Сделай то, что я скажу
Цель: формирование умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия. Различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спуститься).
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.
Ход игры: Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие небольшие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следующие задания:
— попроси водичку умыть куклу в красном платье (ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»);
— помоги матрешке подняться по лесенке (взрослый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх... и наверху);
— куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай (ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули»);
— матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине (ребенок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад»).
Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.
СНЕГ
Цель: развитие у ребенка способности понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения, использовать в речи предлоги.
Форма проведения: индивидуальная.
______
30 Предлагаемые игры взяты из источника: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т. В. Галанова. — Ярославль: «Академия развития», 1998.
Материал: белые платочки.
Ход игры: Взрослый читает стихотворение А. Барто:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок!
Взрослый во время чтения делает круговые движения кистями рук и кружится. Затем предлагает ребенку превратиться в снежинку: надевает ему на головку или дает в руки белый платочек.
Снова читает стихотворение, и ребенок повторяет за взрослым движения снежинки.
После чтения стихотворения взрослый прячет ребенка-снежинку (за шкаф, под стол или за дверь) и спрашивает: «Куда залетела белая снежинка?»
Ребенок отвечает: «За шкаф!» Вновь взрослый прячет снежинку и спрашивает, куда она залетела.
Ребенок каждый раз отвечает на вопрос, используя соответствующие предлоги.
Стихотворение читается 3-4 раза, столько же «прячется снежинка».
ВО ДВОРЕ
Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход игры: Взрослый выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто — там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.
ЧАСЫ ТИКАЮТ
Цель: развитие звукопроизношения, закрепление правильного произношения звука «К», звук «Т» (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал:большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные).
Ход игры: Взрослый показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Он говорит: «Это часы. Когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов, если у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.
Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко), а маленькие часики — тихо (произносит «Тик-так» тихо)». Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.
Далее взрослый говорит: «Большие часы, когда идут, тикают медленно». Произносит «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.
«Теперь послушай, как тикают маленькие часики, — говорит взрослый и произносит «Тик-так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т. е. проговорить эти звукоподражания быстро и медленно. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков «К» и «Т» (Ть).
СОБАЧКА ЛАЕТ
Цель: укрепление артикуляционного и голосового аппарата ребенка, уточнение и закрепление произношения звука «Ф». Обучение умению умеренно громко и очень громко произносить звукосочетания «Аф-аф!», «Фу-фу!», широко открывать рот при произнесении «Аф-аф!».
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: большая и маленькая игрушечные собачки, любой головной убор (шапка, берет), лягушка или любое мелкое животное.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку маленькую собачку и предлагает послушать, как она лает («аф-аф-аф!»). Он объясняет, что когда собака лает, она широко открывает пасть (повторяет «аф-аф-аф!», широко открывая рот). Ребенок вместе со взрослым, а затем один повторяет, как лает собачка.
Собачка «подходит» к шапке или берету и «пытается залезть» в него. Взрослый грозит собачке пальцем и строго говорит: «Фффу-ффу, нельзя!» Когда собачка еще раз «пытается влезть в шапку», ребенок повторяет запрет «ффу!» вместе со взрослым и один (4-5 раз).
Взрослый убирает головной убор и показывает большую собаку, объясняя, что большая собака лает громко («аф-аф!» произносится громче обычного), а маленькая не так громко.
Взрослый спрашивает, как лает большая собака и как маленькая, а ребенок отвечает. Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко произносил звукосочетания, умеренно громкие и громкие.
Взрослый говорит: «Смотри, наши собаки кого-то увидели». Обращает внимание ребенка на сидящую лягушку (или котенка, цыпленка и т. д.) и просит сказать собакам, чтобы они не лаяли и не пугали лягушку. Ребенок повторяет за взрослым! «Фу-фу! Нельзя лаять!»
КАП - КАП - КАП
Цель: развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: картинка с изображением дождя.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала тихо закапал: «Кап-кап-кап». (Ребенок тихо повторяет: «Кап-кап-кап».) Потом застучал сильнее: «Кап-кап-кап!» (Ребенок повторяет громче: «Кап-кап-кап!») Опять тихо капает дождик и перестал!»
В конце игры взрослый читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы проточим ножки.
