Диагностика умственного развития и предметная успеваемость учащегося
Тесты интеллекта главным образом измеряют степень приобщённости испытуемого к той культуре, которая представлена в тесте. Сам тест не показывает причины приобщенности или неприобщённости. Глобальную прогностичность тестов интеллекта в масштабе жизни человека нельзя считать доказанной. Часто тестируется не потенциал, а результат развития. Достигнутый уровень развития тестируется достаточно «хорошо», что может быть использовано для задач воспитания и обучения.
Внедрение компьютерного тестирования позволяет выявить индивидуальные стратегии решения заданий. Анализировать затруднения, которые анализирует субъект, при выполнении заданий данного типа.
Возрастная диагностика умственного развития.
Один из самых популярных тестов – тест Д. Векслера. Применяется для диагностики умственного развития в младших классах. Детский вариант теста включает 12 субтестов (от 6,5 до 16,5 лет):
1.Осведомленность (30 вопросов).
2.Понятливость.
3.Арифметический.
4.Сходства
5.Словарный
6.Повторение цифр
7.Недостающие детали
8.Последовательные картинки.
9.Кубики Косса.
10.Складывание фигур.
11.Кодирование.
12.Лабиринты.
Шкала для дошкольников (от 4 до 6,5 лет).
Стандартный IQ имеет среднюю 100, стандартное отклонение 15. Предполагается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и выяснения причин неуспеваемости. В России был адаптирован А. Ю. Панасюком, а так же Филимоненко. Минус этого теста – нет чёткости в самом тесте.
Тест прогрессивной матрицы Равина. Второй автор Л. Пенроус.
В 1936 году был разработан чёрно-белый вариант, в 1949 – упрощённый цветной. Черно-белый (с 8 до 65 лет). Цветной (дети с 5 до 11, взрослые после 65 лет). В матрице 60 элементов. Может проводиться индивидуально и в группе. Цветной может проводиться для лиц с языковыми затруднениями, для различных групп пациентов, имеющих нарушение в интеллектуальной сфере. Результаты тестирования по тесту Равина высоко коррелируют с результатами по тестам Векслера и Стенфорд – Бинне, высока его надёжность. Предусмотрен перевод показателей в стандартные с вычислением IQ.
Для диагностики умственного развития 3 – 6 классов применяется тест ГИТ (групповой интеллектуальный тест). Разработан Вандой. Переведен и адаптирован для российских школьников. ГИТ выявляет насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а так же умениями выполнять с ними некоторые логические действия. Всё это характеризует уровень умственного развития испытуемого существенный для успешного прохождения школьного курса. Содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнения предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.
Для 7-9 классов разработан ШТУР (школьный тест умственного развития). Был разработан Коллективом К.М. Гуревича. Сюда включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах 3х циклов: математического, гуманитарного, естественнонаучного. Определялась осведомленность в понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания. Тест состоит из 6 субтестов: 1 и 2 на общую осведомленность, 3 на установление аналогий, 4 на классификацию, 5 на обобщение, 6 на установление закономерностей в числовых рядах.
Отличия ШТУР от традиционных тестов:
1.Содержание тестов не житейское, а школьные понятия обязательные для усвоения.
2.Отказ от статистической нормы и использование в качестве критерия оценки индивидуальных результатов степени приближения к социально-психологическому нормативу.
3.Коррекционная направленность методики, т.е. есть возможность предусматривать на её основе специальные способы исправления замеченных дефектов развития.
4.ШТУР соответствует высоким статистическим критериям.
Для диагностики старшеклассников (8-11 класс) может быть использован Тест структура интеллекта Р. Андхауэра. Создан в 1953 году, последняя редакция в 1973 году. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц от 1 до 61 года. При создании теста Андхауэр исходил из того, что интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с компонентами личности – волевая и эмоциональная сферы, интересы, потребности. Тест состоит из 9 субтестов. 6 диагностируют вербальную сферу, 2 пространственное воображение и 1 память (осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления, запоминание вербального материала). Тест переведён и адаптирован на российской выборке.
Для выпускников и абитуриентов АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Создан на тех же теоретических признаках что и ШТУР, включает 8 субтестов (осведомленность, двойные аналогии, лабильность, классификации, обобщение, логические схемы, числовые ряды, геометрические фигуры). Задания тестов составлены по материалам школьных учебников и программ, предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников. На основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля.