Глава 1. теоретический анализ телесного самочувствия как ресурса профилактики аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Развитие телесного самочувствия как ресурс профилактики аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте
030300.68 Психология
030300.68. 10 Психология развития
Научный руководитель _____________ к. психол. наук М.В. Рычкова
подпись, дата
Выпускник ПП 10-60М _____________ А.В. Пеганова
код группы подпись, дата
Красноярск 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………...…….…….............................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕСНОГО САМОЧУВСТВИЯ КАК РЕСУРСА ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………………….……111.1 Содержание подросткового возраста, возрастное самочувствие подростка……………………………………………………………………..…..11
1.2 АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…....19
1.2.1. Понятие «аддиктивное поведение», психологические особенности аддиктивной личности……………………………………………………..19
1.2.2 Риск аддиктивного поведения в подростковом возрасте……………………………………………………………….…….23
1.2.3 Профилактика риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте……………………………………………………………………..28
1.3 Телесное самочувствие и его влияние на возрастное развитие подростка…………………………………............................................................32
1.3.1 Исследование телесности в психологии……………………………32
1.3.2 Телесное самочувствие подростка и его взаимосвязь с волевой саморегуляции подростка ……………………………………………...….36
ГЛАВА 2 ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕЛЕСНОГО САМОЧУВСТВИЯ КАК РЕСУРСА ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ………………..….43
2.1.Описание процедуры исследования………………………………………..43
2.2. Описание и обоснование выбора методик………………….......................47
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных……………………………55
2.4 Выводы……….………………..……………………………..………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....…………………………74
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................79
ВВЕДЕНИЕ
Проблема аддиктивного поведения подростков остается актуальной и по сей день, не смотря на огромное количество разработок методов профилактики и исследования механизмов зависимого поведения. Под профилактикой мы понимаем создание условий для конструктивного проживания подросткового кризиса.
Суть кризиса в том, что в подростковом возрасте происходит рассогласование на трех уровнях. Отечественный психолог Л.С. Выготский различал три точи созревания, на которых происходит рассогласования: органическое, половое, социальное [11]. Рассогласования происходят по причине того, что изменения, происходящие с подростком, рушат все его прежние опоры, а новые еще не сформированы.
Поэтому у подростка возникает колоссальная потребность в опорах, получении самочувствования.
Как писал П. И. Зинченко: самоощущение, самочувствование является основой самосознания [18]. А именно самосознание, по мнению отечественных психологов культурно-исторической школы, является ведущим новообразованием подросткового возраста. Для того чтобы познать себя, обнаружить свои индивидуальные качества, нужно почувствовать себя через сопротивление среды, через опробование себя в разных новых видах деятельности и разных ситуациях (например, чтобы освоить запрет, нужно сначала его нарушить).
Наиболее показательная для подросткового возраста ситуация- это ситуация пробы. Психологическим содержанием такой ситуации является формирующаяся способность к различению разных смыслов, стоящих за собственными действиями подростка, открывающих ценности, позволяющих на основании этого принимать осознанное (свободное) решение о действовании или недействовании.
И таким образом возникает вопрос, каким образом взрослый, как посредник, может организовать ситуацию подростковой пробы. И на каком собственном ресурсе подросток может построить опоры, а взрослый контролировать этот процесс. Ведь, именно взрослый должен являться источником опор для ребенка. Если же события (по Б.Д. Эльконину) не случается, ребенок получает самочувствие суррогатным образом, что является риском неконструктивного проживания возраста [60]. Поэтому ситуация пробы должна быть организована в рамках возрастного развития, т.е. возвращающая утерянное подростком самочувствие и являть понятия самостоятельности и ответственности.
Выход видится в понимании того, что же в самом возрасте, в его внутреннем содержании может выступать ресурсом удержания подростка от осуществления аддиктивных проб (или по крайне мере от их продолжения). Иными словами, поскольку зависимости может сопротивляться (с внутренних позиций) свобода в ее конструктивном значении, наша задача состоит в выделении в содержании подросткового возраста того, что может способствовать формированию данной ценности или, напротив, разрушать ее [45].
В советской детской психологии центральной линией развития личности ребенка рассматривается развитие произвольности. Согласно концепции Л.С. Выготского, «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения», и соответственно развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами [10]. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков [62]. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка [30]. Л.И. Божович также утверждала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и ее формирования [6]. Понимание произвольности и воли как сознательной саморегуляции поведения выдвигает на первый план проблему опосредованности поведения и средств овладения собой.
