Лекция 8 - Групповые конфликты
Основные особенности личностно-групповых конфликтов, а также их причины и специфика управления.
Основными особенностями конфликтов между личностью и группой являются следующие:
1. Структура такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках;
2. Причины конфликтов такого вида отличаются своеобразием. Можно выделить три основные группы причин, а именно:
2.1. Причины, связанные с нарушением ролевых ожиданий;
2.2. Причины, связанные с неадекватностью внутренней установки статусу личности. Здесь будем иметь ввиду, что внутренняя установка отражает субъективное восприятие личностью своего статуса, а статус показывает реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений;
2.3. Причины, связанные с нарушением групповых норм или общих правил поведения, которых придерживаются все члены группы;
3. Формы проявления таких конфликтов достаточно разнообразны:
3.1. Применение групповых санкций;
3.2. Существенное ограничение или полное прекращение общения членов группы с конфликтующим;
3.3. Резкая критика в адрес конфликтующего;
3.4. Эйфория со стороны конфликтующего.
Следует остановиться на такой их разновидности, как конфликт между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают в случаях несоответствия компетентности руководителя принятым нормам и существующим ожиданиям, неприятия нравственного облика и характера руководителя.
Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия.
1. Этап прогнозирования конфликта. На этом этапе целесообразны следующие действия:
1.1. Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников;
1.2. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей;
1.3. Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев;
1.4. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта:
– актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности;
– критические высказывания в адрес конфликтующей личности;
– ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью;
1.5. Нарушение групповых норм, проявление высокомерия и презрения;
2. Этап предупреждения конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести:
2.1. Применение педагогических мер:
– беседа;
– разъяснение;
– формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм);
2.2. Применение административных мер:
– приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта;
– перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения;
3. Этап регулирования конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия:
– разъяснение конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта;
– объяснение лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта;
4. Этап разрешения конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта:
– первый, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их;
– второй, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод).
Основные особенности, специфика управления и причины возникновения личностно-групповых конфликтов |
Основными особенностями конфликтов между личностью и группой являются следующие:
1. Структура такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках;
2. Причины конфликтов такого вида отличаются своеобразием. Можно выделить три основные группы причин, а именно:
2.1. Причины, связанные с нарушением ролевых ожиданий;
2.2. Причины, связанные с неадекватностью внутренней установки статусу личности. Здесь будем иметь ввиду, что внутренняя установка отражает субъективное восприятие личностью своего статуса, а статус показывает реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений;
2.3. Причины, связанные с нарушением групповых норм или общих правил поведения, которых придерживаются все члены группы;
3. Формы проявления таких конфликтов достаточно разнообразны:
3.1. Применение групповых санкций;
3.2. Существенное ограничение или полное прекращение общения членов группы с конфликтующим;
3.3. Резкая критика в адрес конфликтующего;
3.4. Эйфория со стороны конфликтующего.
Следует остановиться на такой их разновидности, как конфликт между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают в случаях несоответствия компетентности руководителя принятым нормам и существующим ожиданиям, неприятия нравственного облика и характера руководителя.
Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия.
1. Этап прогнозирования конфликта. На этом этапе целесообразны следующие действия:
1.1. Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников;
1.2. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей;
1.3. Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев;
1.4. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта:
– актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности;
– критические высказывания в адрес конфликтующей личности;
– ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью;
1.5. Нарушение групповых норм, проявление высокомерия и презрения;
2. Этап предупреждения конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести:
2.1. Применение педагогических мер:
– беседа;
– разъяснение;
– формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм);
2.2. Применение административных мер:
– приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта;
– перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения;
3. Этап регулирования конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия:
– разъяснение конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта;
– объяснение лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта;
4. Этап разрешения конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта:
– первый, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их;
– второй, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод).
Переходим к рассмотрению конфликта между группами.
Особенности межгрупповых конфликтов: их причины возникновения и специфика управления.
В межгрупповом конфликте в качестве субъектов выступают группы (малые, средние или микрогруппы), преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы. Таким образом, основой данного конфликта является столкновение противоположно направленных групповых мотивов, интересов, ценностей и целей. Выделим особенности межгрупповых интересов:
1. Субъективное содержание образа конфликтной ситуации носит характер групповых взглядов, мнений и оценок. Для него характерно наличие трех явлений:
1.1. Деиндивидуализация взаимного восприятия сводится к размыванию индивидуальных характеристик членов конфликтующих групп и подходу к ним в соответствии с принадлежностью к своей или враждебной общности;
1.2. Неадекватное групповое сравнение представляет использование двойных стандартов для оценки групп, когда своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются;
1.3. Групповая атрибуция или объяснение группового поведения разными причинами. Так, позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами, а негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняется внешними причинами;
2. Межгрупповые конфликты отличаются формами проявления и протекания. Такими формами могут быть собрания, совещания, митинги, забастовки, дискуссии, переговоры.
3. В межгрупповых конфликтах проявляются дополнительные функции, такие как сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы; раскол группы, отстаивающей незаконные интересы; утверждение статуса личности в группе.
Переходим к изучению способов управления межгрупповыми конфликтами. Для этого используем те же этапы, что и в случае изучения конфликтов между личностью и группой, рассмотренные нами ранее.
1. На этапе прогнозированияконфликта необходимо:
1.1. Постоянное взаимодействие с внешними организациями с целью анализа общественного мнения;
1.2. Организация работы с лидерами противоборствующих групп;
1.3. Выявление ранних симптомов межгрупповых конфликтов в скрытой фазе.
2. На этапе предупреждения конфликта управление им сводится к следующим действиям:
2.1. Разработка мер по нейтрализации конфликта на основе анализа его причин и факторов;
2.2. Продолжение работы с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках;
2.3. Применение педагогических и административных мер;
3. На этапе регулирования конфликта необходимо:
3.1. Признание реальности конфликта лидерами конфликтующих групп;
3.2. Легитимизация конфликта, т.е. установление норм и правил конфликтного группового взаимодействия;
3.3. Институциация конфликта, т.е. создание рабочих групп по разрешению конфликта;
3.4. Применение технологий регулирования конфликта (информационных, коммуникативных, социально-психологических, организационных).
4. На этапе разрешения конфликта необходимо организовать переговоры между конфликтующими сторонами и направить их на согласование интересов и позиций.
В Результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:
- В изучении групповых конфликтов выделяются три основные подхода – мотивационный, ситуационный и когнитивный, различающихся интерпретацией основных источников возникновения конфликтов.
- Существуют конфликты между группами и конфликты между личностью и группой. Они обладают специфическими особенностями, но в управлении ими имеется определенная общность.
· Лекция 9 - Глобальные, региональные и социальные конфликты
Понятие, особенности и управление глобальными конфликтами. |
Глобальный конфликт по масштабу является общепланетарным и затрагивает интересы всего человечества.
- Глобальные конфликты – это конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации.
Рассмотрим связь глобальных конфликтов и глобальных проблем современности. Их соотношение представлено в таблице 1.
Табл. 1