Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез
Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:
1. Формирование консультативных гипотез.
2. Проверка консультативных гипотез.
Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе «Формирование консультативных гипотез»:
Эмпатическое слушание. Обычно, когда говорят об эмпатии в психологии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. От начинающего консультанта достаточно хотя бы просто желать и внешне демонстрировать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».
Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
Сбор информации. История возникновения проблемы (когда и в связи с чем), отношения со всеми действующими лицами в рассказе и их отношение к проблеме, представления клиента о том, чем могла бы быть вызвана проблема, были ли ухудшения или улучшения и с чем они были связаны, что вызвало обращение к консультанту именно сейчас.
Структурирование беседы. Первый прием – задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери». Второй прием – краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с Вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно, он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию – начать задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта – он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез знаменует переход консультативной беседы ко второму подэтапу второго этапа консультативной беседы.
Техники активного слушания.
Техника | Описание | Функции |
Открытый вопрос | Вопрос, начинающийся с вопросительного слова и не подразумевающий определенного ответа | Помогает выяснить главные обстоятельства и облегчает разговор |
Закрытый вопрос | Вопрос, на который можно ответить «да» или «нет», или несколькими словами | Помогает быстро получить необходимую информацию и закрыть длинные рассказы |
Поощрение | Повтор нескольких главных слов клиента | Поощряет детальное пояснение отдельных фраз и прояснение их значения |
Парафраз | Повтор сущности сказанного клиентом, используя его основные выражения | Показывает понимание, проверяет правильность понимания клиента, побуждает к дискуссии |
Отражение чувств | Избирательное внимание к эмоциональному содержанию | Проясняет чувства, лежащие под основными обстоятельствами, побуждает к обсуждению чувств |
Резюме | Повтор сказанного клиентом в организованном виде | Полезно проводить вначале, в середине для прояснения обнаруживающихся важных моментов и в конце встречи |
Эмпатия.
Умение проявлять эмпатию считается одним из основных профессиональных качеств практического психолога. В психологии межличностных отношений и психологии личности наиболее популярно понимание эмпатии, предложенное Даймонд: "Эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу». Согласно А.Б. Орлову и М.А. Хазановой (2002), эмпатию можно определить как «процесс безоценочного сопереживания одного человека реальным и актуальным переживаниям другого при соблюдении эмпатирующим условия «как если бы» и при его невмешательстве в процесс осознания своих переживаний эмпатируемым. К. Роджерс говорит об эмпатии как о процессе, который включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого, при умении на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. Данный процесс К. Роджерс называет словом «experiencing», что переводится как «переживание», хотя более точным, смысловым переводом было бы слово «опыт». Поясняя суть своего определения эмпатии, К. Роджерс подчеркивает, что «эмпатичный терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого пациентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему более полному и беспрепятственному переживанию». Таким образом, мы приходим к выводу о том, что важнейшей составляющей эмпатии будет не способность к эмоциональным переживаниям, а когнитивная способность понимать смысл данного переживания для клиента. Приоритетное значение когнитивной составляющей эмпатии подчеркивается и в определении Дж. Игана (2000): «Эмпатия - это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание».
В настоящее время рассматривают различные виды эмпатии: базисная эмпатия, эмоциональная эмпатия, конгруэнтная эмпатия, культурологическая эмпатия и др.
Независимо от вида эмпатии, в ее основе всегда находится способность к безусловному принятию (А. Айви, 1995). Категория «безусловного принятия» согласно исследованию В.М. Просековой (2002) является одним из основных эталонов, позволяющих различить профессионалов и непрофессионалов в психологической практике. Безусловное принятие описывается как терпимое отношение к самым различным переживаниям, мыслям и состояниям других людей, умение испытывать интерес к их жизни и к ним самим как личностям, сопереживать и раскрывать собственные переживания.
