Воронеж 1992 г -2006г
М. БЕРДС
(М.Ю.Бердышева)
«МОНОГРАФИЯ»
ИЛИ
УЧЕБНИК
ПО ПСИХОТЕРАПИИ,
ОСНОВАННЫЙ
НА ЛИЧНОЙ ПРАКТИКЕ
(самоучитель)
ДЛЯ ПСИХИЧЕСКИ НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ -
Т. Е. ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ХОРОШАЯ СОЦИАЛЬ-
НАЯ АДАПТАЦИЯ И ЗДОРОВЫЙ ЮМОР .
(При обнаружении допущенных ошибок – автор будет признателен, если ему о них сообщат)
Воронеж 1992 г -2006г.
Автор не является составителем работы на заданную тему из чужих разнообразных источников. Все, что есть в «Монографии» - зарегистрированный проработанный собственный опыт. Помните! Это учебник, самоучитель, который доступен лицам со средним школьным образованием и выше. Для лучшего постижения данных истин рекомендую свой метод «Вразброд» (см. дальше), на котором я сама лично натренировала память, внимание и быстроту мышления, а также он помог многим ученикам и студентам. Поможет и вам тоже. (М. Бердс)
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе употребляется слово «магия», которое не является научным термином официально, но автор предлагает его научно узаконить в связи с тем, что оно стало на слуху и доступно для понимания. Это слово ассоциируется со словом «могу» и вызывает эмоциональный подъем, усиливает внимание.
Прежде чем приступить к изложению своих взглядов на науку, которая тесно переплетается с моей жизнью, хочу сказать несколько слов об основных понятиях, знание которых, на мой взгляд, является фундаментом каждого.
ПСИХОТЕРАПИЯ - «лечение душой» - воздействие здоровой психикой врача (или его заместителя) на больную или ослабленную психику пациента, в результате чего происходит лечение психического или соматического (телесного) заболевания.
ЗАБОЛЕВАНИЕ ( БОЛЕЗНЬ ) - это нарушение здоровья как устойчивого равновесия, в результате чего равновесие исчезает и «весы» (образ - модель) постоянно колеблются. Если возникает новое равновесие (неважно, каким путем) - наступает выздоровление, если «весы» ломаются - смерть. Между этими двумя крайними исходами существуют различные формы компенсации. («Болезнь - стесненная в своей свободе жизнь»).
ОБРАЗ-МОДЕЛЬ – известные в быту предметы, явления, отражающие в своем качестве главную мысль сравнения.
ЗДОРОВЬЕ - состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Физическое благополучие изучает наука нормальная физиология. Нарушение этого благополучия - различные патологические и клинические дисциплины (медицинские).
Психическое благополучие пока в полном объеме, как научное направление, не изучено. В настоящее время психология, как научное и антинаучное предтеча, предпринимает только первые робкие шаги описательного характера и первые попытки классификаций субъективного типа. Нарушение психического благополучия изучает и лечит (чаще - безуспешно) психиатрия и ее ветвь - психотерапия.
Социальное благополучие - максимально адекватное взаимодействие индивида с человеческим обществом - изучается везде, где работает человеческий мозг. Поэтому наука о социальной норме, как высшей формы человеческой нормы, есть наука для всех здравомыслящих людей. Вопрос: «Нормален ли индивид?» - задает себе каждый немного по-своему, но всегда при любом новом знакомстве, если, простите, мозги этого каждого не задурманены алкоголем или чем-то еще или если каждый - не дурачок. И только после ответа на этот вопрос возникают другие вопросы.
Но: нормален в каком качестве? Психически. А что такое психика?
ПСИХИКА (ДУША) - прижизненно сформированная способность головного мозга отражать действительность (образ-модель - Зеркало). Эта способность дана нам природой для познания окружающего мира и адекватного взаимодействия в виде творческого его преобразования для самосовершенствования, для эволюции человечества в целом.
Сразу же напрашивается упрек ведущим философским течениям - идеализму и материализму: что первично, материя или сознание? Ну, тут сразу же можно внести поправку в пику обоим упрямцам: позвольте узнать, а куда Вы отнесете подсознание?
