Примерные контрольные тестовые задания

Выберите правильный ответ или дополните предложения

(в зависимости от характера задания)

1. Общепринятые границы подросткового возраста в отечественной психологии:

а) 9-13 лет

б) 11-14 лет

в) 10-15 лет

г) 12-14 лет

2. Я согласен с утверждением, что кризис подросткового возрастаэто:

а) следствие неправильного воспитания

б) неизбежный и необходимый момент развития психики

3. Зона актуального развития- это

а) уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития

б) уровень развития психических функций ребенка, который еще будет
складываться в результате созревания определенных психических процессов

в) процессы, находящиеся в состоянии становления, созревания, развития

4. Ведущая деятельность подросткового возраста…………………………..

5. В отечественной психологии соотношение обучения и раз­вития рассматривается таким образом:

а) обучение ведет за собой развитие

б) развитие ведет за собой обучение

в) обучение и развитие идут параллельно

6. Исследователь, назвавший подростковый возраст возрастом «бури и натиска»:

а) Л. С. Выготский

б) Ж. Пиаже

в) 3. Фрейд

г)С. Холл

7. Подростковый возраст называют пубертатным периодом. Это означает:

а) эмоциональная реактивность

б) возмужание, половая зрелость

в) эмансипация от взрослых

г) индивидуализация

8. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте заключается в том, что:

а) подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь

б) возникает необходимость определить свое место в жизни

в) характерно господство детского сообщества над взрослым

г) налаживаются отношения с взрослыми

9. Ведущая деятельность подросткового возраста:

а) интимно-личностное общение

б) учебно-профессиональная

в) учебная

г) общественно-полезная

10. Центральным новообразованием подросткового возраста выступает:

а) готовность к профессиональному и личностному самоопределению

б) эго-идентичность

в) произвольность

г) чувство взрослости

11. Уменьшенная поглощенность учением у подростков вызвана:

а) осложнением отношений с учителями

б) усложнением учебного материала

в) тем, что прежние мотивы к учению уже удовлетворены, а новые еще не сложились

г) несформированностью навыков учебной деятельности

12. Новообразования стабильных периодов:

а) отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего периода

б) входят в интегральную структуру личности

в) носят неустойчивый характер

г) не входят в интегральную структуру личности

13. С точки зрения Ж. Пиаже, в подростковом возрасте интеллект развивается до стадии:

а) сенсорно-моторной

б) конкретных операций

в) формальных операций

г) дооперациональной

2. Постройте логическую схематическую модель социальной ситуации развития подростка. Дайте психологическую характеристику. (3 кр. ед.)

3. Докажите, что половое созревание – явление не только биологическое, но и социальное. В каком соотношении находится половое созревание с созреванием общеорганическим и социальным. (3 кр. ед.)

4. Справедливы ли высказывания взрослых «о неловкости» подростков, мальчиков и девочек. С чем это связано? Есть ли половые различия? Охарактеризуйте Вашу стратегию поведения по отношению к подростку. (3 кр. ед.)

5. Подросток не всегда быстро реагирует на обращения к нему. Каковы возможные причины этого явления? Ваша стратегия поведения по отношению к подростку. (2 кр. ед.)

6. Младший подросток нуждается в щадящем режиме. В целях предотвращения перегрузок он может нарушать дисциплину, т.к. быстро утомляется и легко впадает в раздражительность. Каково будет поведение старшего подростка (в сходной ситуации) в связи со вступлением его во второй период полового созревания? (3 кр. ед.)

7. Постройте логическую модель (схематическую) двух периодов полового созревания подростков. (4 кр. ед.)

8. С чем связано различие у подростков «системы» представлений о противоположном поле? (2 кр. ед.)

9. Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как стержневую особенность личности. Обоснуйте ее общественную необходимость. Постройте структурную логическую схему. (3 кр. ед.)

10. Подросток, приобщаясь к жизни и деятельности взрослых, приобретает их качества и умения, стремится приобрести права и привилегии взрослых. Охарактеризуйте процесс становления нового типа взаимоотношений подростка и взрослого. Дайте характеристику позиций подростка и взрослого. (3 кр. ед.)

