Прохладный социальный климат
Побывав в различных организациях, мы часто по-разному можем охарактеризовать их обстановку: официальная или неофициальная, гуманная' или негуманная, теплая или холодная. Что лежит в основе этих характеристик? Какие черты социальной среды делают ее приветливой или негостеприимной? Выполняя это задание, вы станете социальным детективом, разыскивающим как явные, так и скрытые формы социального поведения, которые создают «прохладный» климат.
Во-первых, вам надо выбрать, конкретную знакомую вам организацию, членам которой приходится взаимодействовать с «чужаками» или «посетителями». Во-вторых, вам нужно идентифицировать людей, имеющих статусы разного уровня в этой среде — люди с высоким статусом считаются в организации «хорошими», «правильными» и «подходящими», их приветствуют, поддерживают и вознаграждают. Люди с низким статусом считаются менее хорошими, «не нашего типа» или неподходящими, их не поддерживают или игнорируют. В качестве примера можно привести недавно выполненную работу, в которой исследовалась обстановка занятий в классе и
рассматривались типы поведения, которые создают прохладный климат для женщин, противопоставляя их мужчинам. (Некоторые из таких «холодных» типов поведения, выявленных в этой работе, перечислены далее, чтобы вы получили некоторое представление о предмете своих наблюдений.) Вы тоже можете исследовать обстановку в классе, поскольку она легко доступна для вас, но в качестве других возможностей можно предложить обстановку на работе, в магазинах и ресторанах.
В разных обстановках могут использоваться различные критерии, на основе которых людям присваивается различный статус. С людьми часто обращаются по-разному, в зависимости от их пола, расы и возраста, а также от внешности (одежды, прически и т. п.). Выполняя это задание, вы можете быть либо наблюдателем, либо наблюдателем-участником. В первом случае вы будете наблюдать и регистрировать «теплые» и «про-хладные» виды поведения в организациях по отношению к людям, обладающим высоким и низким статусом. Во втором случае вы также будете наблюдать за поведением, но уже по отношению к вам (как к представителю группы либо с высоким, либо с низким статусом). Например, если вы явитесь в шикарный ресторан в несоответствующей случаю одежде, то вы можете заметить, как персонал будет реагировать на вас по сравнению с другими посетителями.
Сделав наблюдения, кратко изложите их в отчете, а затем проведите собственный анализ причин, по которым эти виды поведения создали теплую или прохладную атмосферу.
Приведенные ниже примеры взяты из докладов, подготовленных Ассоциацией американских колледжей в рамках программы «Статус и образование женщин». Здесь перечислены формы поведения преподавателей, которые, как было обнаружено, создают на занятиях прохладный климат для женщин-студенток. Такие формы поведения (и другие, им подобные) могут также создавать прохладный климат в других органи-зациях и для других людей (например, для этнических меньшинств).
Элементы вербального поведения
Делать замечания, которые унижают женщин, — как общие, так и конкретные, относящиеся к их интеллектуальным способностям и старательности в учебе.
Переходить от обсуждения работы женщины к обсуждению ее физических характеристик или внешнего вида.
Использовать на занятиях сексистский юмор в качестве педагогического приема.
Обозначать лиц мужского пола словом «мужчины», а лиц женского пола — словами «девушки» или «девочки».
Использовать слова «он» или «человек» для обозначения как мужчин, так и женщин.
Элементы невербального поведения
Смотреть в глаза мужчинам чаще, чем женщинам. В ответ на вопросы и замечания мужчин кивать и жестикулировать чаще, чем в ответ на выступления женщин.
Принимать позу внимания (например, наклоняться вперед), когда говорят мужчины, но проявлять признаки нетерпения (например, поглядывать на часы), когда выступают женщины. Постоянно находиться ближе к студентам-мужчинам.
Элементы поведения, влияющего на активность группы
Игнорировать студенток и предоставлять слово студентам, даже когда женщины явно выражают желание принять участие в обсуждении. Обращаться непосредственно к мужчинам, а не к женщинам. Называть мужчин по имени чаще, чем женщин.
Обращаться к группе, так, как будто женщины не присутствуют (например, начинать вопрос со слов «когда вы были мальчиком...»). «Натаскивать» мужчин, добиваясь от них более полного и тщательно продуманного ответа или объяснения (например, «почему вы думаете, что это основной поворотный пункт?»), и не добиваться этого от женщин. Дольше ожидать ответа от мужчин, чем от женщин, перед тем как обратиться за ответом к другому студенту.
Перебивать женщин чаще, чем мужчин (или позволять другим студентам перебивать женщин чаще, чем мужчин).
Задавать женщинам вопросы, требующие изложения фактов (вопросы низшего порядка), а мужчинам задавать вопросы, требующие личных оценок и критического мышления (вопросы высшего порядка). Реагировать на замечания мужчин более пространно, чем на замечания женщин.
Приписывать высказывания мужчин их «авторам» («...как отметил Джон»), но в аналогичных случаях не признавать авторства за женщинами. Делать, казалось бы, полезные замечания, которые подразумевают, что женщины не столь компетентны, как мужчины (например, «я знаю, что женщинам обычно трудно справиться с этим оборудованием, но я с удовольствием помогу вам после занятий»).
Составьте отчет по заданию, ответив на следующие вопросы:
1. В какой организации вы исследовали обстановку?
2. Взаимодействия между какими людьми вы наблюдали в этой обстановке?
3. Опишите, какие из наблюдаемых вами форм поведения создавали, по вашему мнению, прохладный социальный климат. Почему вы сочли, что эти формы поведения «охлаждают» атмосферу? Другими слова-ми, какие социальные сообщения передавали эти формы поведения?
4. Опишите, какие из наблюдаемых вами форм поведения создавали, по вашему мнению, теплый социальный климат. Опять-таки, почему вы сочли, что эти формы поведения «согревают» атмосферу? Какие социальные сообщения передавали эти формы поведения?
5. Прочие замечания по поводу ваших наблюдений (такие, как другие замеченные вами закономерности, зависимость от ситуации — например, формы поведения, которые имеют место только в групповых ситуациях и не встречаются в ситуациях «один на один»).