...Вот так и рождаются предрассудки: неверное, неточное определение термина - и абсурд. СОЗНАНИЕ - это часть нашей психики, которая позволяет нам произвольно руководить мыслительными процессами, с затратой дополнительных сил и энергии. ПОДСОЗНАНИЕ , практически, непроизвольно, спонтанно и работает, как сердце, без дополнительных затрат. Граница расплывчата, но она есть. Так что основной вопрос современной философии должен звучать так: что первично, материя или психика? Вспомним, что МАТЕРИЯ - это объективная реальность, данная нам в ощущениях и существующая вне наших знаний о ней. Материя бывает двух видов - ВЕЩЕСТВО И ПОЛЕ (ЭНЕРГИЯ ), которые переходят друг в друга. Материя существует в движении. Движение материи подчиняется законам точных наук, в том числе и физике. Физика, в частности, изучает законы отражения. Если психика - это сложная форма ОТРАЖЕНИЯ материи, то она должна подчиняться тем же законам отражения, усложненным какими-то деталями. Следовательно, психика всего лишь определенное свойство движущейся материи и не имеет смысла ее от материи отделять.
Психика (душа) в целом состоит из психических актов - т.е. ее состояний в настоящий момент времени, пока другое состояние не придет на смену первому и т.п. Предположим, что психический акт можно представить в виде луча света (образ-модель). Предположим, что психический акт - определенно отраженный луч. Поглощая впечатления внешнего мира, психические акты «застывают» в виде подобия голограммы в нашем головном мозге, откуда мы можем взять снимок этих впечатлений, как информацию для модернизации.
Предположим: если психический акт - луч света, то его можно разложить на спектр процессов, плавно переходящих друг в друга, которые при наложении и взаимопроникновении образуют законченный психический акт, как белый свет становится белым из семи различных цветов. Если разложить психический «луч» на подобный спектр, то получится 7 аналогов спектральных цветов. Назовем их «нормальными синдромами»:
1) волевой синдром;
2) внимание;
3) восприятие;
4) мышление и речь;
5) интеллект;
6) память;
7) применение (социальная адаптация).
(Более подробно - см. приложение 1 «Гипноз и жизнь доктора Бердс». Лекции колдуна Анатолия).
Знания, которые дает эта монография, могут быть использованы как кандидатами и докторами наук, так и людьми, имеющими только образование средней школы. Навыки, которые здесь описываются и, в качестве приложений, будут оформляться в виде аудио и видеозаписей, предусматривают психотерапию на доврачебном (домашнем) уровне, которая в руках ученых лиц соответствующих специальностей легко приобретает высоко научный смысл.
Цель написания монографии - это цель моей жизни. Имея огромный клинический опыт, не буду скромничать - талант, научные изыскания и эксперименты, я должна их вынести в свет так, чтобы быть максимум понятной современному и послесовременному обществу. Здесь все: и сухие журнальные статьи, и неопубликованные отчеты, и несанкционированные опыты в лабораториях; и незапатентованные сборники. И рефераты. И, так сказать, художественная литература. Здесь вся моя психика, насколько только я могу ее выражать - сочетание моего ума и воли, что должно быть неразрывно для истинного познания природы.
Р.S.: на мой взгляд, только отрыв от официального «научного» признания и липовых диссертаций, может дать миру то, что спасет настоящую науку.
(2003 год)
- !!! - !!! - !!! -
ГЛАВА 1
ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ГИПНОЗА
Явление гипноза с незапамятных времен притягивало интересы масс. Люди сильной воли и определенного характера издревле владели искусством вводить в гипнотический транс.
В рабовладельческом обществе их называли жрецами. Гиппократ, потомок обожествленного Асклепия (за его врачебный талант) в совершенстве владел этими приёмами. Он был последним всемогущие магом, объединившим в себе истинное жреческое мастерство, огромный опыт и научно-обоснованные выводы. После него мир врачей раскололся на медиков и колдунов. Он сам и стал причиной этого раскола. Открыто борясь с теми, кто называл себя «жрецами храма», а, по сути, был лишь истерической псевдокопией, он победил. Но, к сожалению, вместе с водой выплеснул и младенца. Получилось так, что, освобождая, отец медицины затянул свою дочь в другую темницу, в плен сухой науки, где развитие шло только по пути поглощения объективных знаний и ничего не предпринималось для волевого развития самого врача. Кое-где кое-что кое у кого иногда получалось...
И так продолжалось свыше двух тысячелетий - медицина и «наука воли» («колдовство») шли порознь. Пока не наступил 18 век и дуэт двух чертовски талантливых молодых людей не всколыхнул белый свет. Одним из них был австрийский врач Ф. Месмер - автор медицинской антинаучной системы «животного магнетизма», второй - его близкий товарищ (а может и более) - бессмертный Моцарт. И кто здесь играл роль первой скрипки, «магнетизер» или «волшебная флейта» виртуозного друга, история пока умалчивает до лучших времен. Но с их появлением наступил «золотой век гипноза». Рядом с чаном Месмера, куда он опускал свои руки, якобы тем самым растворяя флюид под звуки чудесной музыки, были картины, напоминающие оргии: кто корчился и метался, кто бранился и орал, кто дико хохотал, кто рвал волосы на всех частях своего тела. И между ними умиротворенно прохаживались сомнамбулы (люди, способные быстро входить в глубокие стадии гипноза) - дамы и господа, ведя светские разговоры друг с другом и между делом помогая кое-кому справиться с конвульсиями.
Они почти не отличались от обычных людей, только движения были слегка замедленными, а зрачки - слегка расширенными, и еще то, что по выходу из этого состояния они не могли ничего вспомнить. Хотя и не все. Месмер пытался описать свои гипотезы, объясняя феномен «магнетизма» «магнетическим флюидом», но так как для этих объяснений не нашлось ни единого факта, он был начисто разбит Лавуазье и его сторонниками,
Месмер был разбит! Но его сеансы «магнетизма», размноженные слухами по всему земному шару, разве разобьешь? И разразилась настоящая буря вокруг этой темы: Шарко, Блейер, Сальпетриер, Брейд - и так далее, и так далее. В конце концов, ударились две мощные волны, два подводных течения –«психики» и «соматики». И когда они отхлынули, на противоположных берегах остались две крупные фигуры, которые смогли не утонуть в океане страстей. На одном берегу стоял творец новой терапии Боткин, на другом - творец психоанализа Фрейд.
Боткину принадлежит идея «нервизма», которую он передал физиологу Павлову. «Идея исследования и осуществления ее принадлежит только мне, - писал Павлов, - но я был окружен клиническими идеями Боткина». Павлов был уникальным исследователем: он был точен и сверхпедантичен, умея заглянуть в суть вещей, увидеть их законы и довести полученные знания до широкой аудитории. Его последовательность, продуктивность и азарт сохранились до глубокой старости. Уже в преклонном возрасте он взялся за изучение психики и создал свое учение о высшей нервной деятельности. Основные положения этой теории просты, как все гениальное.
Высшая нервная деятельность (ВНД) понималась Павловым, как психическая деятельность человека, обусловленная его поведением (взаимоотношением с внешней средой). Высшая базировалась на низшей - ННД - совокупности инстинктов, определяющих организм, как единое целое. Если в основе ННД лежит система инстинктов (безусловный рефлекс), то в основе ВНД - система условных рефлексов. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС - это временная связь между сигналами внешнего мира и внутреннего. Так, например, на кухне зазвенели тарелками - и у вас заурчало в животе. Это ваш желудок «услышал» предвестника обеда и выделил рефлекторный желудочный сок, необходимый для пищеварения. «Эти явления психологи называют ассоциацией», - сказал об условном рефлексе сам Павлов и протянул тем самым незримый мост между двумя науками - физиологией и психологией. Для дальнейшего сближения ни ему, ни представителю психологии Фрейду не хватило жизней. Так до сих пор не нашелся ни один ум, который смог бы их сблизить окончательно. Павлова и Фрейда склоняют во всех странах мира, никто не может их опровергнуть, но и не может серьезно развить дальше. Идут схоластические споры - как лучше назвать избитую столько раз истину или добавляется кое-что по мелочам. Но карты ученых остаются - никто не в силе покрыть этих козырных тузов.
...Теория гипнотических состояний вытекает из теории ВНД. ГИПНОЗОМ Павлов назвал особое состояние психики, отличное от сна и бодрствования, и определил его как частичный сон, когда кора головного мозга спит (она заторможена), но остается в сверхактивном состоянии небольшой её участок – «сторожевой пункт». Через этот пункт идёт особая (несоответствующая ни сну, ни бодрствованию) избирательность усвоения и переработки информации. В этом, и заключается отличительная особенность гипноза как качественно особого психофизиологического состояния. Внушение в гипнозе поступает прямо в подсознание (неосознаваемая часть психики) как пассивное восприятие новых или уже известных ощущений и представлений без критики. Гипноз Павлов отнес к разновидности сонного торможения (По Павлову состояние психики зависит от соотношения между клетками головного мозга, которые могут находиться в состоянии возбуждения или торможения). И, как торможение, гипноз подчиняется общим для этого состояния закономерностям.