11. В логической схеме отразите взаимоотношения взрослого и подростка и влияние на эти отношения его товарищей. (3 кр. ед.)

12. К началу подросткового возраста складываются две системы отношений. Какие?

Как должен осуществляться переход на демократические отношения, сотрудничество? Покажите на конкретном примере. Как может быть достигнута общность интересов подростка и взрослого? (3 кр. ед.)

13. Дайте сравнительный анализ различных путей вхождения подростка в мир взрослых. Приведите собственные наблюдения. (3 кр. ед.)

14. Почему общение подростка со сверстниками становится более привлекательным, чем с родителями, взрослыми? Что должен учитывать взрослый при общении с подростком? (2 кр. ед.)

15. У подростков развивается потребность быть признанным, уважаемым товарищами.

На основе наблюдений приведите примеры проявления качеств личности подростка в общении со сверстниками. Приведите примеры самоутверждения подростка среди сверстников. (3 кр. ед.)

16. Может ли взрослый влиять (если может, то каким образом) на складывающиеся дружеские отношения подростков? (1 кр. ед.)

17. С чем связана популярность (непопулярность) подростков среди сверстников?

Что значит быть хорошим товарищем? Что такое «кодекс товарищества»? (3 кр. ед.)

18. Овладение нормами дружбы – как важнейшее приобретение в подростковом возрасте. Обоснуйте. Каково значение дружбы для развития личности подростка?

(3 кр. ед.)

19. Охарактеризуйте особенности отношений мальчиков и девочек – подростков, их развитие.

· Интерес мальчиков и девочек друг к другу и их обособление. (2 кр. ед.)

· Забота о привлекательности. (2 кр. ед.)

· Развитие внутренней позиции мужчины и женщины. (2 кр. ед.)

· Появление смешанных компаний. (2 кр. ед.)

· Романтические симпатии друг к другу как мотив самосовершенствования. (2 кр. ед.)

20. Проведите сравнительное наблюдение за подростком, у которого:

а) удовлетворяется потребность «желание быть» в представлении других,

б) удовлетворяется потребность «желание быть» в собственных глазах. (3 кр. ед.)

21. Охарактеризуйте эмоциональные особенности подростка.

С чем связана противоречивость чувств подростка, например, с одной стороны – внимательность, а с другой – грубость? (2 кр. ед.)

22. Проведите наблюдение за подростком и определите и опишите, в каких ситуациях (значимых) он проявляет свои эмоции и их характер. (3кр. ед.)

23. Охарактеризуйте особенности учебной деятельности подростка.

· С чем связано положительное отношение подростка к учебной деятельности?

· С чем связана особая готовность подростка к определенным видам обучения?

· В каком соотношении находятся потребность в самоутверждении и сформированность учебной деятельности? (3 кр. ед.)

25. Охарактеризуйте познавательные интересы подростков.

· Дайте совет учителям по развитию значимости знаний для подростка.

· В каких ситуациях активность отношения подростка к учению будет возрастать?

· Как соотносятся оценка учебной деятельности подростка, данная учителем и его самооценка. (3 кр. ед.)

26. Охарактеризуйте мышление у подростков. (2 кр. ед.)

27. Охарактеризуйте значение для подростка ситуации успеха в учебной деятельности (2 кр. ед.)

28. Всегда ли воспитывающие и обучающие взрослые представляют для подростков адекватный образ собственной взрослости? Если не всегда, то к чему это может привести? (2 кр. ед.)

29. Охарактеризуйте отношение подростка к будущей профессии.

30. Какова роль взрослого в развитии у подростка интереса к профессии?

31. Как должно осуществляться целенаправленное формирование интересов и профессиональных намерений у подростка? Разработайте классный час по профориентации. (5 кр. ед.)

32. Изучите методами беседы и наблюдения особенности отношения подростка к учебному предмету. В какой зависимости находится отношение подростка к учебному предмету от отношения к личности учителя? Приведите данные опроса подростков (мальчиков и девочек). (5 кр. ед.)

