Сделай то, что я скажу

Цель: формирование умения дослушивать зада­ние до конца, осмысливать его и выполнять соот­ветствующие действия. Различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спус­титься).

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, ма­шина.

Ход игры: Взрослый строит лесенку из куби­ков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие неболь­шие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и про­сят рассказать, как матрешка спускалась с лесен­ки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следу­ющие задания:

— попроси водичку умыть куклу в красном пла­тье (ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»);

— помоги матрешке подняться по лесенке (взрос­лый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх... и наверху);

— куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай (ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули»);

— матрешку, которая стоит на лесенке, пока­тай на машине (ребенок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад»).

Можно придумать и другие задания. Если ре­бенок отвлекается и не дослушивает до конца за­дание, его повторяют еще раз.

СНЕГ

Цель: развитие у ребенка способности понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения, использовать в речи предлоги.

Форма проведения: индивидуальная.

______

30 Предлагаемые игры взяты из источника: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т. В. Галанова. — Ярославль: «Академия раз­вития», 1998.

Материал: белые платочки.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение А. Барто:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок!

Взрослый во время чтения делает круговые дви­жения кистями рук и кружится. Затем предлагает ребенку превратиться в снежинку: надевает ему на головку или дает в руки белый платочек.

Снова читает стихотворение, и ребенок повторя­ет за взрослым движения снежинки.

После чтения стихотворения взрослый прячет ре­бенка-снежинку (за шкаф, под стол или за дверь) и спрашивает: «Куда залетела белая снежинка?»

Ребенок отвечает: «За шкаф!» Вновь взрослый прячет снежинку и спрашивает, куда она залетела.

Ребенок каждый раз отвечает на вопрос, исполь­зуя соответствующие предлоги.

Стихотворение читается 3-4 раза, столько же «прячется снежинка».

ВО ДВОРЕ

Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: игрушечные петух, курица, кошка, со­бака, корова.

Ход игры: Взрослый выразительно читает сти­хотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто — там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, взрослый задает ребен­ку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.

ЧАСЫ ТИКАЮТ

Цель: развитие звукопроизношения, закрепле­ние правильного произношения звука «К», звук «Т» (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал:большие и маленькие часы (настоя­щие или игрушечные).

Ход игры: Взрослый показывает ребенку на­стольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Он говорит: «Это часы. Когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов, ес­ли у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.

Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бы­вают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко), а маленькие часи­ки — тихо (произносит «Тик-так» тихо)». Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тика­нье больших и маленьких часов.

Далее взрослый говорит: «Большие часы, ког­да идут, тикают медленно». Произносит «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребен­ку вместе воспроизвести медленное тиканье боль­ших часов.

«Теперь послушай, как тикают маленькие часи­ки, — говорит взрослый и произносит «Тик-так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспро­извести тиканье больших и маленьких часов, т. е. проговорить эти звукоподражания быстро и мед­ленно. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков «К» и «Т» (Ть).

СОБАЧКА ЛАЕТ

Цель: укрепление артикуляционного и голосово­го аппарата ребенка, уточнение и закрепление про­изношения звука «Ф». Обучение умению умеренно громко и очень громко произносить звукосочетания «Аф-аф!», «Фу-фу!», широко открывать рот при про­изнесении «Аф-аф!».

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: большая и маленькая игрушечные со­бачки, любой головной убор (шапка, берет), лягуш­ка или любое мелкое животное.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку малень­кую собачку и предлагает послушать, как она лает («аф-аф-аф!»). Он объясняет, что когда собака лает, она широко открывает пасть (повторяет «аф-аф-аф!», широко открывая рот). Ребенок вместе со взрослым, а затем один повторяет, как лает собачка.

Собачка «подходит» к шапке или берету и «пы­тается залезть» в него. Взрослый грозит собачке пальцем и строго говорит: «Фффу-ффу, нельзя!» Когда собачка еще раз «пытается влезть в шапку», ребенок повторяет запрет «ффу!» вместе со взрос­лым и один (4-5 раз).

Взрослый убирает головной убор и показывает большую собаку, объясняя, что большая собака ла­ет громко («аф-аф!» произносится громче обычно­го), а маленькая не так громко.