Таким средством, на наш взгляд, является именно все, что связано с телесностью подростка, а именно телесное самочувствие. Как говорит Тхостов А.Ш.: «Телесность-это первый в онтогенезе предмет овладения и трансформации в универсальное орудие и знак» [50].
Ведь большинство психологов, изучающих подростковый возраст, подчеркивают важность телесных изменений и восприятия собственного тела в подростковом возрасте. Телесное существование подростка становится одной из актуальных линий развития в подростковом возрасте. А переживания по поводу восприятия собственного тела ведущими в самочувствии подростка.
В исследование психологии телесности внесли свой вклад отечественные психологи и зарубежные психологи.
Как пишет Тхостов А.Ш.: « «Телесность» не синоним «тела» в его физическом понимании. Человеческая телесность-одухотворенное тело, являющееся результатом процесса онтогенетического, личностного, в широком смысле исторического развития, и выражающее культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа» [50]. Телесность отражает не только физическое состояние тела, но и внутренние представления о теле, желания, потребности.
Телесность может выступать предметом овладения и средством приращения других ресурсов подростка, таких как произвольность, самостоятельность, ответственность. И тем самым способствует снижению степени риска аддикций у подростков. Они становятся нерискующими по степени аддиктивного поведения.
Таким образом, понятие телесное самочувствие подростка определяется как набор телесных самоощущений, получаемых в ситуациях, проживание которых определёнными способами даёт возможность почувствовать свое тело, определить и развить возможности своего организма, а также телесное самочувствие подростка включает в себя переживания связанные с этими телесными самоощущениями.
Цельнашей диссертационной работы:
Изучить телесное самочувствие подростка как ресурс профилактики аддиктивных форм поведения.
Объектом исследования является: подростки в возрасте от 13 до 16 лет.
Предмет исследования:телесное самочувствие подростков в возрасте от 13 до 16 лет как ресурс профилактики аддиктивных форм поведения.
В качестве гипотезынашегоисследования выступало предположение, о наличии взаимосвязи между уровнем телесного самочувствия, волевой саморегуляцией и степенью рисков аддиктивного поведения подростка, а именно: чем выше уровень телесного самочувствия у подростка, тем выше уровень волевой саморегуляции, а степень риска аддиктивного поведения ниже.
Для верификации гипотезы о взаимосвязи мы выдвинули ряд частных, рабочих гипотез:
· Чем выше уровень телесного самочувствия подростка, тем выше его уровень волевой саморегуляции.
· Чем выше уровень волевой саморегуляции подростка, тем степень риска аддиктивного поведения ниже.
Вторая гипотеза: У подростков занимающихся танцами уровень телесного самочувствия и уровень волевой саморегуляции существенно выше, а степень риска аддиктивного поведения ниже, чем у подростков, не занимающихся никакими видами специально организованной физической активности.
Мы взяли дополнительную (независимую переменную) переменную - волевую саморегуляцию подростка. Под уровнем волевой саморегуляции подростка понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
В качестве независимой переменной выступает телесное самочувствие подростка и волевая саморегуляция подростка. А в качестве зависимой переменной - риск аддиктивного поведения подростка.
Управлять телесным самочувствием мы будем через занятия танцами. Танцы такая форма конструктивной деятельности, которая направлена на овладение своей телесность. Также в своей бакалаврской работе мы доказали, что занятия танцами способствуют снижению уровня тревожности у подростков, что говорит о танцах как о деятельности, которая способствует решению возрастных задач в подростковом возрасте.
Цель работы определяет основные задачиисследования:
1) Провести теоретико-методологический анализ телесного самочувствия подростка, как ресурса профилактики аддиктивных форм поведения;
2) Выявить взаимосвязи оценки телесного самочувствия, показателей волевой саморегуляции и степени риска аддиктивного поведения подростка на основе полученных эмпирических данных;
· Выявить взаимосвязь между оценками телесного самочувствия и показателями волевой саморегуляцией подростка;
· Выявить взаимосвязь между показателями волевой саморегуляции и степенями риска аддиктивного поведения подростка;
Для решения поставленных задач использовались следующие методыисследования:
Методы исследования:
1) сравнительный анализ психолого – педагогической и методической литературы;
2) метод анкетирования;
3) методы статистической обработки данных.
Основными методиками, используемыми в ходе исследования, являются:
· Методика САН (диагностика самочувствия, активности и настроения);
· Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»;
· Методика РАП, определяющая степень риска формирования аддиктивного поведения.
· Статистические и математические методы обработки результатов: t- критерий Стьюдента и метод ранговой корреляции Спирмена.