Согласно положению теории Торможения, существуют несколько стадий (фаз) разной глубины. Первая фаза называется УРАВНИТЕЛЬНОЙ . Она характеризуется выравниванием ответов на не очень сильные и слабые раздражители. Вторая (более глубокий транс) называется ПАРАДОКСАЛЬНОЙ . Здесь наступает извращение реакций: на сильные раздражители психика дает ответ менее яркий, чем на слабые. Следующая фаза - УЛЬТРАПАРАДОКСАЛЬНАЯ , извращение ответов еще больше: положительные раздражители дают отрицательный ответ, и наоборот. Четвертая - ТОРМОЗНАЯ : ни на какие раздражители ответов нет.
Это подтверждено экспериментально. Это разработано физиологически. Это доказано. Это неопровержимо. И на этом изучение гипноза остановилось. До сих пор не найдена объективная грань между гипнотическим и другими –«обычными» состояниями. До сих пор неизвестна физика гипноза. До сих пор гипноз остается загадкой, удивительным явлением, завораживающим даже одним своим названием.
Но наступает новый «золотой век гипноза» - когда вместо Месмера выступил Кашпировский. Кто же останется на берегу, когда затихнет океан страстей? Кто останется, чтобы продолжить учение Павлова, соединить его с психоанализом и с великой магической волей?
Новый «золотой век гипноза» вырастает из недр «третьего средневековья 20 века». Уже третий раз за сто лет мир трясется от политической неразберихи. И, как всегда, мир как страус - ищет, в какой песок ему спрятать голову. И этим песком оказывается мистика. Раньше были черти - сейчас - экстрасенсы. Под разным соусом их религия охватила весь земной шар. Лица с неустойчивым, слабым характером, у которых эмоции преобладают над разумом (и, как правило, отсутствует чувство юмора) оказались особенно незащищенными от сложностей нестабильной жизни. Вместо реальных решений насущных вопросов они ушли в себя и стали вовлекать в то же самое других. Вместо решительных поступков их «аварийная система» обострила способности гипнотизировать. Экстрасенсы стали «излучать биополя», «уничтожать отрицательную энергию», «заряжаться из космоса», «исправлять ауру», и их религия оказалась настолько заразительна, что нависла угрозой над наукой. Не так-то легко теперь стряхнуть пелену заблуждений. Отуманенные люди отказываются верить очевидному, отрицают факты. А «факты - это воздух ученого», - как сказал Павлов. От экстрасенсов здоровье населения не улучшилось, а как раз наоборот. Вред очевиден. Однако все равно толпы зомбированных лиц идут к ним, астрологам и т.п. И в это «экстрасенсорное» время, естественно, невыгодно бьет по карману научное понимание мира. Раньше теория гипнотических состояний Павлова была обязательной в школьном курсе биологии. Сейчас даже в мединститутской программе на нее отводится 2 академических часа.
Поэтому назрела необходимость вернуть науку, вернуть Павлова, вернуть людям психологическое зрение, иначе мир может сойти с ума.
(1992 год)
- !!! - !!! - !!! -
ГЛАВА 2
...Сколько бы ни пытался лентяй стать мудрецом, не тренируясь при этом на деле, ничего не выйдет. Также и психолог не может существовать, как нечто отвлеченное от другой профессии (поэтому среди психологов так мало нормальных людей). Может ли психолог помочь спортсмену-акробату, выполняющему сложный элемент, преодолеть страх? Я знаю подобный случай. Он закончился смертью спортсмена. Не зная тонкостей определенной специальности, психолог - пустой звук. А как вам спец по семейным отношениям, не имеющий своей семьи? Сапожник без сапог? А может, врач, не вылечивший себя сам? (См. приложение «Раненый целитель»).
То же самое можно сказать об особой форме психолога, известной с незапамятных времен и изученной максимально из всех других вариантов - о гипнотизере. Не может быть гипнотизер отвлечен от дела, где он применяет свои возможности для усовершенствования своего творчества. В противном случае - это больной гипнотизер, маг - психопат, маг - шизофреник, который опасен и для себя, и для окружающих.
