Тема 9: «Человек в коллективе (малой группе)»

Признаки коллектива как субъекта деятельности Признаки коллектива как субъекта общения Коллектив как субъект отношений Личность в коллективе
1.Направленность активности. 5.Ценностно-ориентационное единство. 6.Организован-ность. 10.Лидерство. 14.Эффективность деятельности. 20.Срабатывае-мость. 18.Надежность.   2.Психологичес-кий климат. 7.Сплоченность 11.Совместимость 12.Единство мнений о людях и группе.     3.Благополучие взаимоотношений 8.Статусная структура в межличностных отношениях (звезды – предпочитаемые - аутсайдеры - отвергнутые). 15.Отношения: деловые –эмоциональ-ные. 4.Коллективистическое самоопределение личности. 9.Чувство принадлежности к данной группе. 13.Удовлетворенность – неудовлет-воренность своим статусом. 16.Стремление «внедриться» в сознание других членов группы (и изменить их поведение). 17.Желание быть как все. 19.Интеграция с другими членами группы.

Поэтапное развитие группы по пути к коллективу

21.Диффузная группа («сыпучий песок») 23. Группа - ассоциация («вязкая глина») 25. Группа - кооперация («мерцающий маяк») 27. Группа - коллектив («горящий факел»)

Признаки хорошо организованного детского коллектива (по А.С.Макаренко)

22.Каждый ребенок психологически защищен 24. Чувство собственного достоинства сохраняется у всех, даже у самых слабых. 26. Много приветливых радостных лиц. 28. Преобладает приподнятое настроение («мажор»).

Литература

1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 159-196.

2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. –М.: Просвещение, 1981.

Тема 10: «Человек познающий»

1. Свойства ощущения 2. Свойства восприятия
46.Качество, интенсивность. 49. Латентность (инертность). 50. Чувствительность (абсолютная и относительная). 53. Адаптация (положительная и отрицательная). 56. Сенсибилизация. 55. Синестезия 47. Структурность и целостность. 48. Предметность. 51. Осмысленность. 52. Константность. 54. Апперцепция.


Классы ощущений: Виды восприятия:

3. Экстероцептивные. 1. Пространства.

6. Проприоцептивные. 2. Времени.

5. Интероцептивные. 4. Движения.

Рациональное познание.

Память и мышление.

Виды памяти Виды мышления
7.Произвольная - непроизвольная 11. Кратковременная - оперативная – долговременная 13. Эмоциональная 14. Образная 12.Словесно- логическая 15.Двигательная 8.Предметно – действенное 9. Образное 10. Словесно-логическое
Процессы памяти Механизмы мышления
18. Запоминание 19. Сохранение 22. Воспроизведение 23. Забывание 17.Анализ через синтез 20.Аналогии 21. Классификация 16. Обобщение.

Индивидуальные особенности

памяти (преобладающая)мышления

24. Слуховая 25. Зрительная 28. Двигательная   26. Глубина 27. Самостоятельность 29. Оригинальность 30. Гибкость.
Индивидуальные особенности
внимания Воображения
Виды
31. Произвольное 33. Непроизвольное 35. Послепроизвольное 32. Пассивное 34. Активное 36. Творческое 37. Воссоздающее

Свойства и механизмы функционирования

Внимание Воображение

38.Объем 42. Распределяемость 43. Переключаемость 45. Устойчивость 44. Колебания 39.Агглютинация 40. Гиперболизация 41. Заострение

Литература

1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С.231-365.

Тема 11: «Индивидуально-психологические особенности»

Основные показатели, элементы структуры

Темперамента Характера Способностей
4.Эргичность 6.Эмоциональность 7.Пластичность 3.Отношение к труду 5.Отношение к другим людям 8.Отношение к себе 1.Индивидуально-психологические свойства 2.Обеспечивает скорость усвоения опыта 9.Отражает оригинальность, неповторимость продуктов деятельности
Виды (типы) ТемпераментаХарактераСпособностей
10.Холерик 14.Сангвиник 16. Флегматик 17. Меланхолик 11.Нормальные 12.Психопатии (астенический, психоастенический, истероидный, возбудимый по Ганнушкину) 13.Общие 15.Специальные
Проявления в жизнедеятельности Темперамента Характера Способностей
18.Хотя и не является ограничением при выборе основных (массовых) профессий, но предполагает формирование индивидуального стиля деятельности; 21. Проявляется в эмоциональной, интеллектуальной, двигательной сферах; 19. Как правило, при выборе профессии не учитывается, хотя реально влияет на успешность труда; 22. В большей мере проявляется в общении; 20.Является ведущим критерием при профотборе 23. Выступает одним из основных факторов успешности деятельности
Ведущие факторы развития Темперамента Характера Способностей
24.Генные (наследственные предпосылки) 25. Социальный компонент (семья, обучение, условия деятельности) 26.Высокая личная мотивация 27.Благоприятные социальные условия 28.Работа на пределе сил.

Литература

1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.– С. 366-400.

Тема 12: «Эмоционально-волевая сфера человека»

Эмоции Воля
Основные функции
2.Регулятивная 3. Экспрессивная 5.Мотив поведения 1.Саморегуляция (власть над собой) 4. Управление социальной ситуацией
Формы переживания чувств Структура волевого акта
6.Чувственный тон 9. Эмоции 10. Настроение 13. Аффект 14. Стресс 7.Постановка цели 8. Осознание путей достижения 11. Борьба мотивов 15. Принятие решения 12.Выполнение решения
Высшие чувства Локус контроля
16. Праксические 18. Интеллектуальные 20. Нравственные 21. Эстетические 17. Внешний 19. Внутренний

Литература

1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 366-462.

Наши рекомендации