Тема 9: «Человек в коллективе (малой группе)»
Признаки коллектива как субъекта деятельности | Признаки коллектива как субъекта общения | Коллектив как субъект отношений | Личность в коллективе |
1.Направленность активности. 5.Ценностно-ориентационное единство. 6.Организован-ность. 10.Лидерство. 14.Эффективность деятельности. 20.Срабатывае-мость. 18.Надежность. | 2.Психологичес-кий климат. 7.Сплоченность 11.Совместимость 12.Единство мнений о людях и группе. | 3.Благополучие взаимоотношений 8.Статусная структура в межличностных отношениях (звезды – предпочитаемые - аутсайдеры - отвергнутые). 15.Отношения: деловые –эмоциональ-ные. | 4.Коллективистическое самоопределение личности. 9.Чувство принадлежности к данной группе. 13.Удовлетворенность – неудовлет-воренность своим статусом. 16.Стремление «внедриться» в сознание других членов группы (и изменить их поведение). 17.Желание быть как все. 19.Интеграция с другими членами группы. |
Поэтапное развитие группы по пути к коллективу
21.Диффузная группа («сыпучий песок») 23. Группа - ассоциация («вязкая глина») 25. Группа - кооперация («мерцающий маяк») 27. Группа - коллектив («горящий факел») |
Признаки хорошо организованного детского коллектива (по А.С.Макаренко)
22.Каждый ребенок психологически защищен 24. Чувство собственного достоинства сохраняется у всех, даже у самых слабых. 26. Много приветливых радостных лиц. 28. Преобладает приподнятое настроение («мажор»). |
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 159-196.
2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. –М.: Просвещение, 1981.
Тема 10: «Человек познающий»
1. Свойства ощущения | 2. Свойства восприятия |
46.Качество, интенсивность. 49. Латентность (инертность). 50. Чувствительность (абсолютная и относительная). 53. Адаптация (положительная и отрицательная). 56. Сенсибилизация. 55. Синестезия | 47. Структурность и целостность. 48. Предметность. 51. Осмысленность. 52. Константность. 54. Апперцепция. |
Классы ощущений: Виды восприятия:
3. Экстероцептивные. 1. Пространства.
6. Проприоцептивные. 2. Времени.
5. Интероцептивные. 4. Движения.
Рациональное познание.
Память и мышление.
Виды памяти Виды мышления | |
7.Произвольная - непроизвольная 11. Кратковременная - оперативная – долговременная 13. Эмоциональная 14. Образная 12.Словесно- логическая 15.Двигательная | 8.Предметно – действенное 9. Образное 10. Словесно-логическое |
Процессы памяти | Механизмы мышления |
18. Запоминание 19. Сохранение 22. Воспроизведение 23. Забывание | 17.Анализ через синтез 20.Аналогии 21. Классификация 16. Обобщение. |
Индивидуальные особенности
памяти (преобладающая)мышления
24. Слуховая 25. Зрительная 28. Двигательная | 26. Глубина 27. Самостоятельность 29. Оригинальность 30. Гибкость. |
Индивидуальные особенности | |
внимания | Воображения |
Виды | |
31. Произвольное 33. Непроизвольное 35. Послепроизвольное | 32. Пассивное 34. Активное 36. Творческое 37. Воссоздающее |
Свойства и механизмы функционирования
Внимание Воображение
38.Объем 42. Распределяемость 43. Переключаемость 45. Устойчивость 44. Колебания | 39.Агглютинация 40. Гиперболизация 41. Заострение |
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С.231-365.
Тема 11: «Индивидуально-психологические особенности»
Основные показатели, элементы структуры
Темперамента | Характера | Способностей |
4.Эргичность 6.Эмоциональность 7.Пластичность | 3.Отношение к труду 5.Отношение к другим людям 8.Отношение к себе | 1.Индивидуально-психологические свойства 2.Обеспечивает скорость усвоения опыта 9.Отражает оригинальность, неповторимость продуктов деятельности |
Виды (типы) ТемпераментаХарактераСпособностей | ||
10.Холерик 14.Сангвиник 16. Флегматик 17. Меланхолик | 11.Нормальные 12.Психопатии (астенический, психоастенический, истероидный, возбудимый по Ганнушкину) | 13.Общие 15.Специальные |
Проявления в жизнедеятельности Темперамента Характера Способностей | ||
18.Хотя и не является ограничением при выборе основных (массовых) профессий, но предполагает формирование индивидуального стиля деятельности; 21. Проявляется в эмоциональной, интеллектуальной, двигательной сферах; | 19. Как правило, при выборе профессии не учитывается, хотя реально влияет на успешность труда; 22. В большей мере проявляется в общении; | 20.Является ведущим критерием при профотборе 23. Выступает одним из основных факторов успешности деятельности |
Ведущие факторы развития Темперамента Характера Способностей | ||
24.Генные (наследственные предпосылки) | 25. Социальный компонент (семья, обучение, условия деятельности) | 26.Высокая личная мотивация 27.Благоприятные социальные условия 28.Работа на пределе сил. |
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.– С. 366-400.
Тема 12: «Эмоционально-волевая сфера человека»
Эмоции | Воля |
Основные функции | |
2.Регулятивная 3. Экспрессивная 5.Мотив поведения | 1.Саморегуляция (власть над собой) 4. Управление социальной ситуацией |
Формы переживания чувств Структура волевого акта | |
6.Чувственный тон 9. Эмоции 10. Настроение 13. Аффект 14. Стресс | 7.Постановка цели 8. Осознание путей достижения 11. Борьба мотивов 15. Принятие решения 12.Выполнение решения |
Высшие чувства Локус контроля | |
16. Праксические 18. Интеллектуальные 20. Нравственные 21. Эстетические | 17. Внешний 19. Внутренний |
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 366-462.