Стабилизация личностной идентичности и адаптация
Во взаимодействии с внешней средой человеку постоянно приходится проверять и оценивать свои представления о самом себе, своих возможностях, способностях, ролях, о своем месте в социальных отношениях. Невозможность индивида соотнести внутренний мир с внешним миром в ситуации «множащегося многообразия» является базовой предпосылкой формирования кризиса индивидуальной идентичности. Это состояние характеризуется внутренней нестабильностью, проявляющейся в отсутствии или потере внешних и внутренних ориентиров (ценностных, смысловых, мотивационных). Возникает ощущение спутанности, размытости личностных границ, потери контроля над собственной жизнью, растет внутреннее напряжение.
Отсутствие социальных институтов, призванных сопровождать человека в процессе проживания им данного состояния, приводит к усугублению болезненных переживаний и затрудняет процесс стабилизации идентичности, отвечающей потребностям и требованиям, предъявляемым к личности на современном этапе.
Особенно актуальны вопросы выбора и самоопределения в юношеском возрасте.Центральной задачей развитияв юношеском возрастеявляетсяформирование адекватной личностной идентичности. Переживаемые молодыми людьми трудности идентификации и адаптации к новым жизненным ролям сказываются как на качестве отношений с собой и окружающими, так и на функционировании в обществе. Это может проявляться в виде следующих психических состояний: переживаний комплекса негативных эмоций и чувств по отношению к другим людям и самому себе, агрессивности, разных формах зависимого поведения; депрессии, беспомощности, негативизма; желании убежать от реальности, проявлениях властности и нарциссизма.
Одна из проблем современного общества заключается в создании условий для формирования целостной личности — устойчивой, автономной, но в то же время открытой для роста и развития, то есть личности, обладающей стабильной идентичностью. Стабильная идентичность, то есть достижение личностью целостности при сохраняющихся у нее возможностях динамики и развития, считается в психологической науке критерием сформированности личности.
В процессе стабилизации личностной идентичности человек осознает свою уникальность, границы личности, своего Я, свои возможности и жизненные перспективы, источники самоуважения и самоуверенности. Стабилизация идентичности личности выражается в процессе приведения в устойчивое состояние совокупности личностных характеристик, проявляющихся в значимых смысложизненных ориентациях, убеждениях и согласованных самоопределениях, обеспечивающих чувство постоянства, осмысленности жизни, оптимизма в отношении будущего.
Под стабилизацией идентичности понимается процесс приведения в устойчивое состояние совокупности личностных характеристик, обеспечивающих чувство постоянства, осмысленности жизни, ощущения права на выбор и смену форм деятельности, оптимизма в отношении будущего
Признаки стабилизации личностной идентичности:
- интеграция через понятия и суждения частных образов «Я» в связанную систему согласованных самоопределений,
Прикладной аспект физической культуры:
Представления личности о своих способностях в плане физических характеристик носят достаточно часто дискретный характер. К области оценивания своего физического «Я» относят: здоровье, спортивные способности, стройность тела, все физические качества (смотри опросник «Самоописание физического развития в приложении №1). Понимание гетерохронности развития физических качеств, особенностей личностной конституции, направленности спортивных способностей, содержание психического и соматического здоровья стимулирует мыслительные процессы и дополняет общую картину представлений о себе – «Я-концепцию».
Уточнение каждого из этих параметров, сопоставление субъективных оценочных суждений с объективными данными (в виде результатов тестирования по определению уровня физического развития, индекса массы тела, статистических данных по заболеваниям) не только придаст «Я-концепции» дифференцированный, избирательный характер, но и расширит ее за счет поступления новых, реалистичных сведений.
- развитие интернальности (когнитивный компонент);
Прикладной аспект физической культуры:
Понимание причин успешного и неуспешного поведения в рамках физкультурно-спортивной деятельности способствует становлению чувства уверенности в своих силах, самоуважения.
Личность с интернальной направленностью чаще и больше осознает меру ответственности за происходящие события как последовательность собственных поступков. Интерналы считают все происходящие события (различной степени важности) результатом собственных действий и чувствуют собственную ответственность за эти события. Развитие интернальности происходит за счет смещения точки ответственности с внешних обстоятельств на внутренние причины. Такой механизм интериоризации свидетельствует о повышении уровня психического развития личности.
Поэтому человек-интернал в больше степени контролирует свое поведение и может выстраивать как стратегию профессиональной карьеры, так и модель личной жизни.