(Русская народная песенка)
Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ
Цель: развитие силы голоса, выработка умения произносить звукосочетание «Нно-нно» громко и тихо, закрепление правильного произношения звуков «Н» и «О».
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры: Взрослый сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит:
«Маша едет на лошадке, нно-нно» (произносит тихим голосом). Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно».
«Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно, нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка на лошадке). Ребенок повторяет фразу вместе со взрослым, затем самостоятельно.
Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «Н» протяжно, а все звукосочетания громко и четко.
Общеразвивающие игры
Игра удовлетворяет многие потребности ребенка — потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир. В развитии ребенка раннего возраста игра имеет огромное значение. Все игры ребенка в этом возрасте носят общеразвивающий характер.
Задачи и возможности общеразвивающих игр:
• приобретение сенсорного опыта. Дети могут плескаться водой, отрывать у цветков лепестки. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.
• развитие моторики.
• научение выплескиванию эмоций. Играя в так называемую игру-возню, ребенок учится сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания, что помогает ему избавиться от негативных привычек, которые не приемлются группой.
• развитие навыков речи. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодией речи, объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Игра со словами дает детям возможность поупражняться в грамматике, которой они в это время овладевают.
• разыгрывание ролей, имитация деятельности взрослых. Ознакомление с социальными отношениями, нормами, традициями.
• когнитивное развитие. Во время игры дети узнают о свойствах различных предметов, тех законах, которым они подчиняются. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для себя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний.
• развитие интеллектуальных способностей. Играя, дети могут беспрепятственно экспериментировать, при этом у них формируются сложные навыки.
• развитие способностей к символизации. Совершенствуя навык замещения одного объекта другим, дети становятся способными объединять множество символов в сложные последовательности.
• развитие мотивационной сферы. Отечественные психологи усматривают в процессе детской игры в раннем возрасте формирование двух важнейших особенностей мотивационной сферы. Во-первых, во время игры у ребенка формируется соподчинение мотивов — подчинение ситуативных мотивов более общим, высоким. Во-вторых, происходит формирование самих мотивов более высокого типа, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обязанностей. Например, у ребенка, играющего вкубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы ее делать, то есть в содержании самого действия.
• развитие интереса к творческим видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение).
Рассмотрим возможности домашних общеразвивающих игр31.
1. Кубики. Двухлетний ребенок вполне успешно справляется с возведением простых построек из кубиков и строительных наборов. Задача взрослого сводится к минимуму: начать постройку, «подтолкнуть» игру, так как ребенок этого возраста не обладает образным мышлением и не может самостоятельно создать то, чего он себе не представляет, а вот продолжить начатое взрослым, пусть даже стереотипно, он вполне в состоянии. Обязательно нужно похвалить его постройки, даже если они кривобоки и некрасивы: гораздо важнее оценить количество и разнообразие элементов строительного набора, которые ребенок использовал. Ведь в ходе этой игры он практически овладевает представлением о геометрических формах и размерах фигур, о соотношении разных по размеру, но одинаковых по форме фигур, развивается координация его движений и тонкая моторика руки.
3. Мозаика. У ребенка двух-двух с половиной лет слабо развито образное мышление, поэтому он пока не может использовать мозаику по ее прямому назначению — для выкладывания узоров или картинок по образцу — и тем не менее он вполне может играть с мозаикой.
__________________
31 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям .
Для начала ребенка нужно просто научить вставлять «кнопки» мозаики в дырочки: это не так-то просто для двухлетнего малыша. Пусть он делает это в любом порядке, пока не надоест; это прекрасное упражнение для развития тонкой моторики.
Следующее задание может быть сложнее: расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется уже не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым).
Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь даже если ребенок еще не пользуется понятием цвета, он способен выделить цвет как признак предмета и подобрать к нему другие предметы того же цвета (в данном случае — элементы мозаики); знание ребенком названия цвета не обязательно, хотя, безусловно, назвать его надо. Задача взрослого состоит в том, чтобы дать ребенку образец каждой линии, то есть начать ее двумя-тремя элементами мозаики одного цвета и предложить ему продолжить линию такими же «кнопочками». Выполнение этого задания помогает развитию тонкой моторики, глазомера, способности к элементарному анализу и синтезу; попутно ребенок знакомится с наименованиями цветов, хотя пользоваться ими он начнет позже.