Теоретико-методологической основой исследования послужили культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Тезис об опосредствующей функции знака, который является общественно выработанным средством овладения собой, составляет ядро психологической концепции Л.С. Выготского. Также теория психического развития ребенка Д.Б.Эльконина, определяющая психологический возраст через единство социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований, а также концепция телесности Тхостова А.Ш. Его главный тезис, что телесность-это первый в онтогенезе предмет овладения и трансформации в универсальное орудие и знак [50].
В первой главе мы приводим теоретический анализ телесного самочувствия как ресурса профилактики аддаиктивных форм поведения в подростковом возрасте. Изучаем содержание подросткового возраста. Выводим понятие возрастное самочувствие. Рассматриваем сущность аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Обосновываем значимость телесного самочувствия в возрастном развитии подростка. И прослеживаем взаимосвязь между телесным самочувствием подростка и волевой саморегуляцией.
Во второй главе мы излагаем ход эмпирического исследование телесного самочувствия как ресурса профилактики аддаиктивных форм поведения в подростковом возрасте. Описываем формирование выборки. Обосновываем выбранные нами методы и методики. Анализируем полученные данные и интерпретируем их в соответствии с выдвинутыми гипотезами.
Научная новизнаисследования состоит в том, что изученоразвитие телесного самочувствия как ресурса профилактики аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте. До этого телесного самочувствие подростка не рассматривалось как фактор, влияющий на динамику риска аддиктивного поведения. Тот факт, что развитие телесного самочувствия делает подростков более защищенными от аддиктивных форм поведения, открывает новые возможности в организации профилактирующего пространства для подростков.
Практическая значимостьопределяются востребованностью рекомендаций по организации профилактирующего пространства для подростков, решающего задачи возрастного и вне возрастного развития подростка, вызывающего на преодоление, возвращающего подростку самочувствия.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации профилактических, программ психологической поддержки подростков, в консультативной практике, при организации психокоррекционной работы с подростками. Также включение развития телесного самочувствия подростка в образовательное пространство. Поскольку мы в своей работе обосновали значимость телесного самочувствия в возрастном развитии подростка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕСНОГО САМОЧУВСТВИЯ КАК РЕСУРСА ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 СОДЕРЖАНИЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ВОЗРАСТНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПОДРОСТКА
Нам необходимо изучить психологические характеристики подросткового возраста, для того чтобы понять, что есть возрастноадекватное самочувствие подростка, и обосновать, почему телесное самочувствие является ресурсом для профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Начнем с понятия самочувствия в психологии.
C каких бы позиций мы не описывали самочувствие человека- это описание предполагает три автономные системы отсчета [23]. Первая система– индивидуальное самочувствие, описываемое как в биологии, физиологии (самочувствие себя как организма, например, температура), так и в психологии, где самочувствие описывается в таких терминах, как «Я – концепция», «образ Я», самоощущение, идентичность, самосознание, самоопределение. Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастное самочувствие, описываемое в психологии развития, возрастной психологии, и социальной психологии (самочувствие среднего индивида в данном возрасте данного общества). Третья система отсчета – культурных символизм, отражение возрастного самочувствия человека в культуре; то, как самочувствие человека воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп (обряды, стереотипы по отношению к возрастному самочувствию, процессы инициации), которые преимущественно изучаются этнографами, при участии фольклористов и историков. Все эти явления взаимосвязаны, т.е. самочувствие человека многомерно, включает в свою структуру как биологические, так и психические, и социальные аспекты. В нашей работе мы делаем акцент на возрастном самочувствие подростка, что требует психологического анализа. Понятием «возрастное самочувствие» мы подчеркиваем то, что наше исследование касается именно проблем подростка, проблем определенного возрастного этапа.
Возрастное самочувствие - это набор себяощущений [6, 62] (от телесных через личностные до социальных), получаемых в типичных формах взаимодействия со средой, ситуациях, проживание которых определёнными способами даёт ребёнку возможность почувствовать, определить себя во времени и пространстве.
Что происходит с самочувствием подростка?
Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. В подростковом возрасте организм претерпевает значительные изменения, которые будут существенно влиять на все стороны биологического, психологического и социального развития. Во время пубертатного периода происходят глубокие телесные изменения; меняется так же характер мышления, претерпевая качественные и количественные преобразования; социальное развитие идет по двум основным линиям – освобождение от родительской опеки и установления новых отношений со сверстниками; и, наконец, развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности, а именно идентичности как продукта сексуальных, когнитивных и социальных трансформаций. Таким образом, М. Кле указывает, что «изменения в отрочестве последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание» [21].