В случае с физической культурой и спортом стоит обратить внимание на развитие именно интернальных черт характера. Именно самостоятельность, активность, ответственность, столь характерные для интернальности, помогают личности в достижении физкультурно-спортивных результатов.
- субъективное восприятие своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом, определяющее целенаправленное отношение к жизненным ситуациям;
Прикладной аспект физической культуры:
Как показывают исследования, двигательная активность служит прекрасным средством профилактики стрессогенных факторов за счет формирования устойчивого образа Я личности средствами физической культуры. Также следует отметить биохимические реакции и физиологические механизмы во время движения, которые улучшают настроение и расширяют психоэмоциональную сферу личности. Например, оздоровительный бег в сочетании с водными процедурами является одним из самых эффективных средств борьбы со стрессовыми ситуациями (в том числе бессонницей), вызванными большим объемом накапливаемой информации.
Физические упражнения заставляют сжигать в качестве дополнительного топлива некоторые аминокислоты, которые в противном случае могут достичь токсичного уровня. Столь высокий уровень аминокислот, характерный для людей с малоподвижным образом жизни, может причинить непоправимое повреждение и опустошить резервы других жизненно важных аминокислот, таких как триптофан и тирозин.
Мозг использует триптофан для производства серотонина, мелатонина, триптомина, индоламина, которые и являются естественными антидепрессантами, отвечающими, в том числе за регуляцию уровня сахара и кровяного давления.
Тирозин используется для производства адреналина, норадреналина и допамина – они абсолютно необходимы для координации физиологических процессов при различных физических нагрузках. Поэтому движение выступает как мощный регулятор активности деятельности головного мозга с позиций производства гормонов «радости».
Успокаивающее влияние бега усиливается действием гормонов гипофиза (так называемых эндорфинов), выделяющихся в кровь во время длительной пробежки. Эти гормоны вызывают состояние физического и психического благополучия, подавляя при этом чувство голода и боли. Результатом действия оказывается изменение настроения в лучшую сторону. Достоверно отмечено повышение показателей физической и умственной работоспособности после начала занятий оздоровительным бегом.
Плавание тоже оказывает успокаивающее влияние на нервную систему, уравновешивает психическое состояние человека, как и танцевальные движения, спортивные и подвижные игры, элементы хатха-йоги, аутогенной тренировки.
- чувство общности с другими людьми (эмоциональный компонент);
Прикладной аспект физической культуры:
Межличностные отношения в группе студентов, находящихся на практических занятиях по физической культуре, имеют ряд особенностей. К ним относятся, в первую очередь, ощущения чувства общности с другими людьми (наличие общих целей, задач, перспектив), выработка эмоциональных отношений и групповых норм. Таким образом, коллективная форма занятий устанавливает определенный тип взаимоотношения педагога со студентами. Совпадение личных и общественных (учебных) целей, без сомнения, улучшает атмосферу в группе и взаимопонимание с педагогом.
- осознание себя субъектом психологических ролей, способность к решению в действии личных и социальных ситуаций, нахождение в ролевой самореализации новых видов поведения для осуществления жизненных задач (ролевой компонент).
Прикладной аспект физической культуры:
Выполнение студентами на занятиях по физической культуре определенных ролей в социальном контексте как раз направлено на проявление таких личностных качеств, как эмпатия, коммуникабельность и сила убеждения. Речь идет о выполнении функций арбитра, судьи, организатора соревнований, помощника преподавателя, судьи-протоколиста и так далее.
Приобретение подобного опыта межличностного общения расширяет границы человеческого сознания и увеличивает количество алгоритмов поведения в различных ситуациях.
Выделяют три компонента личностной идентичности: когнитивный, эмоциональный, ролевой. Данные компоненты интерпретируются как устойчивые структурные характеристики личностной идентичности. Примечательно, что в рамках теории и методики физической культуры представлена аналогичная структура – структура внутренней картины здоровья (ВКЗ). ВКЗ - это особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его усовершенствованию. Внутренняя картина здоровья - самопознание и самопринятие себя человеком в условиях здоровья, определенное психофизиологическое пространство, где человек способен оценить свои биологические, социально-психологические и духовные возможности.
Формирование ВКЗ предполагает:
- осознание и идентификацию внутреннего динамического состояния гомеостаза, отождествление себя с образом здорового психосоматического целого;
- осознание проявляющихся признаков стойкого нарушения гомеостаза, то есть идентификацию в себе индикаторов предболезни, предвестников отклоняющегося состояния.