3. Найди ошибки. Эта игра напоминает известный рассказ К. Чуковского «Так и не так». Взрослый заранее рисует картинку (художественные достоинства картинки не имеют никакого значения), на которой допущено несколько ошибок. Начинать следует с одной достаточно грубой и заметной ошибки, а затем, по мере усложнения игры, довести количество ошибок до 5-6. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Игра направлена на развитие внимания и наблюдательности.
4. Почини игрушку. Для этой игры нужно подобрать простую игрушку, например машинку, и предоставить ребенку возможность в течение не скольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребенок ознакомится с особенностями и возможностями данной игрушки. Затем незаметно, чтобы ребенок не видел, «испортите» игрушку (например, на колесо машинки можно надеть резинку, которая не даст ему крутиться). Цель игры заключается в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и нашёл ее причину.
Количество неисправностей в одной игрушке можно увеличивать до трех, но каждая новая неисправность добавляется после того, как ребенок научился находить предыдущую.
Игра направлена на развитие внимания, образного и логического мышления, требует определенной моторной ловкости.
5. Оденем кукол. Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Ребенку дают двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды и объясняют, что куклам холодно, они хотят одеться, но перепутали всю одежду. Малышу предлагается помочь куклам. Не беда, если сначала ребенок распределит вещи неправильно. Следует обратить его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, ребенка надо похвалить и подчеркнуть: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой. Большие туфли — большой кукле, а маленькие — маленькой». Задание можно усложнить, предложив ребенку трех кукол разных размеров.
6. Найди такой же. Перед ребенком раскладывают 4-6 однородных предметов, различающихся по цвету, величине, рисунку, и предлагают найти среди них такой же, как тот, что находится в руках у взрослого. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и делать при этом ошибки, которые ребенок, конечно же, заметит. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия между которыми не так заметны.
Эта игра, требующая от ребенка умения выделять различные признаки предметов, способствует развитию внимания, логического мышления.
7. «Окошки». Из листа цветной бумаги нужно вырезать кусочки в форме различных простых геометрических фигур. Этот лист с вырезанными «окошками» наклеивается на белую бумагу. Ребенок должен разложить данные ему геометрические фигуры таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки». Не нужно заставлять ребенка запоминать названия фигур, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак предмета, как форма, и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить формы «окошка» и той геометрической фигуры, которую он в это окошко вставляет.
8. Счетные палочки. Обычные школьные счетные палочки прекрасно подходят для игры с двухлетним ребенком. На ровной твердой поверхности взрослый начинает выкладывать из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая ребенку сделать то же самое из своей части палочек. Так, повторяя за взрослым каждый шаг, каждый элемент, ребенок выложит аналогичную фигуру. Так ребенок постепенно, по шагу овладевает действием по образцу, пока еще в самой элементарной форме. Кроме того, эта игра также требует от ребенка некоторой моторной ловкости и глазомера.
9. Магнитная азбука. Магнитная азбука может надолго занять маленького ребенка: он с удовольствием прикрепляет буквы к любой металлической поверхности — стенке холодильника, стиральной машине, подносу и пр. Ни в коем случае не следует заставлять ребенка запоминать буквы: — это занятие пока лишено для него всякого смысла.
Можно предложить ребенку выбрать буквы определенного цвета, предварительно показав ему одну — две из них. Как и при игре с мозаикой, ребенок может не знать наименований цветов, но выделить цвет как признак предмета он вполне способен.
Можно предложить ребенку и более сложное задание — подобрать одинаковые буквы. Взрослый выбирает любую букву из набора и просит ребенка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву не надо, здесь она выступает просто как фигура определенной формы. Выполнение этого задания способствует развитию памяти (ребенок должен помнить, как выглядит та буква, которую он ищет), внимания, учит ребенка сравнивать предметы по форме, выделять сходство и различие.
1.5.1. Игры-занятия, развивающие восприятие величины, формы и цвета32
Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки, но обычные их действия с предметами (зажимание в руке, перекладывание с места на место, постукивание друг о друга и т. д.) не приводят к восприятию формы.