Дело, которому Вы служите - это и есть почва для развития ваших гипнотических способностей: психотерапевт - гипнотизер, хирург - гипнотизер, стоматолог, продавец, педагог, просто жена - и т.д. и т.п. Гипнотизер - это не профессия, это дополнение к ней, превращающее жизнь в интересную и увлекательную книгу.
Итак, чем бы Вы ни занимались, это пригодится. И это подчиняется одним и тем же правилам. Главное из них - не навреди, ибо совесть отомстит за нарушение законов человеческой природы.
... Три слона гипнологии, науки о гипнозе, взаимно переплетаются и дополняют друг друга. Это:
1) техника гипнотизирования;
2) формула внушения;
3) мощное личностное ядро (воля к победе).
Все это можно развить в себе так же, как и любую другую способность, если позволяет здоровье.
- !!! -
ТЕХНИКА ГИПНОТИЗИРОВАНИЯ
Для того чтобы загипнотизировать человека (о другом пока не говорим), надо подействовать на кору головного мозга через органы чувств особыми приемами, которые позволяют вызвать именно гипнотическое торможение, а не сонное. Это достигается четырьмя основными приемами:
а) монотонным раздражением (мерцающий свет, метроном, слабые равномерные электрические импульсы и т.п.);
б) резким сверхсильным раздражителем (яркий свет, громкий звук, неожиданное переворачивание тела через спину и прочее);
в) внушением ощущений, характерных для состояния гипнотического транса;
г) избытком информации или сообщением сверхзначимой информации (например, слова: «рак», «война», «умер» и т.п. имеют большое информационное значение).
А также можно сочетать все эти указанные способы.
Кажется все просто, как просто все гениальное. Да. Только требует мастерства. А мастерство - вещь упрямая и капризная. И, как правило, мало проанализированная. Поэтому и получается низкий процент гипнотизации, особенно у большинства. В этой части монографии я хочу предложить свой текст, проанализированный в отношении мастерства, на сколько мне это доступно.
(P.S.: Для врачей рекомендую приложение – «Реферат по астеническим состояниям» в полном объеме, здесь же предлагаю его часть).
- !!! -
ГИПНОСУГГЕСТИВНАЯ ТЕРАПИЯ АККУСТИЧЕСКИМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ («суггестия» - внушение)
... Как практикующий врач, хочу высказать свое убеждение: каждая патология несет в себе элементы астении (недостаток энергии) и фобии (навязчивого страха – если нет ипохондрии или сумасшествия). Даже простой порез пальца требует дополнительных энергетических затрат для преодоления боли и неудобств, и даже здесь существует страх зацепиться больным местом за какой-либо предмет, что мы часто под влиянием этого страха и делаем.
Откуда же взять дополнительные калории? Из пищи? Из космоса? Может, ввести себе АТФ? Да не стоит. В каждой нашей клетке в митохондриях находится та же АТФ, причем в огромном количестве (и с этими запасами мы позволяем друг другу болеть и умирать?!). Главное - преодолеть свою глубинную инертность (лень) и извлечь драгоценную кладезь оттуда для собственных благ. Могу предложить один способ, которым я пользуюсь и для себя, и для других уже много лет.
Именно астенические состояния пациентов послужили причиной для создания универсального гипносуггестивного сеанса, который для удобства потом был назван «Свободная воля» по предложению одной из интересных больных.
Работа над этим сеансом продолжалась с 1989 до 1995 года. За это время было исследовано 15 000 стандартных единиц. За одну стандартную единицу принимались ассоциации одного пациента за 1 сеанс гипноза (т.е. с чем пациент сравнивал свои необычные ощущения). Первые гипнотические сеансы проводились по классической схеме, предложенной Шульцем. Внушалось последовательно: сначала расслабление, потом тяжесть, потом тепло (для введения в гипнотический транс), после чего шел гипнотический текст, направленный на восстановление сил и уравновешенность. Наличие гипнотического транса выявлялось по совокупности признаков: отсутствие движений до конца сеанса, равномерное «сонное» дыхание, отсутствие глотательных движений, определенная скованность мимических мышц – «гипнотическая маска» (заостренные черты лица, особенно носа; плотно сжатые губы, втянутые щеки, запавшие глазные яблоки). Результаты оценивались по 5-ти бальной системе:
«5» - совокупность указанных признаков наблюдалась не позднее, чем через 10 минут от начала сеанса и наблюдалось до конца;
«4» - совокупность указанных признаков наблюдалась позже, чем через 10 минут от начала, но не позже, чем через 15, и сохранялась до конца сеанса; или был не спонтанный (помехи со стороны) кратковременный выход из транса;
«3» - совокупность указанных признаков наблюдалась позже, чем через 15 минут, или был неспонтанный выход из гипноза, и пациент в дальнейшем так и не вошел в транс до конца сеанса; или - кратковременный спонтанный (без помех со стороны) выход из гипноза;
«2» - совокупность указанных признаков наблюдалась кратковременно, затем произошел спонтанный выход из транса до конца сеанса;
«1»- совокупность указанных признаков во время сеанса не наблюдалось, а были лишь эпизодические отдельные его признаки;
«0» - признаков гипнотического транса не наблюдалось.