Описываемые большинством авторов особенности и закономерности протекания подросткового возраста, по сути, означают утрату ребенком отчетливого ощущения себя, размывание самочувствия и определенности, — что фактически происходит в каждом возрастном кризисе (в отличие от стабильных возрастов), однако лишь здесь приобретает такие масштабы.
Суть кризиса в том, что в подростковом возрасте происходит рассогласование на трех уровнях. Л.С. Выготский различал три точи созревания, на которых происходит рассогласования: органическое, половое, социальное. Рассогласования происходят по причине того, что изменения, происходящие с подростком, рушат все его прежние опоры, а новые еще не сформированы.
Таким образом, у ребенка возникает колоссальная потребность в опорах, получении самочувствия. По Б.Д. Эльконину, самочувствие не дается непосредственно, оно “страдается” посредством действия. “Претерпевание действующим своего действия является как необходимым и неотъемлемым моментом самого действия, так и источником чувства собственной активности (ощущения действования), т.е. переживания в собственном смысле” [60]. Как же ребенок ищет эти опоры, какие действия и в каких ситуациях совершает? Поливанова К.Н., анализируя трудновоспитуемость детей, пишет: “Но именно разрушение привычной ситуации и есть необходимое условие обнаружения собственного действия. Исходно для ребенка такое действие не является пробой, это именно действие, результатом которого является разрушение ситуации. Реакция взрослого превращает результативное действие в пробу, минимизируя возможный разрушительный эффект, помогая ребенку открыть в ситуации себя действующего, то есть обеспечить субъективацию” [40].
Именно взрослый должен являться источником опор для ребенка. Если же события (по Б.Д. Эльконину) не случается, ребенок получает самочувствие суррогатным образом через: физический риск (ребенок ищет “пиковые ситуации”, пребывание в которых дает острое ощущение себя за счет близости границы небытия собственного “я”); социальный риск (деликвентное и девиантное поведение, трудновоспитуемость — есть, по сути, неудавшиеся попытки получить опоры от взрослых; разрушительные действия дают более яркое чувствование себя, нежели созидательные, вследствие немедленное и исполнения и четкого чувства причастности к происходящему [60].
Многие авторы описывают подростковый возраст как насыщенный рисками. При этом, ясно, что все пути не обеспечивают ребенку проживание возраста (т.к. не даны во временной развертке и не связаны с возрастными требованиями взрослых), хотя и дают самочувствие.
Все действия подростка, в той мере, в какой это именно действия подростка, несут, прежде всего, смысловую нагрузку значения, поведение становится текстом [45]. Подросток всякое действие превращает в знак, т.е. придает ему определенное значение. Именно «означивание поведения приводит к его проявлению и обнаружению. В означивании происходит проба действия, его обнаружение, разглядывание. До означивания нет еще ни действия, ни действующего, он замысливает свой собственный текст и, осуществляя (реализуя) его по мере своих сил, создает тем самым произведение своего собственного действия. Так связка «замысел– реализация» есть необходимое условие встречи действующего с самим собой: он обнаруживает пространство собственных возможностей, пространство собственных значений и смыслов. Иными словами, предметом подростковой пробы является сам действующий (его возможности, его соответствие…). И каждый пробующий шаг, таким образом, добавляет в багаж подростка новые представления о себе самом. Фактически вся деятельность ребенка в этот период, все его действия направлены на обнаружения себя, на самоопределение [45].
Подросток такого рода пробы осуществляет в компании сверстников, там, по мнению К.Н. Поливановой, он встречается с некоторым подражанием идеалу, что в свою очередь, позволяет сохранить «поле пробности», а точнее – в безопасных условиях узнать свою приближенность к идеалу [40].
Как считал Л.С. Выготский, именно в подростковом возрасте влияние среды на развитие мышления приобретает особую значимость, и первым указал на возникновение самосознания как на центральное новообразование подросткового периода [11]. Его ученица, Л.И. Божович, также связывает появление подросткового кризиса с возникновением нового уровня самосознания, которое выражается в появлении у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими, в отличие от других людей, качествами. Основа кризиса– блокирование (депривация) данной потребности [6].
По мысли Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. При этом «целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций, и следует с полным основанием называть интересами» [11, с. 13]. Им были выделены несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами: эгоцентрическая (интерес подростка к собственной личности); доминанта дали (установка подростка на большие масштабы); доминанта усилия (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям); доминанта романтики (стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму). Именно такие интересы подростка толкают его на асоциальные формы поведения, альтернативу им могут составить именно танцы. Потому что занятия танцам удовлетворяют эти три доминанты интересов, которые описывает Выготский.
