Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия
Психологическое время.Речь пойдет о субъективном восприятии продолжительности и содержании временных отрезков. Когда мы говорим о психологическом времени, то нас интересует не физическая продолжительность времени, измеряемая в секундах, минутах, часах, сутках и т.п., а то, как осознается индивидом продолжительность того или иного события, как он оценивает и воспринимает время своей жизни.
Поэтому психологическое время имеет свои особенности, отличные от астрономического времени:
· Каждый человек является носителем своего собственного психологического времени, которое обладает способностью перестановки событий своей жизни во времени.
· Психологическое время включает то, как оценивает человек одновременность, последовательность, длительность, скорость протекания различных событий своей жизни, их принадлежность к настоящему, прошлому и будущему.
· С помощью психологического времени у человека есть возможность управлять будущим через настоящее. Причем чем дальше отстоит будущее от настоящего, тем легче им управлять. С помощью психологического времени можно управлять также и прошлым через ощущение своего будущего.
Психологическое время имеет 2 основных объяснения:
1) Биологический подход базируется на циклической природе многих физиологических процессов, происходящих в организме, к числу которых принадлежат изменения температуры тела и процессы, лежащие в основе обмена веществ.
Основной тезис биологического подхода: внутренние биологические часы контролируют и обменные процессы, и восприятие времени.
Так, увеличение температуры тела ускоряет протекающие в организме процессы, и человеку кажется, что время идет быстрее, т.е. имеет место переоценка времени. Мозг имеет некие биологические часы, регулирующие скорость протекания в организме процессов обмена веществ, влияет на восприятие течения времени. Из этого следует, что понижение температуры оказывает противоположный эффект, т.е. недооценку течения времени.
Аналогичным образом действуют лекарственные препараты на восприятие времени: те из них, которые ускоряют обменные процессы в организме (амфетамины, кофеин), приводят к переоценке времени (т.е. человеку кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле), а препараты, замедляющие обменные процессы (фенобарбитал, успокоительные средства), оказывают противоположное действие.
2) Когнитивный подход к восприятию времени, согласно которому восприятие времени является результатом познавательной активности, а именно:
а) памяти:
· чем больше объем сохраняемой информации, тем более продолжительным кажется данный промежуток времени;
· каким образом сохранена информация в памяти : чем она лучше сохранена, тем более продолжительным воспринимается время;
· от того, какими эмоциями окрашена запоминаемая информация: неприятные события воспринимаются как более быстротечные. Всем известно, что по прошествии времени кажется, будто приятные или интересные события длились дольше, чем это было на самом деле. Причина этого в том, что эти приятные эпизоды лучше запоминаются;
· эффект Зейгарник: незавершенная работа сохраняется в памяти лучше, нежели завершенная, поэтому затраченный на неё период времени воспринимается как более продолжительный.
б) внимания:
восприятие времени зависит от того, сколько внимания уделяет человек течению времени: чем больше он обращает внимания на время, тем медленнее оно течет; напротив, если работа трудна или интересна, оно пролетает незаметно.
Так, когда человек стоит в очереди или занят выполнением рутинных, нагоняющих тоску операций, то, время ему кажется медленным. Здесь применимо крылатое выражение: «Вода в котле, за которым наблюдают, никогда не закипает». Когда же мы живем богатой и интересной жизнью, когда мы отдаем чему-либо свою душу и свое сердце, то нам кажется минутами то, что на самом деле составляет час. Здесь применимо крылатое выражение: «Счастливые часов не наблюдают».
Старение организма и восприятие времени:с возрастом время словно ускоряет свой бег. Причина в том, что мы воспринимаем течение продолжительных временных отрезков, таких, например, как промежутки между днями рождения или праздниками, относительно всей прожитой нами жизни. Другими словами, при восприятии определенного промежутка времени собственный возраст человека служит для него некой шкалой сравнения. Например, для 4-летнего ребенка год – это 25% его жизни, а вот для 60-летнего человека год – это незначительная часть прожитой им жизни (1/60 или менее 2% ).
На подобное восприятие времени влияют многие физиологические процессы, происходящие в стареющем организме. Так, например, с возрастом снижается содержание в организме гормона допамина. Последствия этого снижения становятся наиболее заметными к 50 годам, а именно в этом возрасте большинство людей начинают осознавать быстрый бег времени.
Восприятие времени и величина окружающего пространства.
Пространство и время связаны между собой и являются психологическими проявлениями одного и того же феномена. Это находит проявление в том, что восприятие времени человеком зависит от размера объектов, с которым он взаимодействует. Человеку кажется, что прошло больше времени, чем на самом деле, если воспринимаемая им внешняя среда сжата: чем меньше размер визуальной среды, тем более сжатым оказывается психологическое время по сравнению с реальным временем. Итак, размер окружающего пространства (гостиная, железная дорога и т.п.) влияет на восприятие продолжительности временных отрезков. Это обстоятельство необходимо учитывать не только при проектировании жилых домов, но и архитектурной среды.
Психологическое пространство –это своеобразная ментальная карта реальности, т.е. система субъективных ориентиров, с помощью которых человек определяет свое место и значение среди других явлений бытия. Характеристики психологического пространства существенно отличаются от свойств физического. Каковы же признаки психологического пространства?
Психологическое пространство представляет собой систему отношений типа «центр – периферия» (фигура – фон), т.е. имеет свойство центральности. Согласно этому свойству, в каждом событии существует свой доминантный центр: а) им может быть какая-то вещь, имеющая особое значение для человека (например, русская печь в избе или телевизор в квартире современного горожанина; б) преподаватель, читающий лекцию в аудитории или сокурсница, которой вы симпатизируете; в) доминантным центром является для себя и сам человек, его близкие, а также значимые и авторитетные для него люди.
Картина мира, создаваемая психологическим пространством, имеет определенную ассиметрию, что отличает её от симметричных в своей основе моделей физического пространства. Психологическая ассиметрия проявляется в том, что всему правому или всему вышестоящему придается большее значение, потому что связано с актуализацией положительных эмоций, чем левому и низкому.
Обратите внимание: психологически не безразлично, где находится человек, с которым вы общаетесь: справа или слева, выше или ниже:
· Так, чем выше статус руководителя, тем выше и больших размеров его кресло: если Вы будете выше партнера в пространстве, то ваша позиция будет восприниматься как более сильная.
· Или еще пример, касающийся пространственного расположения за столом деловых переговоров: лучше сесть под углом со своими партнерами: чем острее между вами угол, тем легче договориться. Традиционно в ходе переговоров представители двух сторон сидят лицом друг к другу, чаще всего на противоположных сторонах стола. Но подобная симметрия максимально усиливает противоборство, а расположение под углом, хотя и ассиметрично, но является условием сотрудничества, так как более психологически комфортно.
Психологическое пространство – это не физическое пространство, однако оно стремиться реализоваться в нем более или менее полно и точно. То пространство, в котором мы живем, является психологически обозначенным и сконструированным. Иллюстрацию этого легко найти в районе, где живут очень состоятельные люди: здесь величина земельного участка возле дома, высота и архитектура дома, число комнат и т.д. есть не что иное, как пространственные характеристики социального положения жителей этого района; то же самое можно наблюдать и в отношении человеческого тела: движения, позы и положения в пространстве ( вспомните, как держат себя начальник и подчиненный, хозяин и гость, победитель и побежденный и т.п.) указывают на социальный статус и ролевые позиции людей.