Сеансы гипноза продолжались 35-55 минут, количество испытываемых на 1 сеансе от 1 до 15 человек. По данным на 1993 год средний балл «гипнотизации» при таких сеансах составлял 3,9. (В настоящее время значительно выше).
Ассоциации (сравнения, образы и т.п.) пациентов конспектировалось, сопоставлялись и систематизировались. Среди многих значимых для пациента ассоциаций ярко выделялись сходные для различных людей ощущения, обрамленные в сходные образы: «грудина становится мягкой», «легкие, как паруса», «легкие дышат сами», «руки, как крылья» и т.д. Эти сравнения включались в дальнейшие сеансы и, соответственно дальнейшему изучению ассоциаций, корректировались и проверялись следующими опытами (критериями была удовлетворенность-неудовлетворенность пациента внушаемыми образами, а также - улучшение состояния сразу после сеанса и через несколько дней). Таким образом, текст совершенствовался и обкатывался на протяжении 6 лет.
Кроме словесно-ассоциативной (о которой шла речь) разработки сеанса, работа велась еще в двух направлениях: над интонированием и над звучанием текста во время чтения.
Для специального интонирования был найден так называемый эффект «колыбельной», заключающийся в затягивании гласных звуков, чередующимся с отрывистым их звучанием, а также с использованием пауз от 0,5 до 3 секунд. Затягивание звуков (например: «Ва-аше те-е-лоо...») можно рассматривать, как монотонный раздражитель, оказывающее гипнотизирующее действие, которое создавало своеобразный гипнотизирующий ритм. А неожиданное укорочение гласных (звучание в 2 раза короче, чем в бытовой речи, что можно обозначить, как следующий за гласным звук «й», например: «... мы-ы-ышцы я-азыкай ...») действовало как «рауш» - гипноз в миниатюре (от неожиданности): углубляло транс, что в ряде случаев оценивалось объективно («гипнотическая маска» резко становилась более выраженной) и субъективно (расценивалось пациентами, как «испуг», от которого тело становилось более скованным, «утяжелялось», «пропадало» и т.п.). Аналогично действовали и неожиданные паузы.
Интересны были некоторые случайные наблюдения: текст «Свободная воля», написанный на бумаге соответственно эффекту «колыбельной» - с чередованием многократного повторения гласных «-а-а-а-», «-е-э-э-» и пр.) и с укорочением (с «й»), на ряд лиц при его прочтении оказывал довольно сильное гипнотизирующее действие.
Кроме того, при чтении текста во время сеанса гипноза была использована своеобразная вокализация при его исполнении. Это усиливало и гипносуггестивный эффект для пациентов и давало возможность гипнотизирующему больше выразить свои эмоции. При анализе такого текста в законченном варианте специалистами (высшее музыкальное образование) были отмечены следующие особенности:
1. «Мелодия» сеанса звучала в параллельных тональностях ми-минор (в которой
написаны многие арии, изображающие магических героев, например, знаменитого Мефистофеля и др.) и соль-мажор (маршевая тональность, призывающая к мобилизации сил, чтобы идти вперед); причем, преобладал минор, тем самым давая эффект недосказанности
(P.S.: по принципу Зейгарник, незаконченные действия запоминаются лучше; минор можно рассматривать, как на полтона незаконченный мажор).
2. Широко использовались полутона, тритоны (также - эффект незаконченности, недосказанности).