Непонимание пропорций и формы предметов может задерживать развитие ребенка. Его руки действуют неловко, с трудом удерживают предметы, малыш часто роняет их. Когда ребенок научится определять форму и величину предметов как существенные признаки, он быстро овладеет действиями с этими предметами, научится рисовать, конструировать, лепить.
Игры, включенные в этот раздел, помогают ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет), знакомят с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.
Во время игры с настольными игрушками от ребенка требуется большая сосредоточенность и внимание при выполнении необходимых действий.
Надо стараться не отвлекать в это время малыша посторонними вопросами или громкими разговорами.
КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ
Цель: формирование понятий «большой», «маленький».
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход игры: Взрослый стоит на расстоянии 3-5 м от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся и принес самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка взрослый обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч.
Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже самый маленький мяч.
КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ
Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусины одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины — 2 см. Тонкие шнуры или толстые нитки для нанизывания.
Ход игры: Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла просит ребенка сделать из бусинок украшения.
________________
32 Все игры данного раздела рассчитаны на возраст детей до трех лет. Источник: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Галанова. — Ярославль: «Академия развития», 1998
Взрослый показывает ребенку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем взрослый предлагает ребенку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их.
Внимание ребенка фиксируется на том, что оказалось надето на нитке: шарик, кубик, шарик, кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик...». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание.
В конце занятия ребенок показывает кукле, какие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее.
КРУГ, КВАДРАТ
Цель: научить ребенка различать предметы по форме.
Форма проведения:индивидуальная.
Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход игры:Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки:
«Вот такая — это квадрат, и такая — это круг».
Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) — в другую сторону.
Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?» Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые.
Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает, в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), в какой другие (круги), и предлагает ребенку из общего материала выбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.
ПОРУЧЕНИЯ
Цель: обучение ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствование понимания речи.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: большая и маленькая собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.
Ход игры:Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания:
• большую собаку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка «рычит» или отворачивается, показывая свое неудовольствие. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки);
• поставь матрешку рядом с красным мячиком;
• маленькой собачке подари синий мячик;
• попляши вместе с куклой;
• возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
• большую собаку посади рядом с маленькой.
В конце занятия взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки и предметы, использованные в игре. Затем взрослый спрашивает ребенка: «Где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т. д. Необходимо следить за правильным использованием в речи малыша глаголов «посадить», «поставить», «положить».
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА
Цель: обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход игры: Взрослый начинает занятие с чтения потешки:
Курочка-рябушечка, куда пошла?
— На речку.
КурочКа-рябушечка, за чем ты пошла?
— За водичкой.
Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить!
Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи!
Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета».
Демонстрируя желтую мозаику, он поясняет:
«Желтого цвета будут цыплятки».
В отверстие панели взрослый вставляет белую мозаику, еще раз напоминает, что курочка будет белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.
Если ребенок неуверенно выполняет задание, взрослый помогает ему и просит найти еще 2-3-х цыплят. После того как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
Если при выполнении задания ребенок допускает ошибки, взрослый может подсказать: «Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т. д.
ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ
Цель: научить чередовать предметы по цвету.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: коробка с мозаикой, в которой лежит десять элементов зеленого цвета, десять красного и по пять штук белого, желтого и синего цвета.
Ход игры: Взрослый, показывая детям мозаику, поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает у себя на панели елочку (элемент зеленого цвета). Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, взрослый читает:
Елочки нарядные стали все в рядок,
И за каждой елочкой красненький грибок!
Затем ребенок продолжает выкладывать ряд елочек и грибков и работает с мозаикой самостоятельно.
Если ребенок ошибается, взрослый спрашивает:
«Проверь, у тебя все правильно? Посмотри внимательно!» Некоторые дети могут разместить правильно 2-3 пары элементов и начинают ошибаться. Воспитатель спрашивает: «Почему у тебя два грибка вместе? У тебя все правильно?»
Если ребенку трудно выполнять задание самостоятельно, взрослый диктует ему последовательность элементов: «Елочка, грибок, елочка, грибок...» Ребенок выкладывает соответствующие элементы на панель.
ГУСИ С ГУСЯТАМИ
Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: коробка с мозаикой, в которой помещены десять элементов желтого и десять белого цвета, по пять элементов синего, красного и зеленого цвета.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синего цвета и размещает их в левой части панели сверху вниз.