33. Охарактеризуйте самосознание в подростковом возрасте. С чем связано появление вопросов перед подростками типа «Что я за человек?», «Что во мне хорошего, а что плохого?» В какой последовательности подросток осознает свои качества личности? (5 кр. ед.)

34. Что является меркой в самооценке подростка?

35. Завышенность или заниженность самооценки характерны для подростка? Приведите данные исследований. (5 кр. ед.)

36. Раскройте особенности самооценки и уровня притязаний подростка.

37. Охарактеризуйте подростка, которого недооценивают взрослые.

38. Охарактеризуйте подростка, которого просто не замечают взрослые.

39. В чем проявляется забота подростка о собственной самостоятельности? (5 кр. ед.)

40. Охарактеризуйте взаимосвязь самосознания, самопознания и самовоспитания.

41. Докажите зависимость самовоспитания подростка от характера его самооценки и наличия значимых целей. Укажите типичные противоречия, мешающие самовоспитанию подростка. (5 кр. ед.)

42. Объясните, в чем психологическая специфика профес­сиональной карьеры у юношей и девушек? (3 кр. ед.)

I. Рефераты по теме

  1. Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого. (3 кр. ед.)
  2. Изучение мотивов учебной деятельности подростка, как условие совершенствования процесса обучения. (3 кр. ед.)
  3. Особенности познавательной деятельности подростка. (2 кр. ед.)
  4. Развитие творческого воображения подростков(3 кр. ед.)
  5. Влияние сверстников и друзей на формирования личности подростка. (3 кр. ед.)
  6. Психология взаимоотношений «взрослого учителя» с подростками. (3 кр. ед.)
  7. Психологические вопросы организации единства воздействия школы и семьи на личность подростка. (3 кр. ед.)
  8. Формирование у подростков разумных потребностей. (3 кр. ед.)
  9. Самооценка подростка и уровень его притязаний. (3 кр. ед.)
  10. Роль коллектива учащихся в формировании личности подростка. (3 кр. ед.)
  11. Роль трудовой деятельности в формировании личности подростка. (3 кр. ед.)
  12. Психологические особенности межличностных отношений. (3 кр. ед.)
  13. Жизненные планы и выбор профессии в подростковом возрасте. (3 кр. ед.)
  14. Психология профориентационной работы с подростками. (3 кр. ед.)
  15. Самовоспитание подростка, и руководящая роль учителя (взрослого)(3 кр. ед.)
  16. Дружба и любовь в подростковом возрасте. (3 кр. ед.)
  17. Половое воспитание в подростковом возрасте. (3 кр. ед.)
  18. Причины конфликтов подростка и взрослого. (3 кр. ед.)

A. Творческие задания

  1. Проведите изучение познавательных интересов подростка с помощью методов беседы и наблюдения. Определите, каково содержание интересов, их объем, глубина. Связаны ли они с планами на будущее? (5 кр. ед.)
  2. Художественная литература, кино, театр, телевидение – источники развития личности подростка. С помощью методов беседы и наблюдения выясните:
  3. Есть ли образцы для подражания? Кто они: взрослые, сверстники, литературные герои? Приведите данные опроса подростков (мальчиков и девочек). (5 кр. ед.)
  4. Каким образом подросток сравнивает себя с образом для подражания?

Воображаемое и реальное в мечтах подростка?

Стремится ли подросток воплотить мечту в действительность, каким образом?

Приведите данные опроса подростков (мальчиков и девочек). (5 кр. ед.)

  1. Различие отношений с точки зрения подростка: товарищ, близкий товарищ, личный друг. Приведите данные опроса подростков (мальчиков и девочек). (5 кр. ед.)
  2. Проведите исследования по выявлению отношения подростка к будущей профессии. Какие профессии особенно привлекательны?

Что стимулирует интерес к определенной профессии? (5 кр. ед.)