Взрослый спрашивает, как лает большая собака и как маленькая, а ребенок отвечает. Взрослый доби­вается, чтобы ребенок правильно и четко произно­сил звукосочетания, умеренно громкие и громкие.

Взрослый говорит: «Смотри, наши собаки кого-то увидели». Обращает внимание ребенка на сидя­щую лягушку (или котенка, цыпленка и т. д.) и просит сказать собакам, чтобы они не лаяли и не пугали лягушку. Ребенок повторяет за взрослым! «Фу-фу! Нельзя лаять!»

КАП - КАП - КАП

Цель: развитие голосового аппарата, выработ­ка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: картинка с изображением дождя.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку кар­тинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала тихо закапал: «Кап-кап-кап». (Ребенок тихо повторяет: «Кап-кап-кап».) Потом застучал сильнее: «Кап-кап-кап!» (Ребенок повторяет громче: «Кап-кап-кап!») Опять тихо капает дождик и перестал!»

В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять —

Мы проточим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звуко­подражание «кап-кап-кап».

ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ

Цель: развитие силы голоса, выработка умения произносить звукосочетание «Нно-нно» громко и тихо, закрепление правильного произношения зву­ков «Н» и «О».

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры: Взрослый сажает ребенка на лошад­ку-качалку и говорит:

«Маша едет на лошадке, нно-нно» (произносит тихим голосом). Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно».

«Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно, нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачива­ет ребенка на лошадке). Ребенок повторяет фразу вместе со взрослым, затем самостоятельно.

Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «Н» протяжно, а все звукосочетания громко и четко.

Общеразвивающие игры

Игра удовлетворяет многие потребности ребенка — потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследо­вать окружающий мир. В развитии ребенка ран­него возраста игра имеет огромное значение. Все игры ребенка в этом возрасте носят общеразвивающий характер.

Задачи и возможности общеразвивающих игр:

• приобретение сенсорного опыта. Дети могут плескаться водой, отрывать у цветков лепестки. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих фи­зических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

• развитие моторики.

• научение выплескиванию эмоций. Играя в так называемую игру-возню, ребенок учится сдер­живать свои чувства, контролировать импульсивные желания, что помогает ему избавиться от негатив­ных привычек, которые не приемлются группой.

• развитие навыков речи. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодией речи, объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Игра со сло­вами дает детям возможность поупражняться в грамматике, которой они в это время овладевают.

• разыгрывание ролей, имитация деятельности взрослых. Ознакомление с социальными отношени­ями, нормами, традициями.

• когнитивное развитие. Во время игры дети узнают о свойствах различных предметов, тех за­конах, которым они подчиняются. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для се­бя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний.

• развитие интеллектуальных способностей. Иг­рая, дети могут беспрепятственно эксперименти­ровать, при этом у них формируются сложные навыки.

• развитие способностей к символизации. Совер­шенствуя навык замещения одного объекта другим, дети становятся способными объединять множество символов в сложные последовательности.

• развитие мотивационной сферы. Отечествен­ные психологи усматривают в процессе детской иг­ры в раннем возрасте формирование двух важней­ших особенностей мотивационной сферы. Во-первых, во время игры у ребенка формируется соподчи­нение мотивов — подчинение ситуативных моти­вов более общим, высоким. Во-вторых, происходит формирование самих мотивов более высокого типа, связанных с выполнением ребенком взятых на се­бя обязанностей. Например, у ребенка, играющего вкубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сде­лать постройку, а в том, чтобы ее делать, то есть в содержании самого действия.

• развитие интереса к творческим видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение).

Рассмотрим возможности домашних общеразвивающих игр31.

1. Кубики. Двухлетний ребенок вполне успешно справляется с возведением простых построек из кубиков и строительных наборов. Задача взросло­го сводится к минимуму: начать постройку, «под­толкнуть» игру, так как ребенок этого возраста не обладает образным мышлением и не может само­стоятельно создать то, чего он себе не представляет, а вот продолжить начатое взрослым, пусть даже стереотипно, он вполне в состоянии. Обязательно нужно похвалить его постройки, даже если они кривобоки и некрасивы: гораздо важнее оценить количество и разнообразие элементов строительного набора, которые ребенок использовал. Ведь в ходе этой игры он практически овладевает представле­нием о геометрических формах и размерах фигур, о соотношении разных по размеру, но одинаковых по форме фигур, развивается координация его дви­жений и тонкая моторика руки.

