Дональд дж. даттон и артур п. эйрон
Donald G. Button, Arthur P. Aron. Some Evidence for Heightened SexualAttraction under Conditions of High Anxiety. — Journal of Personality and Social Psychology, 30(4),1974. P. 510-517.
Примечание редактора.Большинству людей приходилось переживать ощущение сильного влечения к какому-нибудь человеку. На чем основано это чувство страстного возбуждения? Можно подумать, что оно бывает вызвано исключительно лишь желанными качествами привлекательного индивида, но результаты социально-психологических исследований говорят, что это не так. Наше возбуждение может на самом деле быть страхом, или тревогой, или волнением, или другой сильной эмоцией — но если в данной ситуации присутствует подходящий объект для любви, оно может быть обозначено как сексуальная аттракция. Эта гипотеза была подвергнута проверке в оригинальном полевом эксперименте, который проводился на двух мостах, перекинутых через реку в Канаде. Вы можете спросить: какое отношение имеют мосты к сексуальному возбуждению? Читайте дальше и увидите!
Накоплено большое количество данных, которые косвенно свидетельствуют о том, что, когда человек испытывает сильные эмоции, сексуальные аттракции возникают с повышенной частотой. Например, на-блюдения показывают, что гетеросексуальная любовь связана и с ненавистью... и с болью. Наличие связи между «агрессией» и сексуальной аттракцией подтверждается в работе Тинбергена (Tinbergen, 1954). Его наблюдения за животными различных видов показали, что в их поведении тесно переплетаются ухаживание и агрессия. Результаты серии экспериментов, проведенных Баркли, указывают на существование аналогичного явления и в человеческом поведении. Баркли и Хэйбер (Barclay,Haber, 1965) создали экспериментальную ситуацию, в которой студенты одной группы рассердились на своего преподавателя, жестоко отругавшего их за плохие результаты проверочной работы; другая группа студентов была контрольной. Затем студенты из обеих групп прошли тес-тирование для оценки их агрессивных чувств и сексуального возбуждения. Проверка эффективности манипуляций дала положительные результаты, и студенты из группы «рассерженных» продемонстрировали значительно более сильное сексуальное возбуждение по сравнению с контрольной группой... о чем говорило явно сексуальное содержание рассказов, написанных студентами в ответ на стимулы, подобные стимулам Теста тематической апперцепции (ТАТ). Аналогичные результаты были получены еще в двух исследованиях, в которых экспериментатор сердил членов мужских и женских студенческих землячеств. В исследовании 1970 года экспериментатором была женщина, в результате чего было продемонстрировано, что связь между агрессией и сексуальным возбуждением не специфична только для мужской агрессии: в этом исследовании с помощью измерения физиологического показателя сексуального возбуждения (содержание кислой фосфатазы в анализах мочи) было получено дополнительное подтверждение данной гипотезы.
Баркли объяснил свои результаты наличием особой связи между агрессией и сексуальностью. В подтверждение своей позиции он привел аргумент Фрейда (1938), который считал, что доисторический мужчина должен был физически доминировать над своими потенциальными сексуальными партнершами, а также работу Кларка (Clark, 1952), в которой повышенное сексуальное возбуждение, вызванное просмотром слайдов с изображениями обнаженных людей, приводило к усилению агрессивности в реакциях на стимулы ТАТ. С другой стороны, Эйрон (Aron, 1970), который также признавал наличие связи между агрессией и сексуальностью, считал, что эта связь является лишь частным случаем более общей связи, существующей между эмоциональным возбуждением и сексуальной аттракцией всех видов. Для демонстрации этого он разработал эксперимент, в котором вместо гнева в роли независимой переменной выступали остаточные эмоции, сохранившиеся после ин-тенсивной ролевой игры. В этом эксперименте каждый из 40 испытуемых-мужчин участвовал в
ролевой игре с одной и той же привлекательной женщиной-помощником экспериментатора, причем либо в ситуации, вызывавшей сильные эмоции, либо в ситуации, вызывавшей минимум эмоций. Испытуемые, которые играли высокоэмоциональные роли, включали значительно больше сексуальных образов в рассказы, написанные в ответ на стимулы ТАТ... и проявляли значительно более сильное желание поцеловать помощника экспериментатора... чем испытуемые из контрольной группы. Одно из возможных объяснений этих результатов основано на теории эмоций, предложенной Шехтером...
(Schachter, 1964). Он утверждал, что в определенных обстоятельствах для эмоционального обозначения необъяснимых или неоднозначных состояний возбуждения используются внешние сигналы. Однако стоит отметить, что многие из процитированных работ показывают, что связь между сексуальной аттракцией и сильными эмоциями может существовать даже в том случае, когда
эмоции ясны. Поэтому, приняв во внимание мнение Шехтера и общие результаты исследований сексуальной аттракции, Эйрон (Aron, 1970) выдвинул гипотезу о том, что в присутствии приемлемого объекта сильные эмоции всегда обозначаются как сексуальная аттракция, причем индивид не обязательно должен обращать все свое внимание на обстоятельства, являющиеся причиной этих эмоций.
Серия экспериментов, о которых сообщается в этой статье, была задумана для проверки предположения о том, что если мужчины встречают привлекательную женщину в тот момент, когда они испытывают сильную эмоцию (страх), то она кажется им более привлекательной, чем мужчинам, не испытывающим сильных эмоций. В эксперименте 1 была предпринята попытка в естественной обстановке проверить наличие предполагаемой связи между эмоциями и сексуальной аттракцией. Экс-перименты 2 и 3 — это полевое и лабораторное исследования, проведенные для уточнения результатов эксперимента 1.