  1. Охарактеризуйте значение для подростка ситуации успеха в учебной деятельности (2 кр. ед.)
  2. Охарактеризуйте отношение подростка к будущей профессии.
  3. Какова роль взрослого в развитии у подростка интереса к профессии?
  4. Изучите методами беседы и наблюдения особенности отношения подростка к учебному предмету. В какой зависимости находится отношение подростка к учебному предмету от отношения к личности учителя? Приведите данные опроса подростков (мальчиков и девочек). (5 кр. ед.)
  5. Что является меркой в самооценке подростка?
  6. Раскройте особенности самооценки и уровня притязаний подростка.
  7. Охарактеризуйте подростка, которого недооценивают взрослые.
  8. Охарактеризуйте подростка, которого просто не замечают взрослые.
  9. В чем проявляется забота подростка о собственной самостоятельности? (5 кр. ед.)
  10. Охарактеризуйте взаимосвязь самосознания, самопознания и самовоспитания.
  11. Объясните, в чем психологическая специфика профес­сиональной карьеры у юношей и девушек? (3 кр. ед.)

Ориентировочные вопросы к экзамену по курсу

«Возрастная психология»

1. Предмет и задачи возрастной психологии, основные проблемы психического развития. Связь возрастной психологии с другими науками.

2. Методы изучения психики ребенка, их классификация.

3. Изучение межличностных отношений. Социометрический метод исследования.

4. Подходы к пониманию психического развития в зарубежной психологии.

5. Подходы к пониманию психического развития в отечественной психологии.

6. Основные законы (особенности) детского развития (по Л.С. Выготскому).

7. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и ее отечественные «приемники».

8. Факторы, условия, движущие силы и механизмы психического развития.

9. Факторы, влияющие на развитие личности. Биологизаторская и социологизаторская концепции психического развития.

10. Понятие возраста. Проблемы возрастной периодизация

11. Качественная характеристики возрастного периода (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельнос­ти, кризис, новообразование).

12. Возрастные кризисы. Сензитивность возраста.

13. Периодизация интеллектуального развития ребенка (по Ж. Пиаже).

14. Теория развития морального сознания (по Л. Колбергу).

15. Периодизация развития личности (по А.В. Петровскому).

16. Психоаналитические теории детского развития (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон)

17. Подходы к периодизации психического развития. Их сравнительная характеристика.

18. Характеристика возрастных периодов (по Д.Б. Эльконину).

19. Возрастные кризисы. Сензитивность возраста.

20. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу. Кризис 7 лет.

21. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

22. Социальная ситуация развития и новообразования младшего школьного возраста.

23. Общая характеристика подросткового возраста. Причины сложностей подросткового возраста

24. Социальная ситуация развития и новообразова­ния подросткового возраста.

25. Физиология подростка, влияние физиологических изменений на психологию и поведение подростка.

26. Подростковый возраст в разных концепциях психологов.

27. Подростковый кризис.

28. Личность подростка. Стадии развития личности (по Д.И. Фельдштейну).

29. Самосознание, самооценка в подростковом и старшем школьном возрасте.

30. Развитие волевых и деловых качеств в подростковом и старшем школьном возрасте.

31. Особенности взаимоотношений подростка с родителями и учителями.

32. Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками.

33. Общая характеристика интеллектуального развития подростка..

34. Особенности учебной деятельности в подростковом и старшем школьном возрасте.

35. Трудный подросток. Особенности семейного воспитания, приводящие к трудностям.

36. Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17лет).

37. Некоторые особенности психосексуального развития и полоролевого поведения школьников.

38. Юность, стабилизация личности, профессиональное и личностное самоопределение.

39. Психология молодости: авторство собственного образа жизни.

40. Психология взрослого человека.

41. Зрелость как этап и качество жизни.

42. Период геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого возраста.

Приложение№1

Библиографический список (дополнительная литература) по теме

«Психология подростка и старшего школьника»

1. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

2. Бютнер К.Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

3. Возрастная и педагогическая психология //Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

4. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1984.

5. Волков Б.С. Психология подростка.– 3-е изд., исправл. и доп. – М., 2001

6. Валитов М.С.Особенности профессиональной консультации подростков // Вопросы психологии. – 1984. №6. – С. 60.

7. В мире подростка/ Под ред. А.А. Бодалева. М., 1980.

8. Гребенюк О.С.Проблемы нормирования мотивации учения и труда у учащихся средних профучилищ. М., 1985.

