Тема: Возникновение и развитие конфликтологии

1. Предпосылки формирования конфликтологических идей

а) Эволюция научных воззрений на конфликт;

б) Практические знания как источник конфликтологических идей.

2. История отечественной конфликтологии и отрасли отечественной конфликтологии.

3. Общая характеристика зарубежной конфликтологии

а) Проблема конфликта в зарубежной конфликтологии;

б) Западная социология конфликта;

в) Зарубежные политологические теории.

4. Значение, предмет и задачи конфликтологии

а) Роль конфликтологии в развитии Российского общества;

б) Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии;

в) Основные цели и задачи конфликтологии.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику основных предпосылок формирования конфликтологических идей.

2. Назовите отрасли отечественной конфликтологии и дайте их сравнительную характеристику.

3. Обоснуйте периодизацию истории отечественной конфликтологии.

4. Охарактеризуйте историю развития отраслей отечественной конфликтологии.

5. Дайте характеристику истории и современного состояния зару­бежной конфликтологии.

6. Раскройте проблему системного подхода к изучению конфлик­тов.

7. Охарактеризуйте основные группы понятий в универсальной по­нятийной схеме описания конфликтов.

8. Раскройте значение, предмет и задачи российской конфликто­логии.

9. Обоснуйте эволюционную структуру психики человека.

10. Опровергните или обоснуйте необходимость изучения зоокон­фликтов.

11. Дайте характеристику девяти типов эволюции конфликтов.

12. Оцените суждение: «Целью разрешения конф­ликта является некоторое бесконфликтное состояние, где люди взаимодействуют в полной гармонии»:

а) возможно полное разрешение конфликта;

6) нет полного бесконфликтного состояния;

в) главное — управлять конфликтом;

г) главное — не провоцировать конфликт.

13. Установите соответствия между теориями и их разработчиками:

1. Общая теория конфликта;

2. Теория социального равновесия (структурно-фун­кциональный анализ);

3. Теория социального насилия и агрессии;

4. Учение о психоанализе.

а) 3. Фрейд;

б) К. Лоренц, Р. Ардри;

в) Т. Парсон, Р. Мертон;

г) Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг.

Выполните задания

1. Оцените свои практические знания о конфликтах. Установите, какие основные факторы повлияли на их формирование.

2. Сравните подходы к определению сущности конфликта и его анализу в различных отраслях конфликтологии. Определите причины различий.

3. Проанализируйте 2—3 реальных конфликта из собственного опыта, используя универсальную понятийную схему описания конфликта.

4. Оцените роль конфликтов в своей жизни, жизни вашей семьи, организации, в которой вы работаете или учитесь, России.

5. Определите, какую роль играет бессознательное и подсознание в вашей жизни. Вспомните свое поведение в острых конфликтах. Усиливается ли влияние подсознания на ваше поведение в кон­фликте по сравнению с обычными ситуациями или ослабевает?

Литература

Анцупов А.Я.,Шипилов А.И.Конфликтология: Учебник для вузов.- М.:ЮНИТИ, 2002.-551 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. -464 с.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 317 с.

Семинарское занятие 2

Тема: Теоретико-методологические основы конфликтологии

1. Методологические принципы исследования конфликтов

(Принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип единства теории и практики, принцип системного подхода, конкретно-исторического подхода, объективности, междисциплинарности, преемственности, эволюционизма, личностного подхода);

2. Применение методов психологии в конфликтологии

а) методики определения уровня внутриличностной конфликтности

б) возможности тестов в определении конфликтности человека

в) Изучение конфликтных отношений в социальных группах

3. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов

4. Ситуационный метод исследования конфликтов

5. Методы исследования межгрупповых конфликтов.

Основные понятия

Метод, методика, трансактный анализ, тест, конфликтность личности, тревожность реактивная и личностная, социометрия, наблюдение, эксперимент.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте методологические принципы исследования конфликтов.

2. Охарактеризуйте значение и содержание программы конфликтного исследования.

3. Назовите основные методики психологии, применяемые в исследовании и диагностике конфликтов.

4. Дайте общую характеристику модульной методики диагностики межличностных конфликтов.

5. В чем состоит сущность ситуационного метода исследования конфликтов? Раскройте ее сильные и слабые стороны.

6. Охарактеризуйте основные качественные методы изучения межгрупповых конфликтов.

7. Каковы особенности математического моделирования межгрупповых конфликтов.

8. Конфликтология связана с рядом наук: психо­логией, социологией, политологией, экономикой, фило­софией, юриспруденцией и др. Эта связь помогает решать проблемы:

а) принципов познания;

б) методов исследования;

в) накопления формального материала;

г) более глубокого понимания предмета.