Лев Семенович отмечает два новообразования возраста – это развитие рефлексии, и на ее основе – самосознание.
По мысли Л.С.Выготского, подростничество распадается на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Л.С.Выготский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза- фаза интересов - характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Л.С. Выготский также обращает внимание на сходство негативной фазы подростничества с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления.
Работу Л.С. Выготского в этом направлении продолжил, прежде всего, Д.Б.Эльконин, который также считал, что, кризисность этого периода вызвана в первую очередь стационарностью социальной ситуации развития, которая заключается в отсутствии перемен в условиях жизни и деятельности. Он полагает, что ведущая деятельность этого периода заключена в установлении интимно-личностных отношений между подростками. Такая деятельность осуществляется в установлении дружеских взаимоотношений, в которых подростки осваивают нормы взаимоотношений, а также морально-этические взгляды на жизнь. Центральным новообразованием, он считает, возникновение и формирование чувства взрослости, «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Это новообразование изучала Т.В.Драгунова под редакцией Д.Б.Эльконина. Если это чувство взрослости находит в жизни ребенка адекватное отношение со стороны взрослых, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз развития более благоприятен. Если же ребенок, испытывающий уже «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание [16].
Стремление подростков казаться, считаться и быть взрослыми обнаруживается в отношениях со взрослыми и сверстниками, в копировании разных сторон поведения и внешнего облика старших. Для подростков важно признание окружающими того, что они не маленькие.
Если на основе чувства взрослости отроку удается развернуть новую ведущую деятельность – Д.Б. Эльконин называл ее интимно-личностным общением, а Д.И. Фельдштейн переименовал в общественно-полезную – предметом которой являются способы построения человеческих отношений в любой совместной деятельности, то к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание, в котором «совершается отрицание взрослости именно благодаря ориентации на себя. Итог: я «не взрослый». Отсюда поворот к новым задачам - постановка задач саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации и возможность учебно-профессиональной деятельности юношеского возраста, в которой осуществляется поиск средств для решения этих задач [51].
До начала кризиса подросток знал, что есть взрослые, в кризисе ему необходимо соотнести понятие взрослости с ощущением «я взрослый».
И это ощущение «я взрослый», а значит «я действующий» в первую очередь может быть открыто подростком через ощущения своего тела.
Таким образом, в подростковом возрасте складывается следующее отношение с взрослостью (и свободой в интересующем нас аспекте): Я взрослый, следовательно, Я не маленький, значит, «свободный от» норм, правил, представлений обо мне как маленьком и т.п. следовательно, Я взрослый, это значит должен уметь, знать и т.п., но я многого не умею, не знаю и т.п., следовательно, Я не взрослый, значит, чтобы стать взрослым мне нужно…. - появляется «свободный для», приобретающий навыки, умения для решения перспективных жизненных задач подросток.
Появление в самосознании подростка таких коренных сдвигов возможно только вследствие специально выстроенного пробующего действия. В рамках такого действия подросток осуществляет пробу собственного чувства взрослости.
В своей эпигенетической теории Э. Эриксон определил подростковый период как «становление индивидуальности (идентификация)» [64, с. 219].Центральной задачей периода взросления является поиск личностной идентичности – «чувства самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям» [54,с. 186].
Среди зарубежных исследователей подросткового возраста можно также выделить М.Кле, который обобщает и выделяет основные зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте [21]. Таким образом, каждой зоне развития соответствует определенная группа задач развития (или новообразования):
· Пубертатное развитие: необходимость реконструкции телесного образа Я и построение мужской и женской «родовой» («гендерной») идентичности; постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодействующих влечений.
· Когнитивное развитие: развитие способности к абстрактному мышлению; расширение временной перспективы [21].
Таким образом, возрастно-адекватное самочувствие подростка, это когда подросток может реализовывать задачи возраста, а это перестройка прежних отношений ребенка к миру и самому себе, это общение в системе общественно полезной деятельности, установлении интимно-личностных отношений между подростками, познание самого себя как личность, обладающую именно ей присущими, в отличие от других людей, качествами, возникновение и формирование чувства взрослости, которое появляется в результате отрыва от опеки родителей, становление идентичности, развитие самосознания и самоопределение. А для того, чтобы реализовать эти задачи возраста подростку необходимо выстроить новые опоры, через ситуацию пробы, которую должен организовывать взрослый. Большинство авторов подчеркивают важность телесных изменений подростка и его переживания связанные с этим.