В развитии ВКЗ играют роль как эмоциональные, так и интеллектуальные и волевые компоненты. Каждый человек вырабатывает в течение жизни собственную концепцию здоровья. Она включает в себя механизмы развития, признаки самочувствия, симптомы нарушений, доминирующие представления о будущем, некоторые способы продвижения к нему.
При отсутствии знаний о формах нездорового реагирования, неадекватных стратегий и представлений может сложиться искаженное понимание собственного здоровья, что приводит к появлению разнообразных форм нездорового реагирования (например, ипохондрия, страхи за здоровье, создание мифов о природе и лечении заболеваний).
Существует три грани внутренней картины здоровья:
- когнитивная (совокупность умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, оптимальных способах сохранения и укрепления здоровья);
- эмоциональная (переживание здорового самочувствия, связанного с комплексом ощущений позитивного эмоционального фона — спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия и т.п.);
- поведенческая (представляет собой совокупность моторно-волевых усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных системой его верований и направленных на достижение значимых для него целей).
Очевидно, что на содержание всех компонентов внутренней картины здоровья существенное влияние может оказать практика систематических двигательных занятий. Во-первых, она дает знания об оптимальном режиме функционирования организма и «маркерах», критериях его здорового и нездорового состояний.
Во-вторых, двигательная активность приучает чувствовать положительный эмоциональный подъем в моменты наибольшего накопления ресурсов, «мышечную радость» при хорошей тренировке (и беспокойство в отсутствии необходимой организму «дозы» движения).
В-третьих, регулярная двигательная активность органично включается в режим дня, приучает находить время для тренировки. Тем самым, физическая культура становится существенным средством развития внутренней картины здоровья человека и стабилизации личностной идентичности.
Очевидно, что становление личностной адаптации улучшает адаптационный потенциал личности.
Таким образом, при взаимодействии в процессе физического воспитания накапливаются ценностные ориентации, используются те формы и методы обучения, которыми ученик уже владеет, рассматриваются способы и формы применения прошлого успешного опыта в новых условиях, что позволяет расширить диапазон модификаций адаптивного для студента поведения.
В современных отечественных и зарубежных научных исследованиях все большее значение придается изучению факторов, вызывающих нарушение процесса адаптации у человека и как следствие - обуславливающих развитие психогенных психических расстройств. Политические, экономические, социальные перемены, произошедшие в обществе за последнее десятилетие, привели к снижению уровня жизни, ухудшению здоровья людей. Данные дезадаптационные факторы не могли не отразиться на представителях молодого поколения. Исследования здоровья студентов за последние 10 лет отражают тенденцию к снижению показателя «уровня здоровья», что свидетельствует об ухудшении состояния здоровья из поколения в поколение.
Так, если в 1996 году низкие значения «уровня здоровья» имели 88,7% студентов, то в 1998 году их было 92,2%, а в 1999 году - 93% [Сливкина Н.В.,1999].
Обращая внимание на глобальные причины дезадаптации, важно отметить, что социально-экономическое переустройство в нашей стране повлекло реформы, которые негативно отразились на эффективности разработанных ранее психолого-профилактических программах.
Изменение социально-экономической ситуации в стране, появление множества новых психотравмирующих факторов заставляет обратиться к изучению обусловленных ими психических расстройств. При этом одним из важных вопросов является уточнение роли макросоциальных преобразований в формировании процесса дезадаптации. Именно молодое поколение является слабым звеном в проблеме приспособления общества к среде. Все перечисленные аспекты нуждаются в углубленном изучении, учитывая их важность для оптимизации комплексных программ профилактики психогенных психических расстройств у населения.
В ряде работ психологической и медицинской направленности по адаптации студентов отмечается, что в период учебной деятельности значительная часть учащихся находится в состоянии напряжения и перенапряжения, а определенная часть в состоянии срывов адаптационных процессов.
В частности, обследования обучающихся студентов медицинского университета показали, что уже при поступлении на 1 курс 30,8% абитуриентов имеют хронические заболевания, а у части первокурсников имеется по два и более заболеваний. При этом студенты-первокурсники имеют низкий индекс здоровья [Агарков В.И.1999].
Выявлено, что уровень физического здоровья в процессе обучения неуклонно снижается, причем, более существенно у лиц мужского пола. Большинство студентов осваивает любые дисциплины за счет изменений физиологических функций и ухудшения здоровья.