3. Мозаика. У ребенка двух-двух с половиной лет слабо развито образное мышление, поэтому он пока не может использовать мозаику по ее прямо­му назначению — для выкладывания узоров или картинок по образцу — и тем не менее он впол­не может играть с мозаикой.

__________________

31 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям .

Для начала ребенка нужно просто научить встав­лять «кнопки» мозаики в дырочки: это не так-то просто для двухлетнего малыша. Пусть он делает это в любом порядке, пока не надоест; это прекрас­ное упражнение для развития тонкой моторики.

Следующее задание может быть сложнее: рас­положить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется уже не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым).

Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь даже ес­ли ребенок еще не пользуется понятием цвета, он способен выделить цвет как признак предмета и подобрать к нему другие предметы того же цвета (в данном случае — элементы мозаики); знание ребенком названия цвета не обязательно, хотя, без­условно, назвать его надо. Задача взрослого состоит в том, чтобы дать ребенку образец каждой линии, то есть начать ее двумя-тремя элементами мозаики одного цвета и предложить ему продолжить линию такими же «кнопочками». Выполнение этого зада­ния помогает развитию тонкой моторики, глазоме­ра, способности к элементарному анализу и синте­зу; попутно ребенок знакомится с наименованиями цветов, хотя пользоваться ими он начнет позже.

3. Найди ошибки. Эта игра напоминает известный рассказ К. Чуковского «Так и не так». Взрослый заранее рисует картинку (художественные достоин­ства картинки не имеют никакого значения), на ко­торой допущено несколько ошибок. Начинать сле­дует с одной достаточно грубой и заметной ошибки, а затем, по мере усложнения игры, довести коли­чество ошибок до 5-6. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Игра направлена на раз­витие внимания и наблюдательности.

4. Почини игрушку. Для этой игры нужно по­добрать простую игрушку, например машинку, и предоставить ребенку возможность в течение не­ скольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребенок ознакомится с особенностями и возмож­ностями данной игрушки. Затем незаметно, чтобы ребенок не видел, «испортите» игрушку (например, на колесо машинки можно надеть резинку, которая не даст ему крутиться). Цель игры заключается в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и нашёл ее причину.

Количество неисправностей в одной игрушке можно увеличивать до трех, но каждая новая не­исправность добавляется после того, как ребенок научился находить предыдущую.

Игра направлена на развитие внимания, образно­го и логического мышления, требует определенной моторной ловкости.

5. Оденем кукол. Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая меж­ду собой однотипные предметы разного размера. Ребенку дают двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды и объясняют, что кук­лам холодно, они хотят одеться, но перепутали всю одежду. Малышу предлагается помочь куклам. Не беда, если сначала ребенок распределит вещи не­правильно. Следует обратить его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Ког­да каждой кукле достанутся ее вещи, ребенка на­до похвалить и подчеркнуть: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой. Большие туфли — большой кукле, а маленькие — малень­кой». Задание можно усложнить, предложив ребен­ку трех кукол разных размеров.

6. Найди такой же. Перед ребенком расклады­вают 4-6 однородных предметов, различающихся по цвету, величине, рисунку, и предлагают найти сре­ди них такой же, как тот, что находится в руках у взрослого. Чтобы ребенку было интереснее иг­рать, можно загадывать с ним предметы по оче­реди и делать при этом ошибки, которые ребенок, конечно же, заметит. Можно усложнить игру, уве­личивая количество предметов, различия между ко­торыми не так заметны.

Эта игра, требующая от ребенка умения выде­лять различные признаки предметов, способствует развитию внимания, логического мышления.

