Раздел 1. психология самопознания
С. А. Минюрова
Самопознание и саморазвитие
Учебное пособие
Екатеринбург 2008
УДК | 159.922.38 (075.8) |
ББК | Ю952Я7 |
М62 |
Печатается по решению кафедры
психологии развития УрГПУ,
протокол № 1 от 11.09.08.
Минюрова С. А.,
кандидат психологических наук, доцент,
зав. кафедрой психологии развития
Рецензенты:
Глуханюк Н. С.,
доктор психологических наук, профессор
Зеер Э. Ф.,
доктор психологических наук, профессор
Минюрова, С. А.
М62 Самопознание и саморазвитие [Текст] : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 60 с.
Учебное пособие посвящено актуальным проблемам психологии самопознания и саморазвития. В нем раскрыты основные понятия, механизмы, структура самопознания и саморазвития, их роль и значение в жизни человека.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.
ÓМинюрова С.А., 2008
Компьютерная верстка К. М. Щербакова
Подписано в печать 22.09.08. Формат 60 х 841/16
Бумага для множ. апп. Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе.
Усл. печ. л. 4,0. Тираж 100. Заказ
Оригинал макет подготовлен на факультете психологии
Отпечатано в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
E-mail:[email protected]
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. | |
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ………………………….... | |
1.1. Проблема самопознания: традиции осмысления…………………......... | |
1.2. Самопознание как непосредственное восприятие сознания………….. | |
1.3. Естественно-научный подход к проблеме самопознания……………... | |
1.4. Социально-психологический подход к изучению самопознания…….. | |
1.5. Личностный подход к изучению самопознания……………………….. | |
1.6. Самопознание с структуре самосознания…………………………......... | |
1.7. Самопознание и самопонимание………………………………………... | |
1.8. Самопознание как познавательная деятельность………………………. | |
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ…………………………..... | |
2.1. Проблема саморазвития: аспекты анализа……………………………… | |
2.2. История развития представлений о саморазвитии в философии……... | |
2.3. Саморазвитие человека как проявление «Я»…………………………… | |
3.3. Саморазвитие как активность человека по преобразованию самого себя…………………………………………………………………….. | |
3.4. Саморазвитие как развитие субъективной реальности………………… | |
3.5. Механизмы саморазвития………………………………………………... | |
3.6. Формы саморазвития……………………………………………….......... | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..... |
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь, выстраивает отношения с другими людьми. Знания о том, что такое самопознание и саморазвитие универсально актуальны во все времена. XXI век, меняя прежние представления о расстояниях между странами и людьми, все больше включает нас в мировой обмен информацией и технологиями. С одной стороны, это можно рассматривать, как вызов конкуренции, который заставляет человека собраться и проявить все свои лучшие качества, с другой стороны, – как новый шанс, дарующий возможность познать, понять, почувствовать и реализовать самого себя в меняющемся мире.
Основной целью учебного пособия является формирование представлений об истории и актуальном состоянии проблемы самопознания и саморазвития в психологии.
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Психология самопознания» и «Психология саморазвития». Каждый из разделов включает в себя краткий обзор зарубежных и отечественных научных подходов, содержит описание основных понятий, дает представление о структуре, закономерностях, особенностях процессов познания и развития человеком себя. В конце каждого раздела предложены вопросы для обсуждения. Пособие содержит приложение, в котором представлены справочные материалы, список литературы.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