Кроме безусловного принятия эмпатия включает в себя несколько других важнейших конструктов:
Позитивный настрой можно рассматривать, как умение уважать мнения и ценности клиента даже в том случае, когда они сильно отличаются от тех, которые имеет консультант. Основный посыл консультанта заключается в обращении к сильным сторонам клиента, так как именно процесс поиска ресурсов может помочь клиенту начать сложный процесс изменения. А. Айви называет эту составляющую эмпатии «минимальной терапией изменения», которая основывается на положении, утверждающем, что если консультант сможет найти некую сильную сторону или ресурс у клиента и будет периодически обращаться к этой сильной стороне, то в конечном итоге, данный ресурс станет более явным для самого клиента, и займет центральное место в его самоотношении и жизни в целом.
Уважение,которое демонстрирует компетентный консультант по отношению к клиенту, может выражаться как вербально, так и невербально, в позиции консультанта. Позиция уважения подразумевает обращение к достоинству личности клиента, как основному этическому принципу психологического консультирования. Такая позиция не означает, что от консультанта требуется одобрять поведение клиента (это различение становится особенно значимым при обращении клиентов, совершивших асоциальные поступки). В то же время, известная закономерность, согласно которой большинство таких клиентов сами в детстве были жертвами насилия, помогает консультанту проявить уважение к личности, не принимая поведение клиента.
Теплота может быть определена как эмоциональное отношение к клиенту, выражающееся через невербальные и паравербальные ключи. Поза, тон и тембр голоса, жесты, выражение лица – все это помогает проявлять уважение к клиенту и передает позитивный настрой консультанта, поэтому все перечисленные составляющие находятся в тесной взаимосвязи и не могут рассматриваться отдельно. Важнейшим индикатором способности проявлять теплые чувства является улыбка.
Готовность реагироватьподразумевает способность консультанта переводить процесс консультирования в контекст «здесь-и-теперь». Осознание своих чувств по мере ведения консультативной беседы помогает консультанту лучше понимать переживания клиента, реагировать на подтекст рассказа. Умение консультанта грамотно использовать самораскрытие и технику обратной связи предоставляет клиенту уникальную возможность расширить опыт своего восприятия ситуации и пережить инсайт.
Конгруэнтность, искренность и аутентичностьконсультанта в процессе взаимодействия отражают уровень интегрированности его личности. Открытость консультанта, не переходящая границу излишней откровенности, способствует более открытому и искреннему выражению чувств клиента.
Для развития навыка осознания мы используем «Шкалу эмпатии» (А. Айви, 1995), приведенную в книге «Консультирование и психотерапия: культурологическая перспектива». Данная шкала включает 7 уровней эмпатии, каждый из которых подробно описывает содержание высказываний и отношения консультанта к репликам клиента. Приведем сокращенный вариант данной шкалы.
1 уровень. Консультант отвлекается, перебивает клиента, делает резкие замечания.
2 уровень. Консультант пытается помочь клиенту, но, тем не менее, не соглашается, не принимает позицию клиента и слушает невнимательно (в некоторой форме присутствует в повседневной жизни большинства людей).
3 уровень. Консультант внимательно слушает, но упускает суть высказываний клиента, парафраз не раскрывает смысла сказанного им (уровень обычного разговора, при котором урон не наносится, но проблема остается нераскрытой).
4 уровень. Минимально приемлемый уровень для профессионального консультанта. Парафраз, отражение чувств или резюме точно отражают суть сказанного клиентом. К данному уровню относятся самораскрытие и открытые вопросы.
5 уровень. Точный парафраз дополняется элементом точной интерпретации или удачной гипотезы, которые высказываются очень осторожно и помогают клиенту продолжать исследования проблемы.
6 уровень. Используются все составляющие эмпатии. Консультант демонстрирует высокий уровень компетентности в умении использовать все техники активного слушания. Клиент и консультант демонстрируют паттерны синхронизации и комплементарности движений.
7 уровень. Высокий уровень мастерства, при котором консультант достигает способности к переживанию эмпатии как «способа бытия».