7. «Окошки». Из листа цветной бумаги нуж­но вырезать кусочки в форме различных простых геометрических фигур. Этот лист с вырезанными «окошками» наклеивается на белую бумагу. Ребе­нок должен разложить данные ему геометрические фигуры таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки». Не нужно заставлять ре­бенка запоминать названия фигур, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак пред­мета, как форма, и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить формы «окош­ка» и той геометрической фигуры, которую он в это окошко вставляет.

8. Счетные палочки. Обычные школьные счет­ные палочки прекрасно подходят для игры с двух­летним ребенком. На ровной твердой поверхности взрослый начинает выкладывать из палочек ка­кую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая ребенку сделать то же самое из своей части палочек. Так, повторяя за взрослым каждый шаг, каждый элемент, ребенок выложит аналогичную фигуру. Так ребенок посте­пенно, по шагу овладевает действием по образцу, пока еще в самой элементарной форме. Кроме то­го, эта игра также требует от ребенка некоторой моторной ловкости и глазомера.

9. Магнитная азбука. Магнитная азбука может надолго занять маленького ребенка: он с удовольс­твием прикрепляет буквы к любой металлической поверхности — стенке холодильника, стиральной машине, подносу и пр. Ни в коем случае не сле­дует заставлять ребенка запоминать буквы: — это занятие пока лишено для него всякого смысла.

Можно предложить ребенку выбрать буквы опре­деленного цвета, предварительно показав ему одну — две из них. Как и при игре с мозаикой, ребенок может не знать наименований цветов, но выделить цвет как признак предмета он вполне способен.

Можно предложить ребенку и более сложное задание — подобрать одинаковые буквы. Взрослый выбирает любую букву из набора и просит ребен­ка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву не надо, здесь она выступает просто как фигура определен­ной формы. Выполнение этого задания способству­ет развитию памяти (ребенок должен помнить, как выглядит та буква, которую он ищет), внимания, учит ребенка сравнивать предметы по форме, вы­делять сходство и различие.

1.5.1. Игры-занятия, развивающие восприятие величины, формы и цвета32

Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки, но обычные их действия с предметами (зажимание в руке, перекладывание с места на место, постукивание друг о друга и т. д.) не приводят к восприятию формы.

Непонимание пропорций и формы предметов мо­жет задерживать развитие ребенка. Его руки дей­ствуют неловко, с трудом удерживают предметы, малыш часто роняет их. Когда ребенок научится определять форму и величину предметов как су­щественные признаки, он быстро овладеет действи­ями с этими предметами, научится рисовать, конс­труировать, лепить.

Игры, включенные в этот раздел, помогают ре­бенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет), знакомят с последователь­ностью размещения цветовых тонов в спектре.

Во время игры с настольными игрушками от ре­бенка требуется большая сосредоточенность и вни­мание при выполнении необходимых действий.

Надо стараться не отвлекать в это время малы­ша посторонними вопросами или громкими разго­ворами.

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ

Цель: формирование понятий «большой», «ма­ленький».

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: большие и маленькие мячи, произ­вольно перемешанные.

Ход игры: Взрослый стоит на расстоянии 3-5 м от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся и принес самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, да­вая ребенку подержать большой и маленький мя­чи. Рукой ребенка взрослый обводит по окружнос­ти большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч.

Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже са­мый маленький мяч.

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: четыре круглых и четыре квадрат­ных глиняных бусины одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины — 2 см. Тонкие шнуры или толстые нит­ки для нанизывания.

Ход игры: Кукла или другая игрушка «прихо­дят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в кор­зиночке. Кукла просит ребенка сделать из буси­нок украшения.

________________

32 Все игры данного раздела рассчитаны на возраст детей до трех лет. Источник: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Гала­нова. — Ярославль: «Академия развития», 1998

Взрослый показывает ребенку бусины и гово­рит, что они разные по форме: похожи на шари­ки и кубики. Взяв пару бусин, взрослый расска­зывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем взрослый предлагает ребенку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и ку­бик) и нанизать их.

Внимание ребенка фиксируется на том, что оказа­лось надето на нитке: шарик, кубик, шарик, кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бу­синку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик...». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание.

В конце занятия ребенок показывает кукле, ка­кие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее.

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: научить ребенка различать предметы по форме.