9. Гуткина Н.И.Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии.- 1984. №2. – С. 99 – 106.

10. Дольто Ф. На стороне подростка. 1997.

11. Драгунова Т.В.Подросток. М., 1976.

12. Кле М.психология подростка: психосексуальное развитие. М., 1991.

13. Климов Е.А.Как выбрать профессию. М., 1984.

14. Колесов Д.В.Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка М., 1986.

15. Кондратьев М.Ю.Типологические особенности психосоциального развития подростка // Вопросы психологии. №2.

16. Краковский А.П.О подростках. М., 1970.

17. Кон И.О.Психология ранней юности. М., 1989.

18. Кочетов А.И. Берлинская Н.Н.Работа с трудными подростками. М., 1986.

19. Кривцова С.В. и др.Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.

20. Курек Н.С.Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддитивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1997. №2.

21. Личко А.Е.Психопатии и акцентуация характера у подростков. Л., 1983.

22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

23. Маркова А.К. Орлов А.Б. Фридман Л.М.Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

24. Мастеров Б.Риск и защита // Семья и школа. №10 – 11. 1993.

25. Мид М.Культура и мир детства. Подростничество в разных культурах. М., 1988.

26. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. 2 – е изд. М., 1989.

27. Мудрик А.В.Роль социального окружения в нормировании личности подростка. М., 1979.

28. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочество. М., 1998.

29. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987. – С. 121 – 139.

30. Психологические условия и механизмы воспитания подростков / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1983.

31. Поливанова К.Н.Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1900.

32. Прихожан А.Понять другого. Семья школа. №10. 1997. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.

33. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

34. Раттер М.Помощь трудным детям. М., 1987.

35. Ремшмидт Х.Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.

36. Розин М.В.Представление о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. №4. 1990.

37. Рождественская Н.А.Как понять подростка. М., 1995.

38. Снайдер Ди.Курс выживания для подростков. М., 1995.

39. Солдатенко Н.Г.Психология трудного подростка. Рига, 1980.

40. Степанов В.Г.Психология трудного подростка. М., 1997.

41. Фельдштейн Д.И.Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1992.

42. Фикдори Г.Дети разведенных родителей; между травмой и надеждой. М., 1996.

43. Фельдштейн Д.И.Трудный подросток. Душанбе, 1972,

44. Фельдштейн Д.И.Психология воспитания подростков. М., 1978.

45. Фельдштейн Д.И.Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., 1978.

46. Фельдштейн Д.И.Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

47. Хазанова И.С.Воспитание потребности в труде у учащихся профессионально – технических училищ. М., 1985.

48. Чудновский В.С.О нравственной устойчивости личности и ее формировании у подростков. М., 1979.

49. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. М., 1989

Библиографический список

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / М., 1999.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. В.Петровского. - М., 1999.

4. Выготский Л.С. Детская психология. Ч. 2: Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. М., 1984. Т. 4.Выготский Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский //Собр. соч.: в 6 т. - Т.4. - М., 1984.

  1. Гамезо М.В.,Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педадагогическая психология: учеб. пособие для студ.всех спец. пед. вузов / Пед. об-во России. - М., 2003. - 512 с

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

7. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

8. Кле М. Психология подростока. – М., 1991.

  1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб., 2001.
  2. Кулагина И.Ю. Колюцкий И.Ю. Возрастная психология / - М., 2001

11. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994. С.58.

12. Мухина, B.C. Возрастная психология / - М., 1996.

  1. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / М., 1996.
  2. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, про­блемы / М., 1995.

15. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.

  1. .Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Пет­ровского. - М., 1987.

17. Психология человека. От рождения до смерти / под ред.А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 656 с.

18.Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна.-М., 1987.

19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека /

- М., 2000.

20. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / Вопросы психологии.-1991-№2.

21. Учителям и родителям о психологии подростка / под ред.Г.Г. Аракелова. - М., 1990.

22.. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М.,1987.

23.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, иссле­ дования и применение) монография/ пер.на рус.яз. С. Меленковская, Д. Викторова. - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608 с.

24.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М., 1995.

25Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. // Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М., 1981.

26.Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. – М., 1989.

Наши рекомендации