Показывая один элемент белой мозаики и один желтой, взрослый говорит, что это гусь (белый) и гусенок (желтый). Помещает на панели желтый элемент следом за белым и поясняет: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого предлагает ребенку найти «гуся и гусенка» и разместить их на панели.
Когда все элементы мозаики будут правильно размещены, взрослый читает ребенку четверостишие из стихотворения Н. Клоковой «Гуси»:
Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Га-га-га!»
Затем ребенок получает комплект мозаики и выполняет задание самостоятельно. Задание считается выполненным, если ребенок чередует мозаику по цвету сам или с незначительной помощью взрослого. Если ребенку трудно выполнить задание, взрослый диктует ему каждый элемент.
Задание можно усложнить, если предложить ребенку выбирать нужные элементы из восьми цветов.
ДОМИКИ И ФЛАЖКИ
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: коробка с мозаикой, в которой помещены по десять элементов белой и красной мозаики. Для усложнения задания в коробку кладут три зеленых, два синих, три желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.
Ход игры: Взрослый показывает элемент белой мозаики и говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого цвета будут флажки. Затем взрослый произвольно выкладывает «домики» на панели, а «флажки» помещает над домиками и приглашает ребенка найти в коробке и разместить на панели сначала домик, потом флажок и т. д.
Спрашивая у ребенка, правильно ли найдены «домик и флажок», взрослый выясняет, как тот понял задачу. Затем передает коробку с мозаикой ребенку и следит за выполнением задания, обращая внимание на правильный подбор элементов по цвету и напоминая, что к каждому домику нужен флажок.
Некоторые, самые младшие, дети нуждаются в координации движений мелких мышц руки. В этом случае взрослый берет руку ребенка в свою и помогает ему устанавливать элементы на панели.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ
Цель: научить чередовать элементы по цвету.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: четыре белых и четыре красных бусины (могут быть использованы и другие цвета), тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами, коробочки для бус.
Ход игры: В «гости» к ребенку приходит кукла (медведь, собачка и т. д.) и приносит бусины. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы разного цвета. Взяв белую бусину, он объясняет:
«Эта бусинка белая, а есть еще вот такая — красная, как флажок или ягодка. (Показывает красную бусину.) Сначала будем нанизывать белую бусинку, а потом красную». Всякий раз название цвета подчеркивается голосом и сопровождается показом бусины такого цвета.
Далее ребенок отбирает и нанизывает бусинки сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно.
Взрослый акцентирует внимание ребенка на предварительной подготовке материала для нанизывания: каждую пару бусин надо класть так, чтобы белую бусину удобно было взять в первую очередь.
Если ребенок быстро и без труда выполняет задание, ему можно предложить нанизывать бусы других цветовых сочетаний: белого и синего, белого и черного и т. д.
Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый белый цвет (в быту он упоминается очень часто: белый снег, белые руки и т. д.).
Если ребенок справляется с заданием с трудом, взрослый говорит ему, как нанизывать каждую бусинку.
Как правило, дети с удовольствием играют с разноцветными предметами, и не столь важно, что ребенок не сразу выполнит задание. Не стоит сразу требовать обязательного запоминания цветов.
После выполнения задания взрослый завязывает концы нитей и предлагает ребенку подойти и показать кукле, мишке и другим игрушкам сделанное украшение.
НАЙДИ ПАЛОЧКУ
Цель: научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закрепить умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого. (Вместо палочек можно взять карандаши или полоски цветной бумаги.)
Ход игры: Ребенку дают произвольно перемешать палочки четырех цветов и предлагают взять себе палочку любого цвета и найти еще такую же. Когда ребенок отберет палочку, он выбирает еще одну, затем все оставшиеся такого же цвета.
После выполнения задания ребенку дают сортировать палочки других цветов (например, если в первом случае ребенку давали палочки красного, синего, желтого и белого цвета, то в следующий раз он занимается с зелеными, синими, белыми и фиолетовыми палочками).
Особенности этой игры в том, что ребенок выбирает палочки того цвета, который ему больше нравится. Если ребенку понравилась эта игра, можно предложить выбрать другие цветовые сочетания.
В конце занятия взрослый размещает палочки в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ребенок видит гармоничное сочетание цветов и размещает свои палочки так, как расположены цвета радуги.