Форма проведения:индивидуальная.

Материал: по пять картонных кругов и квадра­тов одного цвета.

Ход игры:Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки:

«Вот такая — это квадрат, и такая — это круг».

Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) — в другую сторону.

Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?» Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые.

Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает, в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), в какой другие (круги), и предлагает ребенку из общего материа­ла выбрать любую фигурку и положить ее к та­ким же кругам или квадратам. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: обучение ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, со­вершенствование понимания речи.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: большая и маленькая собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, боль­шая и маленькая чашки, матрешка.

Ход игры:Взрослый показывает ребенку игруш­ки и предметы и предлагает назвать их, расска­зать, какого они цвета, размера. Затем дает ребен­ку следующие задания:

• большую собаку напои чаем из большой чаш­ки (если ребенок ошибается, собачка «рычит» или отворачивается, показывая свое неудовольствие. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки);

• поставь матрешку рядом с красным мячиком;

• маленькой собачке подари синий мячик;

• попляши вместе с куклой;

• возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

• большую собаку посади рядом с маленькой.

В конце занятия взрослый просит ребенка по­мочь ему убрать игрушки и предметы, использо­ванные в игре. Затем взрослый спрашивает ребен­ка: «Где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т. д. Необходимо следить за правильным использованием в речи малыша глаголов «по­садить», «поставить», «положить».

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход игры: Взрослый начинает занятие с чте­ния потешки:

Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

КурочКа-рябушечка, за чем ты пошла?

— За водичкой.

Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить!

Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи!

Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета».

Демонстрируя желтую мозаику, он поясняет:

«Желтого цвета будут цыплятки».

В отверстие панели взрослый вставляет белую мозаику, еще раз напоминает, что курочка будет белого цвета, и помещает следом за белой моза­икой одну желтую, говоря, что такого цвета цып­лята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и помес­тить его следом за мамой-курочкой.

Если ребенок неуверенно выполняет задание, взрослый помогает ему и просит найти еще 2-3-х цыплят. После того как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» позади курочки, ре­бенок повторяет задание самостоятельно.

Если при выполнении задания ребенок допуска­ет ошибки, взрослый может подсказать: «Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т. д.

ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ

Цель: научить чередовать предметы по цвету.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: коробка с мозаикой, в которой лежит десять элементов зеленого цвета, десять красного и по пять штук белого, желтого и синего цвета.

Ход игры: Взрослый, показывая детям мозаи­ку, поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает у себя на панели елочку (элемент зеле­ного цвета). Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают гри­бочки. Разместив у себя на панели елочку, грибо­чек, елочку, грибочек, взрослый читает:

Елочки нарядные стали все в рядок,

И за каждой елочкой красненький грибок!

Затем ребенок продолжает выкладывать ряд елочек и грибков и работает с мозаикой самосто­ятельно.

Если ребенок ошибается, взрослый спрашивает:

«Проверь, у тебя все правильно? Посмотри вни­мательно!» Некоторые дети могут разместить пра­вильно 2-3 пары элементов и начинают ошибать­ся. Воспитатель спрашивает: «Почему у тебя два грибка вместе? У тебя все правильно?»

Если ребенку трудно выполнять задание самосто­ятельно, взрослый диктует ему последовательность элементов: «Елочка, грибок, елочка, грибок...» Ре­бенок выкладывает соответствующие элементы на панель.

ГУСИ С ГУСЯТАМИ

Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов трех заданных цве­тов из пяти предложенных.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: коробка с мозаикой, в которой поме­щены десять элементов желтого и десять белого цвета, по пять элементов синего, красного и зеле­ного цвета.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синего цвета и раз­мещает их в левой части панели сверху вниз.

Показывая один элемент белой мозаики и один желтой, взрослый говорит, что это гусь (белый) и гусенок (желтый). Помещает на панели желтый элемент следом за белым и поясняет: «Гусь по­шел и гусенка повел». После этого предлагает ре­бенку найти «гуся и гусенка» и разместить их на панели.