9. Понятие конфликта в представлении разных ученых:

Представителям каких наук принадлежат эти оп­ределения конфликта?

1 .Естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне
2.Предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызванные противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, наций, государств
3.Противоборство субъектов (носителей) противоречий, противодействие сторон, преследующих несовместимые или взаимоисключающие цели
4. Универсальный способ взаимодействия сложных систем, преодоление противоречий и ограничений в любой сфере, где осуществляются контакты между отдельными людьми и их сообществом

а) социологам;

б) психологам;

в) юристам;

г) специалистам управления.

Выполнить задания

1. Разработайте программу исследования интересующей вас проблемы, связанной с конфликтами.

2. Оцените с помощью тестов Томаса и Лири свое поведение в проблемных ситуациях социального взаимодействия.

3. Оцените с помощью тестов уровень своей внутриличностной конфликтности.

4. С помощью модульной методики проведите диагностику межличностных отношений и конфликтов в любой малой группе.

5. Проведите ситуационный анализ 2-3 реальных конфликтов, в которых Вы участвовали.

Литература

Анцупов А.Я.,Шипилов А.И. Конфликтология:Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2002. – 551 с.

Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, - 320 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.

Семинарское занятие 3

Тема: Характеристика конфликта как социального феномена

1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека (Признаки трудной ситуации, трудные ситуации в деятельности, социального взаимодействия и личностного плана).

2. Поведение человека в трудных ситуациях.

3. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости.

4. Классификация конфликтов (Проблема классификации в конфликтологии. Основные виды классификация конфликта).

5. Причины возникновения конфликтов (Объективные факторы возникновения конфликтов. Организационно-управленческие причины конфликтов. Социально-психологические причины конфликтов. Личностные причины конфликтов).

Основные понятия

Проблемная ситуация, критическая ситуация, экстремальная ситуация, конфликтная ситуация, конфликтоустойчивость, классификация.

Вопросы для самопроверки

1. В силу наличия каких признаков конфликт можно отнести к трудным ситуациям жизнедеятельности человека?

2. В чем заключается конфликтоустойчивость человека?

3. Какие основные виды конфликтов вы знаете?

4. Перечислите основные объективные факторы возникнове­ния конфликта.

5. Какие причины возникновения конфликтов можно отнести к личностным?

6. Назовите основные компоненты структуры психологической устойчивости.

7. В чем заключается высокий уровень конфликтоустойчивости?

Выполнить задания

1. Вспомните одну из трудных ситуаций, в которых вы оказы­вались ранее. Охарактеризуйте свое поведение в ней.

2. Дайте характеристику основных причин конфликта между правительством и шахтерами, который произошел в 1998 г.

3. Проанализируйте конструктивную и деструктивную функ­ции одного из производственных (служебных) конфликтов, свидетелем которых вы являлись.

Продумать решение ситуаций

Вопрос.Какие чувства у вас возникают при слове «конфликт»? Надо ли избегать конфликтов?

Ситуация 1.Можно часто наблюдать, как дети ссорятся по тому или иному поводу со сверстниками. С какого возраста можно осуществлять обучение «миролюбивому» поведению в конфликтах?

Ситуация 2.В школах психологи проводят большую работу с детьми по предотвращению конфликтов и их разрешению. С чего начинается работа школьного психолога по проблемам конфликтов?

Ситуация 3.Учительница М.И. в деталях рассказывала, как ученик грубо разговаривал, держа руки в карманах, ехидно улыбался. Учительница заметила малейшие нюансы поведения ученика. А на вопрос: «А как вели себя вы? Возмущенно отвечает «А при чем здесь я, ведь мы разбираем поведение ученика!» Что не учитывается в данной ситуации при разборе конфликта?

Ситуация 4.Учительница Н.И. недавно начала работать в 6 классе. При очередном опросе учащихся подростков неформальному лидеру Коле поставила «2». Учащиеся в ответ устроили обструкцию педагогу. Создалась конфликтная ситуация, хотя сам педагог считает, что оценка поставлена объективно и не должно быть конфликта.

Почему в классе возник конфликт?

Имеют ли право школьники судить о соответствии выставляемых оценок?

Ситуация 5.Обычно мы представляем конфликтную личность как человека, который чаще другихоказывается участником конфликтной ситуации. То есть он обладает повышенной склонностью к возникновению ситуации как конфликтной.

Приведите примеры психических качеств личности, предрасполагающих к конфликтности.

Ситуация 6.У Владимира не складывались межличностные отношения с тещей из-за ее привычки быть судьей.

Почему конфликты возникают чаще с человеком, имеющим привычку быть судьей?

Литература

Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов.М.: ЮНИТИ, 2002. – 551 с.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. -464 с.

Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, - 320 с.

Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 445 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.

Законспектировать статьи:

1. К.Левин «Типы конфликтов» С. 113-118

2. Ф.Е.Василюк «Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций». С. 277-298.

Литература: Психология конфликта: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

Семинарское занятие 4

Тема: Характеристика конфликта как социального феномена (продолжение)

1. Сущность конфликта и его структура (Объективные составляющие конфликта. Психологические составляющие конфликта. Особенности восприятия конфликтной ситуации).

4. Функции конфликтов (Двойственный характер функций конфликта. Влияние конфликтов на основных участников. Влияние конфликтов на социальное окружение).

5. Динамика конфликтов (Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Эскалация конфликта. Динамика различных видов конфликта).

Основные понятия

Конфликт, стороны конфликта, предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта, позиции конфликтующих сторон, причины конфликта, конфликтная ситуация, инцидент.

Вопросы для самопроверки

1. Укажите, из каких основных компонентов состоит структура конфликта.

2. Раскройте сущность двойственного характера функций конфликта.

3. В чем состоит специфика восприятия конфликтной ситуа­ции?

4. Почему конфликт часто перерастает в фазу эскалации?

5. Каким образом происходят потеря и искажение информа­ции при общении оппонентов?

6. Человек определяет ситуацию как конфликтную, исходя из:

а) своего опыта; б) своего решения; в) своей конфликтности; г) решения оппонента.

7. Учитель в классе устроил разнос по поводу пло­хого выполнения домашнего задания, вызвав разную реакцию учащихся. С чем в наибольшей мере связана разная реакция учащихся?

а) С индивидуальными особенностями учащихся; б) с различной оценкой ситуации;

в) с разным отношением к учебе; г) с разным отношением к домашним заданиям.

8. Каковы возможные искажения конфликтной си­туации в сознании человека?

а) схематизация ситуации; б) просчет последствий конфликта;

в) категоричность суждений, их крайности; г) аттрибутивные искажения;

д) внушенные искажения; е) иллюзорные искажения.

Выполните задания

1. Определите последовательность основных ста­дий развития конфликта:

а) начальная фаза;

б) возникновение;

в) эскалация;

г) инцидент;

д) конфликтное взаимодействие;

е) нарастание напряженности;

ж)конфликтные действия;

з) исход.

2. Основными этапами и фазами конфликта являются:

Этап дифференциации Этап эскалации Этап интеграции
1. 2. 3.

Расставьте фазы конфликта в графах таблицы:

а) конфликтное взаимодействие;

б) развитие послеконфликтной ситуации;

в) завершение конфликта;

г) инцидент;

д) попытка разрешить спор неконфликтным способом;

е) возникновение предконфликтной ситуации;

ж) возникновение объективной спорной проблемы;

з) осознание проблемы конфликта субъектами взаи­модействия.

3. Модели развития конфликта (по Н.В. Гришиной). Определите, какими средствами воздействия бу­дет пользоваться оппонент, исходя из своего опыта ре­шения конфликтов:

а) апелляция к формальному порядку;

б) сильное давление, эмоциональные удары, угрозы и т. п.;

в) убеждение, аргументация, попытки договориться.

Прежний опыт Позитивный опыт Опыт преодоления Опыт
взаимодействия отсутствия разногласий и непреодоленных
участников разногласии или недоговоренности разногласий и
конфликта их успешного   негативного
  преодоления   взаимодействия
Отношение к Уверенность в Отсутствие Нежелание
новой ситуации возможности уверенности в договариваться,
  договориться, возможности актуализация
  стремление к договориться, поиск негативных чувств
  поиску формального  
  взаимопонимания Выхода из ситуации  
Цель Договориться Решить проблему «Победить»
Изменение Интенсификация Ограничение Минимализация
общения      
Информационные Позитивные «Формализация Негативные
компоненты в неформальные общения» неформальные
общении компоненты   компоненты
Восприятие Партнер Оппонент Противник
противостоящей      
стороны      
Взаимодействие Сотрудничество Кооперация Конкуренция
Средства 1. 2. 3.
воздействии      

Литература

Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ, 2002. – 551 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. -464 с.

Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, - 320 с.

Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 445 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.

Законспектировать статьи

1. Дж.Тернер «Ключевые положения Зиммеля, касающиеся остроты конфликтов»; С. 28-29

2. Дж.Тернер «Функции социального конфликта по отношении. К участвующим в нем сторонам» (по Зиммелю). С. 29-30.

3. Дж.Тернер «Функции конфликта по отношению к социальному целому» (по Зиммелю). С. 30-31.

Литература: Психология конфликта: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. -448 с.

Практическое занятие 5

Наши рекомендации