II. Открытие других (открытость)
Цель: знакомство членов группы между собой, развитие коммуникативных навыков и навыков самораскрытия.
«Сундук с сокровищами»
Ведущий подготавливает различные предметы (зеркало, цветок, игрушечный автомобиль и т.д.). Все участники садятся в круг. Каждый выбирает себе какой-либо предмет, имеющий отношение к нему, и представляется с помощью этого предмета. Продолжительность: 15-20 мин.
«Знакомство в парах»
Все участники встречи разбиваются по парам и знакомятся друг с другом. Вопросы для беседы подбирают сами. Задача: узнать как можно больше друг о друге. После окончания беседы каждая пара представляется всем участникам. Партнеры представляют друг друга. Продолжительность: 20-25 мин.
«Визитная карточка»
Каждый участник создает (можно изготовить нагрудную карточку-значок) свою визитку, на которой указывает, кто он(а), откуда, чем занимается, и представляет себя всей группе. После того как знакомство состоялось, руководитель кратко сообщает об условиях занятия-встречи. Группа договаривается о нормах общения и вырабатывает своеобразные ритуалы, которые будут действовать на курсах. Для этого удобнее всего встать в круг, прижаться друг к другу. У группы может возникнуть желание спеть «...Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» или молча постоять одну
минуту, думая о собравшихся. Группа может договориться о ритуале нахождения опоздавшего. Продолжительность: 20-25 мин.
«Интервью»
Один из участников садится в центр круга. Группа может задать ему 5 вопросов, строго соблюдая рамки его социальной роли (директор школы, учитель, родитель, слушатель института усовершенствования учителей и т.д.). Затем в центр садится следующий. Ему также задается 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли. Продолжительность: 20-25 мин.
«Интервью-2»
Каждый из участников получает «путеводный листок», в центре которого пишет свое имя и фамилию. За отведенное время необходимо взять как можно больше интервью у участников тренинга. Полученная информация записывается на «путеводных листах», после чего ведущий предлагает участникам, по желанию, представить кого-нибудь из коллег. Остальные участники могут вносить дополнения. Продолжительность: 20-30 мин.
III. Снятие психологического напряжения и сплочение группы
Цель: сплочение группы, психологическое раскрепощение, создание благоприятного микроклимата в группе.
«Спутанные цепочки»
Участники встают в круг, вытягивают вперед правую руку и сцепляют ее с рукой кого-нибудь из коллег, затем вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Условие: участники не должны выбирать в партнеры стоящих от них справа и слева. Задача: распутаться, не разжимая рук. Продолжительность: 15-20 мин.
«Задания в кругу»
Участники образуют два круга: внутренний и внешний — так, чтобы партнеры из кругов находились лицом друг к другу, после чего организуется работа в парах.
«Зеркало». Инструкция: «Один из вас играет роль зеркала, ваша задача повторить все движения партнера, который только что проснулся, а затем поменяться ролями».
«Качели». Инструкция: «Вы — заботливые родители, которым нужно покачать на качелях своего ребенка».
«Лодка». Инструкция: «Вы — гребцы, у каждого из вас в руках по веслу, и начинаются соревнования по академической гребле».
Продолжительность: 15-20 мин.
«Единство»
Участники становятся в круг и по команде ведущего начинают «выбрасывать» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбрали одно и то же число. Игра продолжается, пока цель не будет достигнута.
IV. Осознание себя
«Доверяю себе»
Руководитель раздает бумагу. Каждый участник в верхней части листа слева пишет «+», справа «-» и затем под знаком «+» перечисляет то, что особенно нравится (в природе, в людях, в себе), а под знаком «-» то, что особенно неприятно в окружающем мире (не люблю осень, ненавижу тру-
сость и т. п.). Затем предлагается приколоть эти листочки к груди и медленно ходить по комнате, изучая ответы других участников. Продолжительность: 20-25 мин.
«Угадай, кто это?»
Каждый из участников составляет подробную самохарактеристику, не указывая такие признаки, по которым можно его сразу узнать (10-12 предложений). Затем самохарактеристики сдаются руководителю, который перемешивает их и зачитывает вслух одну за другой. Группа пытается догадаться, чей это автопортрет. Продолжительность: 20-25 мин.