Адаптационные процессы у студенчества многие исследователи рассматривают или как адаптацию к обучению и построению новых межличностных отношений в ВУЗе, или же эти процессы рассматриваются с позиции адаптации субъекта к будущей профессии.
На особенности приспособления студентов к образовательной среде оказывают влияния биологические, социальные, личностные, гендерные факторы в совокупности, при этом личностные факторы играют преобладающую роль в успешной адаптации. В условиях обучения в системе высшего образования, каждый субъект обладает особым психотипологическим набором качеств, детерминирующих индивидуальные и личностные закономерности адаптации-дезадаптации в современной студенческой среде.
В качестве критериев адаптивности можно указать:
- успешное обучение,
- отсутствие вредных привычек,
- адекватное взаимодействие в диаде «преподаватель-студент»,
- относительная стабильность психофизиологических систем; или слабая степень выраженности акцентуаций личности,
- превалирование позитивных механизмов психологической защиты и другие факторы.
Из пяти критериев два критерия являются одновременно и основными элементами здорового образа жизни личности. Это отсутствие вредных привычек и относительная стабильность психофизиологических систем.
Здоровый образ жизни – это показатель высокой культуры студента, сознательного отношения к собственному здоровью. Это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни. Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.
Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий адаптации личности в обществе.
Следовательно, студенты с адекватной адаптацией характеризуются наличием устойчивых механизмов позитивной психологической защиты (компенсация, рационализация).
При наличии стойких проявлений дезадаптационных процессов выражено преобладание деструктивных механизмов психологической защиты - регрессии, вытеснения и отрицания, что обусловливает формирование аномального личностного и поведенческого реагирования.
В настоящее время под психологической защитой понимаются любые реакции, которые личность научилась неосознанно использовать с целью защиты своего психического «Я» от чувства тревоги, вины, а также от внутреннего или внешнего конфликта или фрустрации. Психическая защита - это психорегулятивная система стабилизации личности, минимизирующая последствия психотравмирующих и дискомфортных воздействий.
Термин «защитный механизм» обозначает прочную поведенческую защитную модель, образованную с целью обеспечения защиты «Я» от осознания явлений, порождающих тревогу.
Как было отмечено ранее, к числу позитивных механизмов психологической защиты относят рационализацию и компенсацию:
Рационализация - механизм психологической защиты, позволяющий сформулировать личности логическое обоснование “дефектов” недостижимости целей, самооправдание сомнительных действий. Используется для сохранения высокого уровня своей самооценки, для ухода от чувства вины. К его положительным сторонам можно отнести поддержание обоснования своих действий, скрывающих истинные мотивы поведения и как следствие - сохранение самоуважения, самоутверждения против внешней критики.
К отрицательным сторонам - деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется. Человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше.
Компенсация – онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Он предназначен для сдерживания чувства тревоги, печали по поводу реальной или мнимой потери, нехватки, недостатка или неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены соответствующего недостатка.
К числу дезадаптационных факторов относят наличие таких механизмов психологической защиты как регрессия, вытеснение и отрицание.
Регрессия – механизм психологической защиты, возвращающий личность на более ранний уровень развития (поведение во время неожиданно возникших трудностей). Приводит к инфантилизации личности, при которой все степень ответственности за происходящие события переносится с внутренних проблем на внешние обстоятельства.
Вытеснение - механизм психологической защиты, при котором возникает непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательную сферу, то есть удаление из сознания всего того, что вызывает тревогу и противоречия в «Я- концепции» данной личности.
Механизм вытеснения может перейти в акцентуацию характера - трансформироваться в беззаботный стиль поведения. Но вытесненные формы поведения могут восстанавливаться в конфликтных и напряженных психических состояниях. К положительным сторонам его можно отнести то, что неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради ощущения душевного спокойствия, и это приносит моментное освобождение.
К отрицательным сторонам - вытеснение требует энергии для поддержания психического равновесия, к тому же травмирующая ситуация остается, что со временем может привести к дезадаптационному срыву.
Отрицание – наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Развивается с целью блокировки эмоций принятия окружающих людей, если они демонстрируют безразличие или негативные эмоции. Это, в свою очередь, может привести к самоотвержению.