Когда все элементы мозаики будут правильно размещены, взрослый читает ребенку четверостишие из стихотворения Н. Клоковой «Гуси»:

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Затем ребенок получает комплект мозаики и выполняет задание самостоятельно. Задание счи­тается выполненным, если ребенок чередует моза­ику по цвету сам или с незначительной помощью взрослого. Если ребенку трудно выполнить задание, взрослый диктует ему каждый элемент.

Задание можно усложнить, если предложить ре­бенку выбирать нужные элементы из восьми цветов.

ДОМИКИ И ФЛАЖКИ

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: коробка с мозаикой, в которой поме­щены по десять элементов белой и красной мозаи­ки. Для усложнения задания в коробку кладут три зеленых, два синих, три желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.

Ход игры: Взрослый показывает элемент белой мозаики и говорит, что такого цвета будут доми­ки; показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого цвета будут флажки. Затем взрослый произвольно выкладывает «домики» на панели, а «флажки» помещает над домиками и приглашает ребенка найти в коробке и разместить на панели сначала домик, потом флажок и т. д.

Спрашивая у ребенка, правильно ли найдены «домик и флажок», взрослый выясняет, как тот понял задачу. Затем передает коробку с мозаикой ребенку и следит за выполнением задания, обра­щая внимание на правильный подбор элементов по цвету и напоминая, что к каждому домику ну­жен флажок.

Некоторые, самые младшие, дети нуждаются в ко­ординации движений мелких мышц руки. В этом случае взрослый берет руку ребенка в свою и по­могает ему устанавливать элементы на панели.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ

Цель: научить чередовать элементы по цвету.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: четыре белых и четыре красных бу­сины (могут быть использованы и другие цвета), тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленны­ми концами, коробочки для бус.

Ход игры: В «гости» к ребенку приходит кук­ла (медведь, собачка и т. д.) и приносит бусины. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы разного цвета. Взяв белую бусину, он объ­ясняет:

«Эта бусинка белая, а есть еще вот такая — крас­ная, как флажок или ягодка. (Показывает красную бусину.) Сначала будем нанизывать белую бусин­ку, а потом красную». Всякий раз название цвета подчеркивается голосом и сопровождается показом бусины такого цвета.

Далее ребенок отбирает и нанизывает бусинки сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно.

Взрослый акцентирует внимание ребенка на пред­варительной подготовке материала для нанизыва­ния: каждую пару бусин надо класть так, чтобы бе­лую бусину удобно было взять в первую очередь.

Если ребенок быстро и без труда выполняет задание, ему можно предложить нанизывать бусы других цветовых сочетаний: белого и синего, бело­го и черного и т. д.

Основой для успешного чередования других цве­товых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый белый цвет (в быту он упоминается очень часто: белый снег, белые руки и т. д.).

Если ребенок справляется с заданием с трудом, взрослый говорит ему, как нанизывать каждую бу­синку.

Как правило, дети с удовольствием играют с раз­ноцветными предметами, и не столь важно, что ре­бенок не сразу выполнит задание. Не стоит сразу требовать обязательного запоминания цветов.

После выполнения задания взрослый завязыва­ет концы нитей и предлагает ребенку подойти и показать кукле, мишке и другим игрушкам сде­ланное украшение.

НАЙДИ ПАЛОЧКУ

Цель: научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закрепить умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого. (Вместо палочек можно взять карандаши или полоски цветной бумаги.)

Ход игры: Ребенку дают произвольно переме­шать палочки четырех цветов и предлагают взять себе палочку любого цвета и найти еще такую же. Когда ребенок отберет палочку, он выбирает еще одну, затем все оставшиеся такого же цвета.

После выполнения задания ребенку дают сор­тировать палочки других цветов (например, если в первом случае ребенку давали палочки красно­го, синего, желтого и белого цвета, то в следующий раз он занимается с зелеными, синими, белыми и фиолетовыми палочками).

Особенности этой игры в том, что ребенок выби­рает палочки того цвета, который ему больше нра­вится. Если ребенку понравилась эта игра, можно предложить выбрать другие цветовые сочетания.

В конце занятия взрослый размещает палочки в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ребенок видит гармоничное сочетание цветов и размещает свои палочки так, как расположены цвета радуги.

Наши рекомендации