3. Использовались изменения ритмического рисунка: 4/4 («маршевый ритм») сменялся 3/4 (3 - слабая доля - для домысливания).
4. Использовались уменьшенные интервалы за счет продолжения звучания голоса после сказанной фразы, что создавало впечатление перманентности (непрерывности), текучести, обволакивания.
5. Наблюдались восточные интонации, дающие состоянии «зыбкости перед полетом».
6. Использовались приемы смены форте и пиано, крещендо и диминуэндо, стаккато.
7. Звук лился легкой струей с правильной постановкой вокального голоса (посылался нижними отделами легких при участии мышц пресса, голосовые связки при этом были расслаблены, в ротовой полости создавался вокальный купол, далее звук проникал наружу через естественные микрофоны: верхнюю челюсть, гайморовы пазухи, орбиты, лобную пазуху), не заваливался, а в особо эмоционально значимых частях текста звук раздваивался по типу «эхо» (при этом работали одновременно нижняя - верхняя челюсть -1- и верхние -2- микрофоны), что давало ощущение нереальности. (См. приложение – «Души - наизнанку – 2», новелла «Голоса»).
8. Текст резко делился на две части - одна (расслабление тела почленно) звучала ниже, с использованием «грудного голоса» (микрофоны грудины), другая часть (где описывалось состояние воздухоплавания, полета) начиналась резко на более высоких нотах с отключение «грудного», оставался только «купольный» голос (ближе к сопрано).
9. С началом второй части дополнительно усиливалась работа пресса для достижения дующего характера звука, что создавало эффект «вдувания сил, вдохновения», когда воспринимающий этот звук слушатель испытывал состояние значительности, торжественности, могущественности.
10. Большинством гласных звуков были «е» (эффект расслабляющий) и «а» (эффект мобилизующий, атакующий) в соответствии с известной вокальной формуле кратности е : а.
11. Среди согласных доминировали «л», «н», «м», «в» во второй части - это давало ощущение плавности, а в первой части и при выходе из транса доминировал звук «р», оказывающий мобилизующее значение и усиление внимания.
12. Смена темпа при чтении («гипнотическом чтении») - замедление во второй части и ускорение к концу сеанса при выходе из гипноза) заостряло внимание и давало возможность слушателю не устать от восприятия, разнообразило текст аналогично тому, как при построении концерта маршевые песни сменяются лирическими для освежения восприятия зрительного зала.
P.S. консультации по композиции гипнотического текста с точки зрения сольфеджио были даны квалифицированными специалистами в области музыковедения.
При осуществлении нотной записи текста лица, работающие над этим, испытывали повышение раздражительности, испытывали чувство переутомления и отказывались от дальнейших работ. Однако...
Для желающих - приложения: машинописная запись текста; нотная запись текста; аудиозапись текста.
Принципы, на которых базируется данный гипнотический текст, могут широко применяться в быту и при осуществлении любой деятельности, учитывающей работу с людьми.
- !!! -
ГЛАВА 3
НЕВЕРБАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ СУГГЕСТИВНЫМИ
АППЛИКАЦИЯМИ (СА) , ИЛИ ПАССАМИ
Основы этого способа определялись при переработке более чем 5000 стандартных единиц в 1993 году, где за одну стандартную единицу принимался терапевтический (лечебный) эффект за один сеанс одному пациенту. Сеанс продолжался от 3 до 25 минут. Этот терапевтический эффект оценивался по трехбалльной системе: 0 - нет эффекта; 1 - эффект нестойкий и непродолжительный; 2 - неполный эффект; 3 - полный эффект
Эффектом считалось ослабление соматических (телесных) и астенических («астения» - бессилие, слабость) жалоб или сразу после сеанса или спустя некоторое время - от 1 часа до 5 суток. В результате исследования выяснилось, что средний балл лечебного эффекта составил 1,3. Но при анализе эффекта в целом добавились еще и положительные отдаленные результаты. Таким образом, из исследованных ст. единиц у 2182 больных, прошедших полный курс лечения, исчезли все жалобы, с которыми они обращались, или же наблюдалось стойкое улучшение качества жизни, связанное с улучшением здоровья. Так, например, женщина с рассеянным склерозом не могла стоять и ходить, а после лечения стала одна ходить по магазинам, хотя сохранила некоторую шаткость походки и неспособность бегать.