Выделяют ряд факторов, взаимосочетание которых позволяет обосновать возможность вероятностного прогнозирования формирования личностной дезадаптации у студентов:
- выраженные меланхолические или холерические черты в структуре флегматического или сангвинического типов темперамента;
Развивающий потенциал физических упражнений:
Темперамент-это совокупность динамических особенностей психических процессов и поведения человека (скорость реакции, индивидуальный ритм и темп работы, скорость переключения психических процессов и поведения с одного вида деятельности на другой, скорость включения в различные виды деятельности, сила протекания эмоций, соотношение процессов возбуждения и торможения). Это биологический фундамент личности.
Холерический и меланхолический типы темперамента объединяет повышенный уровень эмоциональности, психической неуравновешенности. Если в холерике преобладает импульсивность как содержательная сторона эмоций, то в меланхолике – чувствительность. Доказано, что систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при длительной напряженной умственной или физической работе.
Занятия физической культурой и спортом положительно воздействуют на нервную систему и психику занимающихся, что повышает, в свою очередь, уровень адаптационного потенциала личности с позиций укрепления холерического и меланхолического типов темперамента.
- акцентуация личности по застревающему типу;
Развивающий потенциал физических упражнений:
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим свойствам, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже устойчивой реакции к другим воздействиям. Акцентуация может быть как явная, так и скрытая.
Застревающий тип акцентуации характера представляет собой зацикливание на негативных эмоциях, чувствах и проявляется в склонности к затяжным конфликтам, где носитель данного типа акцентуации характера чаще бывает активной стороной.
Как было уже отмечено ранее, занятия физической культурой и спортом способствуют формированию у человека положительной эмоциональной сферы, что может представлять несомненную ценность в улучшении адаптационных способностей личности.
- преобладание деструктивных механизмов психологической защиты (регрессия, отрицание, вытеснение);
Развивающий потенциал физических упражнений:
В диаде «педагог-студент» межличностный аспект играет весьма существенную роль, так как оценка, получаемая студентом, носит скорее субъективный, чем объективный характер. Поэтому дискомфортные ситуации, связанные с отрицательным отношением и оцениванием со стороны педагога, студенты переживают за счет механизмов регрессии, вытеснения или отрицания. В рамках учебного процесса по физической культуре основным носителем информации об успешности студента является уровень его физической подготовленности, оценка которого осуществляется по объективным показателям – контрольным нормативам. Поэтому соответствующие деструктивные механизмы ослабевают и проявляют себя в наименьшей степени.
Вместе с тем сложность оценки продуктивности учебно-физкультурной деятельности, самой сферы физической культуры человека сопряжена с ее специфической организационной структурой. Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов (1988) отмечают: «Те, кто придаёт решающее значение при оценке продуктивности одной лишь безукоризненной технике, упускают из виду важнейший психологический факт. Результаты любых человеческих усилий, любой деятельности зависят не только от совершенства навыков и умений человека, но и от его характера, силы его устремлений, значимости его действий в собственных глазах и глазах других людей, от смысла того, что он делает». Поэтому даже при объективно неуспешном выступлении существует возможность поощрения студента за проявление личностных качеств.
- превалирование коппинг-механизма в виде привычной реакции на стресс - избегание;
Развивающий потенциал физических упражнений:
Возможность пережить жизненные трудности есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия личности с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как превышающие его ресурсы.
Задача понимания негативных жизненных обстоятельств состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их.
Можно определить подобное поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий.
При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Коппинг-механизм и есть способ преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности (смотри приложение №2).
Коппинг-механизм в виде избегания представляет собой мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству и уходу от проблемы. Обнаружена прямая зависимость между использованием данной стратегии поведения и внешним локусом контроля личности (экстернальная модель поведения). Как было отмечено ранее, занятия физической культурой и спортом в большей степени формируют интернальные черты характера человека. Это сознательное поведение, ориентированное на активное изменение ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю.
- неадекватное психологическое восприятие собственного возраста.
Развивающий потенциал физических упражнений:
От молодого человека учебная жизнь требует не только усвоения знаний, умений и навыков, но и активного преобразования действительности, в результате чего студенты учатся адекватно оценивать себя с целью дальнейшего построения алгоритма успешной сдачи теоретического и практического материала, необходимого для учебной дисциплины «Физическая культура». Кроме того, наличие опыта успехов и неудач, формирующее реалистичное представление о себе, выступает как важный регулятор самооценивания и самоотношения.
Таким образом, социальная адаптация личности является динамическим процессом, вследствие чего возможна ее регуляция. При определенных условиях (создаваемых в том числе на занятиях по физической культуре) возможно достижение существенного повышения уровня социальной адаптации личности в юношеском возрасте.