Количество детей, сдерживающих непосредственные желания под влиянием различных «мотивов-ограничений»

Серия опытов Характер мотивов Возраст
3—5 лет 5—7 лет
1. 2. 3. 4. Запрет взрослого в чистой форме Поощрение — награда Наказание — исключение «Собственное слово» 46,7 66,7 66,0 46,7 67,0 100,0 80,0 80,0

Результаты исследования показали, что детям 5—7 лет легче сдерживать свои непосредственные побуждения, нежели более младшим дошкольникам. Отличается и побудительная сила различных «мотивов-ограничений». Наиболее сильно действует мотив поощрения, наименее слабым ограничителем в обеих группах выступает за­прет взрослого, не усиленный другими дополнительными мотивами. Мотив «собственное слово» оказывает существенное влияние на более старших детей, для младших дошкольников он является еще слабым мотивом. На поведение детей начинают оказывать влияние и мотивы морального характера, но у дошкольников 3—5 лет они еще слабо выражены.

Исследование выявило также, что в условиях присут­ствия взрослых и других детей дошкольники проявляют больше способности к сдерживанию своих непосред­ственных побуждений, нежели в случаях вне видимого контроля.

Наличие соподчиненности мотивов дает возможность ребенку отказаться от привлекательной в данный момент вещи, занятия ради выполнения более важного, хотя и, возможно, более скучного занятия.

Мотивы деятельности в дошкольный период постепенно перестают быть равнозначными для ребенка, они при­обретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, но определенная направленность в поведении дошкольника уже наблюдает­ся. Она может быть разной — от крайне эгоистической, индивидуалистической до общественной, высоконравст­венной (конечно, в пределах возможности данного воз­раста) .

«Леня, придя вдетский сад, высматривает, кто издетей играет всамые шумные игры, моментально к ним устремляется и тотчас принима­ется командовать: «Ты, Сережа, был мотором, а теперь ты будешь машинистом, а ты, Саша, будешь продавать билеты». Такое вторжение немедленно вызывает протест — дети его неслушают ипытаются отстранить от игры. Тогда Леня начинает кричать, пытаясь пере­кричать всех, толкает Сашу, тот падает. «Зачем ты его толкнул?» — возмущается воспитательница.— «А почему он меня не слушает?» Игра прекращается. Тут Леня увидел, что рядом играют девочки, подбежал к ним, выхватил «шприц». Воспитательнице опять пришлось вмешаться. «Зачем ты мешаешь девочкам?» — «А у них вовсе не шприц, а палка! Ха-ха!» — «И тебе не стыдно, что ты обижаешь детей?» Леня молчит, отвернувшись. Дети заходят в умывальную комнату. Леня всех расталкивает, брызгается, кричит, хохочет. Руки вымыл плохо, без мыла, дети уже садятся за стол, а Леня, хотя и первым начал умывать­ся, еще не закончил. Вымыл руки, подошел к полотенцам, но вытирать стал не своим, а чужим, более чистым. Во время обеда много разговарива­ет, на замечания воспитательницы реагирует только в момент их произне­сения, все время оборачивается к товарищам, смеется. На вопросы педагога отвечает невпопад. Раздеваясь перед сном, толкнул Свету, ущипнул Олега. «Зачем ты ущипнул Олега?» — «А он меня вчера толкнул».— «Так это же было давно!» — «А я сейчас вспомнил и толкнул его». Леня предпочитает шумные игры, старается взять на себя главную роль. Почти всегда игра у него заканчивается дракой. Вечером, когда все дети одевались, Леня спрятал ботинок Вовы. Вова долго его искал, а Леня стоял рядом, улыбался. Когда же воспитательни­ца нашла ботинок и отдала его Вове, Леня выхватил его и бросил в мусорную корзину. И так изо дня в день...

Слава заходит в детский сад с улыбкой на лице. Увидев играющих, подбегает к ним и предлагает поиграть в прятки. Дети соглашаются. Слава распределяет роли, волнуется, беспокоится, старается, чтобы во всем был порядок, следит, чтобы игра протекала честно. Улыбка не сходит с лица — Слава весел, оживлен. За столом, на занятиях активен, подвижен, много говорит. Эта активность не носит агрессивного харак­тера: Слава не обижает детей умышленно, относится к ним доброжела­тельно и сочувственно. Его «командование» в игре вызвано не желанием проявить превосходство, а потребностью навести порядок, организовать игру наиболее рационально. Он следит за тем, чтобы дети выполняли свои роли добросовестно, а заметив отклонения, смело заявляет наруши­телю: «Ты нечестно играешь, выходи из игры». Подвижность, активность Славы часто являются источником отклонений в его поведении. Замеча­ния воспитателя, на некоторое время сдерживающие его чрезмерную активность, не озлобляют мальчика» (по материалам Е. И. Кульчицкой).

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются тенденции созидательного типа личности, других — разрушительного, потребительского (Н. И. Рейнвальд). Воспитателям и родителям важно по незначитель­ным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции в поведении детей с тем, чтобы вовремя, умело корректировать развитие личности до­школьника, формировать общественно ценные потребнос­ти и мотивы, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения,

Литература

Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосозна­ния//Избр. психологические труды. М. 1980. Т. 2.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Ре­пиной. М., 1987.

Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте //Проблемы развития психики. М., 1959.

Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев. 1983.

Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.

Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов //Респ. межвед. науч. сб. Психология. Мн., 1988. Вып. 8.

Субботский Е. В. Формирование морального действия у ребенка //Вопр. психологии. 1979. № 3.

Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе// Принцип развития в психологии. М., 1978.

Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения //Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981.

Вопросы для повторения

1. Как развивается самосознание и самооценка ребенка в дошколь­ном возрасте? Какова роль взрослых в этом процессе?

2. Охарактеризуйте основные новообразования в мотивационной сфере дошкольника. Приведите примеры, иллюстрирующие важнейшее из них.

3. Тенденции каких типов личности можно наблюдать уже в дошколь­ном возрасте? В чем они проявляются? Какова роль воспитателя в формировании зачатков созидательной направленности у детей?

Практические задания

1. Изучите с помощью аутосоциометрической методики самооценку дошкольников в системе личных отношений (см., напр.: Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984. С. 78). Определите, опираясь на наблюдения, результаты, полученные с помощью социометрических методов, в какой мере выявленная вами самооценка соответствует реальному положению детей в системе личных отношений.

2. Изучите самооценку дошкольников в рисовании. Сравните полученные при этом результаты с самооценкой в системе личных отношений. Есть ли разница? Если да, то чем вы ее объясняете?

Наши рекомендации