в круг, вытягивают вперед правую руку и сцепляют ее с рукой кого-нибудь из коллег, затем вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Условие: участники не должны выбирать в партнеры сто­ящих от них справа и слева. Задача: распутаться, не разжимая рук. Про­должительность: 15-20 мин.

«Задания в кругу»

Участники образуют два круга: внутренний и внешний — так, чтобы парт­неры из кругов находились лицом друг к другу, после чего организуется ра­бота в парах.

«Зеркало». Инструкция: «Один из вас играет роль зеркала, ваша задача повторить все движения партнера, который только что проснулся, а затем поменяться ролями».

«Качели». Инструкция: «Вы — заботливые родители, которым нужно по­качать на качелях своего ребенка».

«Лодка». Инструкция: «Вы — гребцы, у каждого из вас в руках по веслу, и начинаются соревнования по академической гребле».

Продолжительность: 15-20 мин.

«Единство»

Участники становятся в круг и по команде ведущего начинают «выбра­сывать» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбрали одно и то же число. Игра продолжается, пока цель не будет дос­тигнута.

IV. Осознание себя

«Доверяю себе»

Руководитель раздает бумагу. Каждый участник в верхней части листа слева пишет «+», справа «-» и затем под знаком «+» перечисляет то, что особенно нравится (в природе, в людях, в себе), а под знаком «-» то, что особенно неприятно в окружающем мире (не люблю осень, ненавижу тру-

II. Открытие других (открытость) - student2.ru II. Открытие других (открытость) - student2.ru сость и т. п.). Затем предлагается приколоть эти листочки к груди и медлен­но ходить по комнате, изучая ответы других участников. Продолжительность: 20-25 мин.

«Угадай, кто это?»

Каждый из участников составляет подробную самохарактеристику, не указывая такие признаки, по которым можно его сразу узнать (10-12 пред­ложений). Затем самохарактеристики сдаются руководителю, который пе­ремешивает их и зачитывает вслух одну за другой. Группа пытается дога­даться, чей это автопортрет. Продолжительность: 20-25 мин.

Наши рекомендации