Другая парализованная больная была абсолютно «лежачей», совершала естественные отправления в судно с помощью посторонних лиц, едва могла садиться «в подушки», опять же с помощью посторонних, не могла удержать в руке ложку. После лечения ее родственники спокойно оставляют ее одну в квартире, где она успешно справляется с домашним хозяйством: готовит, убирает, стирает, гладит и даже сама купается. Увы, она не научилась ходить и стоять, ее ноги неподвижны, но она себя полностью обслуживает, научившись с помощью рук усаживать себя в инвалидную коляску и пр.. Кроме того, она еще умудряется заниматься дачными делами. То есть, у человека снова появилась полезность собственного Я и интерес к жизни.
Признав свой положительный эффект, проанализировав также эффекты 12-ти знахарей-целителей Воронежской области (за 1989-1991 годы изучения их деятельности), исследовательский интерес к «пассам» обнаружил закономерности их воздействия. Затем в официальной психотерапевтической литературе был найден прототип (прообраз) - способ «аутоаппликаций И. Ловицкой». Все это позволило квалифицировать найденное лечение «как модификацию (видоизменение) способа Ловицкой и определить его, как разновидность гипно-суггестивной психотерапии традиционного характера» и научно представить его так:
…И. Ловицкая предлагает: «на участок тела, где имеются неприятные ощущения, больной накладывает свои руки и совершает движения - тракции - сдвигая туда-сюда кожу за рукой». Этот способ имеет недостатки: во-первых, рука больного может стать источником болезненных эмоций («язык жестов убедительнее языка слов»). Во-вторых, слишком грубо, неконкретно и недозировано понятие о тракциях. Непонятно, с какой силой воздействует индивид на свое тело и как можно и в каком случае эту силу определить, как отрегулировать. (Возможно, И.Ловицкая и сама знает об этих недостатках, а может, даже и в совершенстве восполнила свои пробелы, но, к сожалению, на момент данной работы об этом мне ничего известно не было).
Для исправления этих недостатков предложено: 1. Использовать прием ассоциаций, широко известный в семиотике (раздел терапии, изучающий болезненные признаки). Например, симптомы «капли росы» при экземе, «выдвижного ящика» при некоторых травмах коленного сустава, «кошачьего мурлыканья» при одной из тяжелых патологий сердечной деятельности и пр.. Такой подход обеспечивает чувственную преемственность при обучении, а в нашем случае с «пассами» (или «суггестивными аппликациями») позволяет еще и дозировать механическое воздействие на поверхность тела больного. 2. Использовать руки не самого больного, а здорового, уверенного в себе человека - врача или другого. Назовем его оператором. Отсутствие невротических нарушений здоровья у оператора, его уверенность в своем деле на базе предыдущего лечебного опыта передается через его руки пациенту по тем же принципам, что и дружеское похлопывание по плечу, вызывающее подбадривание.
Все это выглядит так:
а). Оператор (врач-психотерапевт или т. п.) накладывает свои руки на участок тела пациента, где имеются неприятные ощущения или необоснованное напряжение мышц.
б). Он совершает действия руками по поверхности кожи пациента (или непосредственно над кожей в зоне температурной чувствительности), имитирующие широко известные в быту манипуляции, доведенные до автоматизма.
в). Предлагаются такие как: втирание крема в кожу младенца; припудривание; стряхивание мела с одежды; мытье оконных стекол; промакание влаги; взбрызгивание; взбивание мыльной пены (для женщин это более доступно).
г). Для мужчин: шлифование деревянной фигурки; ваяние из глины; полирование; влажный туалет автомашины; проверка ниппельной резины; втирание лыжной мази, обувного крема; проверка прочности механического контакта и др. Здесь выбор более индивидуален, чем у женщин, поэтому лучше подбирать подходящие СА («пассы») с помощью наставника.
Вообще, в каждом отдельном лечебном акте (сеансе) набор СА и длительность их воздействия подбирается опытным путем, который зависит от личной практики и интуиции («чутья»). Следует запомнить следующие правила: 1. Пациенту не должно быть больно или неприятно от «пассов». 2. Сеанс не должен длиться дольше 25 минут в сутки. 3. Противопоказаниями являются острые и неотложные состояния (см. в качестве приложения энциклопедии, справочники фельдшера, практикующего врача, слушай лекции по подготовке санитаров и сандружинников и т. п.) - то есть случаи, при которых вы бы обычно обратились за помощью к врачу или фельдшеру.